Последствия Стерня

Елена Йост-Есюнина
17.11.2013

23.00

© flamingo



Я редко смотрю фильмы по чьей-то рекомендации. Тем более, по рекомендации, размещённой на каком-то сайте. Из духа противоречия, наверное. Но ничего не попишешь - я такая. Фильм "Последствия" ( "Aftermath" ) или "Стерня" ( от польского "Poklosie"), рекомендованный к просмотру на одном из  сайтов, привлёк моё внимание своим "происхождением" - не так часто сейчас случается посмотреть хороший фильм, снятый не американцами. Всё как-то больше "шумят" фильмы штатовские. Да и анонсируемая тема заинтересовала, хотя, в свете событий последних лет, и вызвала изначально неприятие. Неприятие вызвала так же и параллельная нить, популярная и, не побоюсь этого слова, насаждаемая на протяжении последних, как минимум восьмидесяти лет - тема антисемитизма. Я отдаю себе отчёт в том, какой шквал возмущения вызовет причастие "насаждаемая" - что ни говори, но больше, чем еврейская тема, тема антисемитиза, не муссируется никакая другая и ни одно другое слово, определяющее национальную принадлежность, кроме слова "еврей", не произносится шёпотом, частота звуковых колебаний которого сравнима, пожалуй, только с частотой ультразвуковых колебаний, с таким священным ужасом - не дай Бог услышит кто-то из окружающих и, что ещё ужаснее, этот "кто-то" окажется...простите, перехожу на ультразвук...евреем! Вдруг кто-то увидит здесь антисемитскую подоплёку?! Да не дай Бог!  Что самое интересное, армянина смело можно назвать армянином, казаха - казахом. С русскими вообще никаких проблем не возникает и потому никто не церемонится. Но назвать еврея евреем!.. Лучше так не рисковать. Я не заражена антисемитизмом и такое положение вещей мне сложно понять. Но я отвлеклась от темы. Короче, несмотря ни на какие опасения фильм, всё-таки, посмотрела. Хороший фильм. Очень понравился. Но ( опять это проклятое "но"! )  сколько же вопросов возникло после просмотра, сколько разночтений!
Чтобы было понятно, о чём речь, коротко изложу содержание фильма.

Действие происходит в Польше, в девяностые годы, в необольшой деревне. После долгих лет эмиграции  из Америки приезжает главный герой Францишек Калина. Практически сразу ему становится понятно, что его младший брат Юзеф находится в затянувшемся конфликте с остальными жителями деревни. Пытаясь найти причины таких взаимоотношений брата с односельчанами, а так же документально подтвердить право на владение домом и землёй, оставшейся от отца, очень скоро Францишек Калина обнаруживает, что причиной конфликта является ужасающая история времён Второй мировой войны,  тщательно скрывавшаяся жителями деревни более  шестидесяти лет: оказывается, местные во время войны убили несколько сотен евреев, а затем обосновались в их домах. Братья даже находят на окраине и задаются целью восстановить разрушенное еврейское кладбище, от которого поляки решили избавиться, чтобы стереть память о живших в тех местах евреях. Однако, чем дальше братья заходят в своем расследовании, тем сильнее накаляются отношения между ними и соседями... Когда выясняется, что отец братьев Калина был одним из убийц еврейской части населения деревни, младший брат Юзеф отказывается от изначального намерения предать огласке эту тщательно скрываемую историю, старший же, Францишек, считает, что мир должен знать всю правду о случившемся, как бы ни было горько знать, что твой отец - убийца. На почве разногласий братья из единомышленников становятся непримиримыми врагами. После произошедшей жесточайшей драки с братом  Францишек уезжает, но его перехватывают уже в пути и сообщают, что брат убит - распят на двери сарая как Иуда.
Вот такое некраткое изложение краткого содержания фильма.

Иуда предал Христа. Один из героев предал свои принципы и помогшего ему брата. По отношению к кому его признали Иудой? Если по отношению к своим же деревенским, то он  в последний момент принял решение и дальше скрывать  раскрывшееся злодеяние, то есть, примкнул к своим бывшим врагам. Почему же именно бывшие враги назвали его Иудой? Но Иуду не распинали, он сам удавился на дереве. Самому себя распять невозможно. Ясно, что главному герою "помогли". Но кто же тогда казнил его? Кто и за что распял его? Почему, назвав Иудой, казнью его, практически, приравняли к Христу? Иисуса распяли евреи. Если следовать библейской истории, то и здесь, получается, распяли евреи, причём распяли те, за кого он изначально, практически, страдал. Предали казни за отступничество от своего святого дела? Или распял его ксёндз-антисемит? Вот тебе и служитель Бога! Или за отступничество он был казнён, всё-таки, преданным им старшим братом-американцем?
Ну не вяжется никак концовка с концепцией, как ни крути.

Да, молодцы поляки, вернее, съёмочная группа фильма, представляющая этот народ! Вклеили на место черную, позорную страницу, вырванную из книги истории своей страны. Но (опять это проклятое "но"!) не весь народ, как оказалось, готов и хочет принять этот позорный факт из своего прошлого! Лишь небольшая съёмочная группа и иже с ними. Остальных больше устроило бы то, как это событие преподносилось прежде, а именно так, как будто вторгшиеся фашисты устроили массовое избиение еврейского населения деревни. У каждой медали - две стороны.
Невольно вспомнилась вся история с "Катыньским делом", тайна, которая долгое время была покрыта мраком. Несмотря на то, что Россия признала свою вину в этом преступлении, завеса тайны, по-моему, так и не снята. Лично я не верю в причастность к этому расстрелу советских органов безопасности и считаю поспешным взваливание Россией на себя вины за этот грех.