Говорящий Кувшин

Анна Коган 2
ПРОСТО СКАЗКИ
Сказки для детей и взрослых
 

ГОВОРЯЩИЙ КУВШИН

  Кувшин занимал самое почётное место среди артефактов, выставленных в кабинете на втором этаже. Кувшину было, как минимум, 3000 лет и он был самый дорогой экспонат в коллекции Старого Профессора.
  Старый Профессор был страстный коллекционер. Он очень любил свою коллекцию, а к Кувшину относился с особенной нежностью и заботой. В витрине, где стоял Кувшин, круглый год поддерживалась определённая температура и специальное освещение.

  Старый Профессор мог часами смотреть на свой Кувшин. Со стороны казалось, что он им любуется. На самом деле они разговаривали. Профессор задавал вопросы, а Кувшин ему отвечал. Кувшин никогда ни о чём не спрашивал и ничего не просил, он только отвечал на вопросы.   

  Кувшину надоели вопросы Профессора, надоела витрина, надоела одна и та же температура и искусственное освещение. Он столько всего перевидал на своём веку, что ему давно всё надоело, а больше всего ему надоела человеческая глупость. Кувшин давным-давно  рассказывал Профессору сказки и небылицы, а Профессор верил. Искренно верил всему, что рассказывал Кувшин, больше того, он считал, что только он знает правду, потому что его Кувшин был свидетелем многих событий.

   Кувшину надоело придумывать правдоподобные истории, он уже не помнил, что именно он говорил и о чём. Он запутался во всей этой никому не нужной лжи и в один прекрасный день не выдержал и сказал Профессору:
   - Я тебе всё врал. Было совсем не так, а как было, я уже тоже не помню. Отстань от меня, ради Бога! Вынь меня из этой витрины, дай умереть спокойно.
   - Как врал?  Ты шутишь, Кувшин. Что ты хочешь сказать, что все мои книги вымысел? – не поверил своим ушам Профессор.
   - Я твои книги не читал и читать не буду, а то, что у вас любой вымысел называется исторической правдой, это я уже давно понял, - ответил Кувшин, - Слушай, отключи хотя бы эту температуру!

   - Ах ты, свинья неблагодарная! Я тебе создал самые лучшие условия для жизни, в твоей витрине даже пыли нет, а ты ещё не доволен. Температура ему, видите ли, не нравится, - возмутился Профессор. - Не отключу, пока не скажешь правду.
   - Зачем она тебе, правда? Какую правду ты хочешь услышать?
   - Что именно ты мне соврал, и как было на самом деле?
   - Что это изменит? Все мои бредни ты выдаешь за гипотезы, твои книги продаются, что тебе еще надо? Если я тебе правду расскажу, у тебя еще, не дай Бог, инфаркт будет. Кто меня тогда из этой витрины вынет? Сколько можно взаперти сидеть? Дай свежим воздухом подышать.
   - Старик, ты отстал от жизни. Какой в городе свежий воздух? Люди бы дорого заплатили, чтобы дышать таким воздухом как ты. Если я тебя достану, ты тут же рассыплешься.
   - Этого я и хочу. Мне надоело быть говорящим кувшином, мне осточертели твои глупые вопросы. Мне надоело рассказывать сказки. Я иссяк.

   - Хочешь, я в твою витрину поставлю вазу времён Александра Македонского, тебе будет веселее, сможешь говорить не только со мной.
   - Разговаривай сам со своей вазой, может быть, она тебе правду и расскажет, а мне уже ни с кем разговаривать не хочется. Хватит, наговорился. Мне твои разговоры поперёк горла стоят. Всё. Объявляю забастовку. Больше ты от меня ничего не услышишь, пока не вынешь меня из этой проклятой витрины. Если вынешь, расскажу кое-что интересное, не вынешь – можешь разговаривать со стенкой, я тебе больше ничего не скажу.

  Старый Профессор оторопел от такой наглости, но задумался:
  - Что же делать? Похоже, он и вправду больше не будет разговаривать, но его можно понять: больше 50-ти лет он стоит закрытый в этой витрине, никого, кроме меня  и домработницы, не видит. Ему скучно. Не верю, что он всё врёт, уж очень убедительно он рассказывает.   

  Профессор тяжело вздохнул и ему, как и Кувшину, захотелось на свежий воздух. Он вышел на улицу: ни одного прохожего, бесконечный поток машин, непрерывный гул, дышать нечем…  У Профессора закружилась голова и он вернулся домой.
  - Поеду-ка я на дачу. Там чистый воздух, может какая-нибудь свежая мысль в голову и придёт, - решил Профессор.   

  Старый Профессор был очень расстроен. Он не знал, как жить дальше. Он не представлял свою жизнь без разговоров с Кувшином.
  Профессор спустился в гараж и вдруг совершенно явно услышал голос Кувшина:
  - Возьми Кувшин с собой.
  - Ну и ну, от расстройства уже галлюцинации начались, - подумал Старый Профессор, сел в машину и поехал на дачу.
  - Ты что не слышал. Вернись и возьми Кувшин с собой, - снова услышал Профессор голос Кувшина.
  - Ты же сказал, что не будешь со мной разговаривать. Что забастовка уже закончилась? – спросил Профессор.
  - Последний раз предупреждаю, если не вернёшься, может случиться непоправимое, - ответил тот же голос.   

  Профессор засомневался, что разговаривает с Кувшином, и спросил:
  - Ты кто?
  - Я твоя Совесть.
  - А почему ты говоришь голосом Кувшина?
  - Потому что ты больше никого слушать не хочешь.
  - Ты права, я его полюбил.

  - Брось, Профессор, разве это любовь? Кувшин у тебя в плену, а ты у него. Ты не можешь без него, без его голоса, без его рассказов. Отпусти его и будешь свободен. Он должен уйти, его время кончилось. Дай ему уйти свободным, не усложняй ему переход и не ищи себе приключений.
  - А кто решил, что его время закончилось, он сам?
  - Не задавай глупых вопросов. Пока не поздно разворачивайся, возьми Кувшин, езжай на дачу, там всё узнаешь.
  - Что узнаю?
  - Что заслужил, то и узнаешь!

  -А ты знаешь, сколько я за него заплатил, сколько стоят условия, которые я ему создал?
  - Он давно всё тебе вернул сторицей. Дай ему свободу!
  - Не дам. Он мне дорог. Пусть стоит и молчит, а я буду вспоминать его рассказы.
  - Как будто ты не можешь вспоминать его рассказы и без него.
  - Я не могу без него, он часть моей жизни.
  - Я же сказала тебе, его время кончилось. Он уйдёт в любом случае.

   Профессор остановил машину на обочине дороги. Он не мог ехать дальше. Старый Профессор плакал. Плакал как ребёнок взахлёб и не мог успокоиться.
   - Возьми себя в руки, мне стыдно за тебя, - сказала Совесть. – Старый человек плачет как ребёнок, у которого забрали любимую игрушку.

  - Почему, ну почему это случилось именно со мной? Что я сделал не так? – продолжал плакать Профессор.
  - Наконец-то, первая умная мысль за целый день. Я уже думала, что ты совсем поглупел, - обрадовалась Совесть.
  - Ты меня достала. Что ты хочешь от меня?
  - Я хочу, чтобы ты освободил Кувшин. Если ты этого не сделаешь, я тебя замучаю. Знаешь, что такое угрызения совести?   

  - А где ты раньше была? Явилась, когда мне и без тебя плохо.
  - Не освободишь Кувшин, будет ещё хуже.
  - Хуже некуда, - Профессор уже не плакал, его просто разрывали рыдания. – Я тоже не хочу жить. Можно мы уйдём вместе?
  - Ты ему здесь надоел, сомневаюсь, что он захочет видеть тебя и дальше.   

   Злость взяла вверх над жалостью, и Профессор сказал:
   - Я решил. Я отключу температуру и освещение и больше не зайду в кабинет. Он рассыплется на куски, но свободу не получит. Он мой, я его купил.
   - Чёрт с тобой, делай что хочешь. Я ухожу. Ты остаёшься без Кувшина и без Совести. Мне наплевать, что с тобой будет, старый дурак.   

   Совесть ушла. Стало темно и удивительно тихо, как будто всё живое затаило дыхание. Профессор развернул машину и поехал домой. 

   Дома был страшный переполох. Лопнула труба, залило весь нижний этаж, отключило электричество. Из дома выносили ценные вещи.

   Кто-то открыл витрину, схватил Кувшин и выбежал с ним на улицу.
   - Ура!!! - закричал Кувшин, - я свободен!
   Профессор никогда никому не говорил, что Кувшин умеет разговаривать. От неожиданности тот, кто держал Кувшин, выронил его из рук.
    Кувшин упал и раскололся на мелкие кусочки. Последними словами Кувшина были:
    - Спасибо, друг, ты меня спас!

16 – 20.11.2013.
www.mysoul-kogan.com/сказки/говорящий-кувшин/