О, этот дивный винный запах!

Крокодилья Ферма
Ирина Тунова «Круговорот» http://www.proza.ru/2013/06/12/1712

Даа…пообедать этим рассказом – все равно, что схавать стенгазету на Восьмое марта. Короче, я глотать не стал. Так пожевал…
Не придираясь к мелочам, типа “аромата дорогого вина, заполнившего ночной клуб” ))) (это не пиво, господа, это – вино…) хочется пройтись сначала по сюжету и схеме. Можно было бы и по идее, но увы – она настолько банальна, что можно считать ее отсутствующей.

Сюжет – сериальная слезогонка . Женский коллектив с незаконченным средним образованием обрыдался бы и робко двинул в фабричную библиотеку за стихами ну…этой…Цветковой…Цветовой…а, ну да – Цветаевой. Но о Цветаевой я чуть попозже.

Надо сказать, что сюжетный выверт с бесящейся с жиру теткой набил оскомину еще с глубоких советских времен. Почему-то любили даже хорошие авторы вставить в текст эдакую “аннукаренину”. Помню чудесный фильм “Девять дней одного года”. Сто раз смотрел и каждый раз раздражало одно – и хрена же этой бабе надо? Но там это все-таки фон картины, а здеся мы имеем теткин гормональный кризис как основную сюжетную линию по полной программе. Ну и кому это интересно, кому это надо?

Чечня…Не мне вам говорить, как опасно зажившемуся в тепле и добре прозовскому автору пытаться описывать современную войну. Нет, пытаться можно, но при этом надо напрягаться, напрягать воображение, очищать его от теле- и киномусора, типа “бегивасяяприкрою”. Не можешь понять, не можешь представить – не мучайся и не мучай читателя. Напиши все с той точки зрения, на которую в состоянии встать.
Кстати, одна из удач текста (к сожалению, немногочисленных), на мой взгляд – окончание сцены чтения письма. Когда девочка специально не читает последние строчки. Мне кажется, здесь автору удалось на секунду “воплотиться” в ситуацию.

Бардак – тарарам с автобусом, “плохим дядей” в автобусе (сволочи – на иномарках ездют, да еще и в автобус прутся, поубывалабы…), днем десантника, суперсимволичными бабкой и дедкой и прочей штампованной жвачкой - очень неудачная попытка привести хилый сюжет хоть к какой-то кульминации. Получилась кинокартинка, которую просто хочется промотать, не заморачиваясь на ее анализ.

Все знают, как пахнет вино. Особенно – дорогое. Не Саперави там , или Каберне грузинского розлива, а настоящее вино – портвейн “Три семерки” или номерной – тринадцатый, семьдесят второй… Поэтому запах дорогого портвейна не отпускает с самого начала рассказа и до его конца. Закусывать хочется, но еще больше хочется – узнать, что е там дальше. А дальше – ничего. Такая схема ведет читателя прямиком к запою. И это минус рассказа.

Теперь о Цветаевой. Это-конечно, шедевр сезона. Автору не то, что изменило чувство меры, - его там даже не ночевало. На мой взгляд, было бы уместно вынести цветаевские строки в эпиграф и этим ограничиться. Но чувство меры – как чувство юмора. Или есть, или нет.

Одно понятно из текста – автор Цветаеву читал. И даже учил наизусть. Вполне возможно, удачно декламирует родственникам. Но привязать цветаевскую эстетику к бедному и банальному сюжету автору, само собой, не удалось. Никак. То есть, Цветаевой за стихи – респект, а вот рассказик я и кушать не буду. Вредно для желудка. А крокодилам вредное нельзя, они сто лет живут – здоровье беречь надо.