Каменный дуб

Светлана Таова
         - Деда, я от соседки Наталки  про Каменный дуб слышала. Она говорит, что он сто лет на горе стоит. Правда, деда, сто лет? Он, что, совсем-совсем каменный? Какой же он тогда дуб?
         - Погоди, егоза, не части. Давай-ка сядем в тенёк  зной переждать. Сто лет,  говоришь, стоит? Да нет, не сто, а  пять раз по сто, а может  и того больше. Мне про него мой дед сказывал, а он про дуб от своего деда слыхивал. Да только дуб каменный уж и тогда на горе стоял!
          - Откуда же он взялся там?
          - А вот послушай;
            Во времена стародавние жили в этих местах люди, как мы теперь живем. Так же хлеб сеяли-жали, коров-овец пасли. В кузне могли и серп выковать, и меч острый, чтобы было чем врага-неприятеля встретить.
             В те времена люди  земле-матушке кланяться не ленились, чтобы давала она урожай добрый. Не забывали и солнце красное поблагодарить за тепло и ласку, и тучу грозовую, что во время поля дождем напоила.
             Хорошо жили, просто и ясно. Мы уж не умеем так-то, - дед вздохнул, помолчал минутку, а потом опять повёл неспешный рассказ.
              Жили здесь пахарь Радомысл с женою Добравой. Ладно жили, не ссорились, оттого, видно, и детки у них такие славные народились. Сначала дочурка – Весняной её назвали, а через несколько лет сынок – Липок-Липунюшка.
               Весняна и в девчушках пригожей была, а как вошла в невестин возраст – уж так расцвела, словно сама Лада её приголубила. Все парни на неё заглядывались, а двое – наособицу, даже дышать забывали, как Весняну видели.
   Двое эти-             Яромил – кузнец и Гордеян – княжий дружинник – братьями родными друг другу приходились. Никогда промеж них ссоры или слова худого не было, пока оба не решили Весняну в свой дом хозяйкой привести.
                Тут за Радомыслом было слово, но он дочери волю дал самой себе мужа выбрать, чтобы всю жизнь с ним по-добру прожить.
                Весняне Яромил по сердцу пришёлся.  Братец её,Липунюшка,очень этому выбору обрадовался.  Гордеян-то  на всех свысока смотрел, словно не простой был  дружинник, а сам князь.  А у Яромила   для мальца всегда доброе слово да веселая шутка наготове были.
                Радомысл с Добравой  на дочку смотрели – её счастью радовались. Думали по осени урожай собрать да свадьбу сладить. Только  не все делается, как думается.
                Пропал Яромил. Никто не знал, не ведал, куда кузнец подался . Даже брат его родной ничего Весняне объяснить не мог – только плечами пожимал да руками разводил.
                Весняна хоть  слезы лила, а отцу-матери твёрдо сказала: .
                - Знаю, жив Яромил .Ждать  надо , вернётся он. 
                Откуда же  в ней уверенность такая – и сама понять не могла, не то что другим объяснить .Поуспокоилась  Весняна,    а  вот братец ее – тот, напротив, совсем сник, даже лицом потемнел, так ему кузнеца жаль было.
                От пролитых слёз не подурнела Весняна, не увяла краса её. Как цветок луговой свежа, как ясный день пригожа.
                Гордеян по-прежнему вокруг Весняны кружил, всех женихов отвадил,  только не больно-то  ему это помогло. Вроде и глядит на него Весняна, да не его – Яромила видит. По-прежнему кузнеца  ждёт, забыть не может.
                Так  зима миновала. Земля после долго сна очнулась, стала зеленью одеваться, солнышку радоваться.
                Уговорили девушки-подруги Весняну  в лес пойти,  первых зелёных веточек наломать, чтобы в дому свежестью запахло, а зимний дух прочь ушёл.
 Пошла Весняна с  подружками, а сама всё свою думу грустную думает.
  Не заметила, как от подруг отстала. Огляделась вокруг-одна она на поляне одинёшенька ,а  из лесу навстречу ей идет красавица –золотые  волосы жемчугом убраны, платье  богатым шитьем изукрашено. Держит за руку красавица девчушку маленькую, как сама,златокудрую. И так они обе Весняне улыбаются ласково, что стало ей на душе светло и радостно.
                Лесная красавица участливо девушку расспрашивать стала, почему она одна здесь, о чем задумалась. Та ей про свою беду все и рассказала-поведала. Пока говорила, слезы сами из глаз лились, на шелковую траву падали.
                Красавица Весняне утешно молвила:
                - Ты дождись Перунова дня да ступай на гору, где костры жгут во славу Перуна. Лишь в его власти твои слезы осушить.
                Тут Весняну будто окликнул кто. Оглянулась девушка, посмотреть ,не её ли подруженьки это, а незнакомка с малой дочерью в это время исчезли, как и не были.
                Поспешила  Весняна домой, по дороге подружек догнала , ничего им не стала сказывать, не попеняла даже , что одну в лесу оставили. А те так и не поняли, что за смехом и разговорами   подруженьку чуть  не потеряли.
                Дома  и отцу с матерью ничего не сказала, только  братцу доверилась. Липунюшка, как услышал про лесную красавицу, обрадовался:
                - Это Лада сама тебе встретилась. Ты сделай все, как она велела, и  Гордеяну скажи, пусть  он тоже с тобой придёт.   
                Удивилась Весняна, что братец про Гордеяна заговорил, но просьбу его исполнила. Гордеян своей ненаглядной перечить не стал, обещался придти в назначенный день.
                Вот настал Перунов день. Собрался весь народ костры жечь. Ждёт Весняна  ,что будет, как исполнится, то ,что Лада  в лесу обещала .Рядом с ней Гордиян стоит   . Подходит  к нему Липок и ,прямо в глаза глядя, говорит:
                - Видел я однажды, как на ранней зорьке двое в лес уходили, а из лесу лишь один вернулся. Что ты скажешь на это?
                Гордеян при этих словах глазами сверкнул, рукоять меча крепко стиснул, но пересилил себя и ответил парнишке:
                - Скажу я, что напраслину городишь, пустомеля.
                Липюнушка от него не отстает:
                - Красивый меч у тебя, Гордеян, новый совсем. А старый- то куда дел, не брату ли в сердце вонзил?
                Подстрелянной пташкой тут  Весняна вскрикнула,у подруг на руках без чувств повисла.
                А Гордеян,  себя не помня от гнева ,вскричал:
                - Перуном всему народу клянусь, что нет на мне вины. Был бы здесь Яромил, сам об этом  народу сказал бы.
                При этих его словах  из чащобы лесной вышел тур круторогий. Прошел меж людьми, в середину поляны стал, рога к земле пригнул, на колена опустился. Тут увидели все, что из спины его старый Гордеянов меч торчит.
                Задрожала земля, ходуном заходила. Ожил Перунов идол и  громовым голосом молвил:
                - Ты не убоялся на брата руку поднять, а теперь еще и клятву ложную моим именем дал. Каменное у тебя сердце – так  и сам в камень обратись. Стоять тебе здесь камнем веки вечные.
                Метнул Перун разом две стрелы; чёрную – в Гордеяна, золотую -в тура круторогого. Полыхнули все костры пламенем синим, да так ярко, что невольно все глаза зажмурили, а кое-кто и рукавом  прикрылся.  Как развеялся дым, увидели – стоит посреди поляны каменный валун, а рядом с ним – Яромил-кузнец – жив-невредим.
                Бросилась к нему Весняна, глазам своим верит и не верит, и смеётся, и плачет сразу. Рассказал Яромил, как  брат его в лес обманом  завлек, и  хотел меч в спину вонзить, да не дал Сварог(покровитель кузнецов) злому делу свершиться – обратил кузнеца в тура. В этом обличье Яромилу пришлось Перунова дня дожидаться, чтобы на суд его придти.
                Народ  Перуну всем миром за праведный суд поклонился,а прежде всех Весняна с Яромилом.
                Жизнь пошла своим чередом. Сменяли друг друга зима и лето, солнце пекло ,дожди лили, шумели ветры, говоря о тех, кто навсегда ушёл и о тех ,кто на свет белый народился, а камень всё стоял на горе.

Но однажды покой камня был нарушен. Выбежал из лесу мальчишечка маленький. Увидел камень-забежал за него  :
-Укрой, спрячь меня, камень-камешек!
 На коленки упал ,  ручонками камень обхватил ,слезами со страху его поливает.
А за мальчонкой следом из лесу вепрь разъярённый  выскочил .Клыки ,что ножи заточенные ,того и гляди разорвёт мальчонку в клочья.  И разорвал бы , да не добраться до того никак. Камень ему путь преградил, стоит стеной- не обойти  его зверю дикому, не перепрыгнуть.
Вепрь  его клыками растерзать  пытался и башкой чугунной своей расколоть пробовал да только пришлось ни с чем в лес вернуться .Взревел он  напоследок так , что перепуганное вороньё в разные стороны кинулось с ближних и дальних деревьев  .Скрылся вепрь в лесу, мальчонка ещё  чуток за камнем посидел, а как ножонки трястись перестали, встал , в пояс камню поклонился да домой бежать кинулся, не оглядываясь.
Потом как-то  пришли люди на гору, и увидели – раскололся камень надвое, и тянется из него к солнышку росточек слабенький. Дожди да ветры его  трепали, во все стороны клонили, а он все к солнцу тянулся упрямо, и вырос из росточка дуб-великан. Народ его каменным прозвал .
                Стоит он  на горе и словно говорит всем , что сколь ни много зла на земле, а всё ж добра то побольше будет.
                Закончил дед свой рассказ, и закряхтел,  с трудом поднимаясь с брёвнышка.
Внучка теребила его за рукав:
                - Посиди, деда, еще чего-нибудь расскажи.
                - Экая ты до рассказов охотница, - усмехается дед, теплой ладонью поглаживая  русую внучкину макушку. – Вот доживем до зимы, вечера долгие настанут, тогда и придет время деда слушать. А пока, голуба моя, пошли каждый по своим делам – ты мамке в избе помогать, а я двор да поле топтать.