Устами младенца... продолжение

Людмила Артёменко
            Герман (в детстве – Геруша).
Сын говорить начал после 2-х лет и записи мои с его лепетом начинаются со сказки. Мы с мужем и дочкой уехали отдыхать на Азовское море, а Герушу оставили на попечение моих родителей на десять дней. За это время они с бабушкой выучили сказку «Курочка Ряба». Вот как она у них звучала:
- Жили-были кто, Герочка?
- Ляба ко-ко-ко.
-Была у них кто?
- Ляба ко-ко-ко.
- Снесла она что?
- Ляба ко-ко-ко.
- Не простое, а золотое, что?
- Ляба ко-ко-ко.
- Мышка бежала, хвостиком махнула и что разбила?
- Ляба ко-ко-ко.
- Кто плачет?
- Дед, баба.
- А курочка им пообещала что снести?
- Ляба ко-ко-ко.
                ***
Почему-то называл голову «шишка». Упал и сильно разбил лоб. Отплакался и всхлипывая говорит:
- Сыска наклетела, плямо миске в лоб.
                ***
Затемпературил: - У меня шишка горячая.
                ***
3г.
Рассказывает «Мойдодыр»
- У него на шее вахта (вакса)
  У него под носом кляхта (клякса).
                ***
Смотрят с папой хоккей: - А почему хоккей на попу упал?
                ***
Конфеты «Лайка» с собакой на обёртке:
- Мама, дай мне конфету про собаку. (Или говорил «конфету про Тузика).
                ***
Поцеловала его в нос. Он сердито:
- Ты зачем мои козюли поцелула?
                ***
3г. 8м.
- Геруша, дай я тебя ущипну немножко, ты такой пухленький.
- Не надо, я тебе сам отломлю. (Щипает себя).
                ***
Говорит на сестричку – Алеська. Я ему объясняю, что это плохо, нужно говорить Алеся. Он понял, что все слова, которые оканчиваются на «-ка», плохие.
- Мама, нельзя говорить морковка, картошка, тарелка – это плохо, надо говорить: моркова, картоша, тарела.
  Но когда ругаются с Алесей, он кричит на неё: - Ты тарелка!
                ***
Увидел у меня прыщик на лице.
- Мама, у тебя прищепка на щеке!
                ***
4г.
Мама, ну почему эти дома до сир пох не построили? (до сих пор)
                ***
Раскладушка у него была «распадушка», дача – «надача», аптека – «ваптека», течёт – «печёт», спектакль – «спеткакль».
                ***
Рассказывает стих: - И скачут лягушки за ним по китам (по пятам)
                И просят его: - Прокати, пакитан! (капитан).
                ***
4г.5м.
Дал бабушке деревянный кинжал и говорит:
- Бабушка, ты будешь маленькая разбойница.
                ***
Собралась в магазин, выхожу за калитку, бабушка и Гера гуляют на улице.
- Мама, ты куда?
Шучу: - Всё, сын, ты меня не слушаешься, ухожу в монастырь.
Бежит следом, плачет: - Мамочка, я буду слушаться, не уходи в монастырь!
                ***
Увидел большую собаку: - Ух ты, какой бульпёс!
                ***
- Мама, у меня глаза включаются и выключаются. (Моргает).
                ***
Посмотрел вечером передачу «Надобранiч, дiти» на украинском языке. Там в колыбельной поётся « Хай сняться вам, дiти….» и  т.д., я уже  сейчас слов не помню.
Укладываю его в кроватку, он мне так мрачно говорит:
- Не хочу, чтобы мне снились бандиты.
                ***
Алеся, глядя на брата, влюблено говорит:
- Герочка, оставайся всю жизнь маленьким, ты такой хорошенький.
 Хмыкает: - Что мне всю жизнь в среднюю группу ходить?
                ***
Едем в трамвае. Я и Гера сидим впереди на сиденьях, а Алеся стоит рядом. Гера канючит:
- Ну, Алеся, ну садись.
 После третьего раза я не выдержала:
- Геруша, она не хочет сидеть, что ты к ней пристал.
- Мама, я же мужчина и всегда уступаю место женщинам -  в трамвае, в троллейбусе и в кровати.
- !?
А потом я всё поняла. По утрам дети наперегонки бегут ко мне в постель и ссорятся, кто будет лежать рядом с мамой, а кто у  стенки. Я как-то сказала: Геруш, женщинам всегда надо уступать место, ты же мужчина.
Вот оно и аукнулось.
                ***
В историческом музее захотел посидеть на тракторе первых пятилеток:
- Геруша,  вон в уголочке бабушка (смотрительница) сидит, пойди и спроси у неё можно или нельзя.
Побежал к смотрительнице, которая в это время что-то ела из маленькой кастрюльки. Гера долго смотрел, а потом спросил:
- А что вы кушаете?
Про трактор забыл. В детстве очень любил поесть, особенно «манную рисовую» кашу – это означало молочную рисовую кашу или манную кашу - ел всегда с аппетитом. Не дай Бог, если я не положу мясо в тарелку. Он молча  глазами искал в супе мясо, потом удивлённо поднимал глаза на меня, разводил в стороны ручата и спрашивал: - А мяха (мясо) где? Где мяха? - Ему тогда было около 3-х лет.
                ***
4г. 8м.
От нас убежал кот Марсик, неделю искали, не нашли. Я иду с работы, Гера встречает меня и кричит:
- Марсик домой прибежал! Мы с папой его накормили, он ел котлету, кашу и молоко пил!
Я обрадовалась, приходим домой - оказывается никакого кота не было.
- Геруша, как же так?
Вздыхает: - Это мне так хотелось, что бы он вернулся.
Маленьким был очень жалостливым, не давал ни комара, ни муху убить, всех котят бездомных тащил в квартиру. От одного котёнка мы заразились лишаём, пришлось всем лечиться, а Гера всю третью четверть своего второго класса пролежал в больнице.
                ***
Жалуется: - Меня в садике все бьют, обижают.
Шучу: - А ты давай им сдачи по зубам.
Возмущённо: - Да у них же у всех рот закрытый!
                ***
- Стадо – это когда много овец, коров, солдат. (?)
                ***
Обнимает меня крепко-крепко, так, что я ойкнула. Отпустил и говорит: - Не плачь, мать.
                ***
5л. 5м.
Играют с Алесей, вижу, он всё время поплёвывает в сторону. Сделала ему замечание, он подозвал меня и говорит на ушко:
- Мама, я кривляюсь и чтобы таким не остаться, надо плюнуть три раза.
                ***
Разбил большую глиняную кошку, которая досталась мне в наследство от бабушки:
- Мама, мы её похороним у Димки на огороде. Папа, ты придёшь на похороны?
Через полчаса я пошла посмотреть, чем они занимаются. Сидят с Димкой на земле грязные, со скорбными лицами, брови «домиком»,  одним словом – скорбь на лицах.
  Сын печально: - Вот, похоронили, украсили могилку и деревья посадили.
Вокруг «могилки» воткнули в землю ветки лебеды. Ещё через полчаса прибежал домой: - Возьму молоток и гвозди, будем делать оградку, столик и скамеечку.
Весь день «хоронили» кошку.
(Я этот случай вспоминала в своём рассказе «Мелочь, но приятно».)
                ***


Друг Димка едет на велосипеде и громко поёт «Катюшу». Герка бежит следом и играет ему на гармошке.
                ***
Покупался под душем и хвастается  какой он чистый. Я пошутила:
- А глаза забыл помыть, как были чёрные, так и остались.
Он сначала посмотрел на меня растерянно, а потом понял:
- Мама, ну у меня же кружкИ в глазах всегда чёрные. 
                ***
Я пою песню: - Ах, эта девушка меня с ума свела, разбила сердце мне, покой взяла.
Гера внимательно слушает: - Мама, как это «разбила сердце»?
Шучу: - Да вот так: раз об пол и разбила.
Лучше бы не шутила. Губы дрожат, глаза полны слёз:
- Плохая девушка, мне дядю жалко!
«Кавказская пленница», да и только, «птичку жалко».
Геруша всё принимал  за чистую монету, обманывать его было нельзя.
                ***
- Мама, я помню, какая ты на свадьбе была красивая невеста.
- Геруша, тебя тогда ещё на свете не было.
- Нет, мама, я был, только я тогда жил в Москве.
                ***
6л. 5м.
Увидел беременную соседку Валю:
- Мама, что с ней? Почему она сзади худая, а спереди толстая?
Задумчиво так сам себе отвечает: - Наверное, ест много, сразу по три порции.
                ***
 - Мама, я считаю, что бабушке и дедушке уже нельзя родить ребёнка.
- Почему?
- Ну, потому что они уже старенькие (Бабушке в это время было 53 года, а дедушке 57), вдруг умрут, а ребёнок маленький один останется. Дети же долго растут. Вот я быстро вырос, недавно родился, а уже 6 лет. А у них долго расти будет.
                ***
Притащил очередную кошку с улицы, строит ей дом под столом, постель, но кошка выбрала кресло в зале, а мы с мужем и Алесей здесь же смотрим телевизор.
- Ну, сделайте тише телевизор!
- А что случилось?
 Он трясёт обеими руками в сторону кошки: - Ну, кошка же спит!
                ***
Ходит за этой кошкой, как привязанный, такой весь светящийся, ласковый:
- Мама, можно я эту кошечку ниточкой за шеичку привяжу и пойду с ней погуляю на улице?
Кстати, когда у нас был свой двор, коты у нас были всегда, но по весне всегда убегали. А вот, когда мы получили квартиру на 5-м этаже, у нас появилась замечательная ангорская кошечка Линда, она прожила с нами 12 лет и потом её украли. В семье была настоящая трагедия.
                ***
7л. 5м.
Геруша, когда ты вырастишь, кем будешь? Военным?
Подумал, подумал:
- Не хочу быть военным!
- Почему?
- Потому что у них Родины нет.
- Как это?
- Ну, вот приду я с работы домой, а там  меня ждёт мама. А их никто не ждёт.
Вот такое своё понятие о Родине – Родина и мать неразделимы.
                ***
8лет.
Опаздывает в школу, нервничает и что-то ищет.
- Геруша, что ты ищешь?
- Газету на политинформацию.
- Любую?
- Да нет, политическую – «Юный ленинец» или «Зiрка».
                ***
Вот так и видишь, как взрослеют дети: от «Лябы ко-ко-ко» до политической газеты «Зiрка».
21 ноября 2013года.
Пиза. Италия.