Деревенские зарисовки

Таис Шишкин
    Маленький старенький автобус везёт меня на очередную побывку в деревню. Дорога то выныривает из леса, то серою лентою вьётся по полям, уходящим иногда до самого горизонта. В таких местах я, взглядом сглаживая линию горизонта, вижу нашу Землю огромным, как небо, шаром. Автобус я сравниваю с маленьким трудягой-осликом, который семенит своими копытцами и думает об одном: "Только бы тележка не развалилась на ухабах и колдобинах". А в это время "мерины", "опели" и прочая роскошь, которых я сравниваю с заносчивыми лошадьми, обгоняя "ослика", пролетают мимо. Им ухабы и колдобины не страшны.
Благополучно добравшись до посёлка, я иду мимо фабрики в сторону деревни. Фабрика имени Володарского имеет значение «посёлкообразующей», и так уж сложилось, что и «имянарекающей». Ведь благозвучное "Володарка" – это народное название посёлка "имени М. Горького", по которому и лежит мой путь в деревню.
Между посёлком и деревней протекает речка Тальша, которая весной разливаясь, затапливает мост, обрывая связь деревни со своей «столицей» – Володаркой. Весеннее половодье проходит, уровень воды в реке постепенно падает и в самый разгар лета её остается уже немного. Но всё же её хватает, чтобы порадовать ребятню, гусей, а местами, для удовольствия рыбаков, образуются даже тихие заводи с красивыми жёлтыми кувшинками. Деревня имеет очень простое название – «Щекино». Когда-то "щекой" на местном диалекте называли крутой скалистый берег или возвышенность. Так оно и есть, деревня располагается на бугре и с трёх сторон окружена лесами. Хотя по сути это один и тот же лес, но каждая из частей его получила своё прозвище. Одна называется Бором, она ближе всех к деревне, другая – Студенцом, это северная сторона леса, а третья – Жары, «ы» на конце обозначает множественное число: это даже не сторона, а лесная полоса, клином врезавшаяся в поле, где в летнюю жару, как кому-то показалось, много жары. Есть ещё в деревне место названное Крымом. Вид, открывающийся с дороги на эту сторону леса, кому-то напомнил крымские сосны. Неожиданно и странно – леса вокруг все сосновые, но почему только это место заслужило быть «Крымом», наверное не объяснит никто, но никто и не собирается оспаривать название и оно прочно вошло в обиход, как впрочем и все остальные наименования сторон леса.
Размеренная и спокойная жизнь в деревне иногда разнообразится событиями, забавными и простыми. В такие моменты все жители объединены общим настроением. Например: у Володи пропал недавно купленный поросёнок. Он не успел приготовить хрюшке постоянное место жительства, поэтому временно поместил на крыльце дома, огородив со всех сторон досками. Вот оттуда поросёнок и пропал. Вначале Володя искал его у себя на усадьбе, потом продолжил свои поиски дальше по деревне, теперь уже все стали подключаться к этим поискам. Но подсвинок как в воду канул. Никаких следов побега или трагедии не нашли. Прошло три дня – и объявилась пропажа. Поросёнок пришёл в соседнюю деревню, где его поймали дети и посадили в яму. А так как весть о пропаже разнеслась уже по всем друзьям и родственникам, то в этой хрюшке сразу узнали беглеца и вернули Володе. Всем стало хорошо и весело, люди приходили посмотреть на путешественника.
Жизнь опять успокоилась, пока не стало известно о новой пропаже. На этот раз пропала челюсть… вставная челюсть. Зять Зинаиды выпил лишнего, и его потянуло на подвиги. Он объявил, что идёт купаться на пруд, и что ему никто не запретит, и его никому не удержать. Заявление прозвучало как призыв к действию. Две хрупкие женщины, жена и тёща, навалились на него, пытаясь связать. Но он вырывался и убегал. Они его снова догоняли и снова валили на землю, пока дело не приняло неожиданный оборот – вдруг завопила тёща. Она только сейчас обнаружила, что в борьбе были потеряны вставные зубы, и она не знает где теперь их искать. И опять деревня пришла на помощь. Прочесали всё поле борьбы – челюсти нет. Лицо Зинаиды стало сразу таким несчастным; она, готовая расплакаться, села на лавочку. Все стали ругать зятя. Он ещё до конца не протрезвел, но понял, что обиду тёща просто так не простит, придётся оплатить ей новую челюсть. Но тут внук в траве нашёл пропажу. И опять всем стало хорошо и весело!
Лето – пора ягод в лесу. Мы с моей подругой, соседкой Лидой, ходим в лес. С нами обязательно идут дворняга Шарик и козы Цыганка и Малышка с двумя козлятами. В лесу козы не отходят от нас далеко. Собирая ягоды, мы с Лидой рассказываем друг другу о своей жизни, говорим о событиях в деревне. Почему-то Цыганка очень любит послушать нас в такие моменты. Она ложится перед Лидой, прямо на черничник. «Ну вот, придумала! Цыганка, ну-ка уйди. Тебе что, места мало вокруг?» – Лида начинает её стыдить, и тут же подключается Шарик, который своим громким лаем, бегая вокруг козы, объясняет ей как себя нужно вести. И тут между ними начинается противостояние. Цыганка, опустив голову, готовится нанести удар Шарику, а он с большим риском для себя, не переставая лаять, проносится мимо неё. Теперь уже я пытаюсь уговорить Шарика отстать от козы. Так, общаясь между собой, присматривая за животными, мы набираем ягоды и возвращаемся домой. А сейчас нам надо торопиться собрать сено в копнушку, потому что надвигается гроза, которая вероятно закончится яркой радугой, повисшей коромыслом над деревней. А вечером мы с Лидой будем любоваться закатом. Таких красивых  закатов я не видела нигде.