Откровение и Revelation - этимология

Сергей Колибаба
Так что мудрый Платон, после того как он пространно
о душе написал, на конце заключил, что он хотел бы
все тое, что он об ней говорил, за правду почитать, когда
бы ему оное чрез божеское ОТКРОВЕНИЕ объявлено было
М. В. Ломоносов. О сохранении здравия  (1741)   




В системе (доктрине) Бог – человек выделяется значимый фактор (сила явления) - ОТКРОВЕНИЕ, создав мир и человека (по образу Своему), Бог должен был как-то объявить о Своём ПРИСУТСТВИЕ в мире и указать человеку (неразумному) на Свой абсолютный Авторитет в его жизни. 

1) Основные аксиомы

В монотеистических религиях отношения между Богом и человеком занимают главнейшее место, вера в единого Бога подразумевает наличие личностной  СВЯЗИ между Творцом и его творением.
На протяжении всей своей жизни человек находится в постоянном поиске правильного решения (ДА-НЕТ) какой-либо насущной задачи, Бог вступает в контакт с человеком и ОБЯЗЫВАЕТ его выполнять определенные нормы в жизни и деятельности - иначе всё ТВОРЕНИЕ пойдет прахом.
Человек, осознав ВАЖНОСТЬ присутствия ВЫСШЕГО ДУХОВНОГО СУЩЕСТВА в организации общественного бытия, также стремиться, ПРИБЛИЗИТСЯ к Богу, выверяя свои поступки, по критериям установленных Божеством. 
Между человеком и Богом происходит постоянный диалог - поступки, дела, слова и мысли человека, это то, что мы говорим Богу, а всё окружающее и происходящее с нами – Его ответ. 

Темой настоящей статьи является термин ОТКРОВЕНИЕ, так как миллионы людей жившие до нас и живущие сегодня верили в разумности Всевышнего (есть исключение – язычники), то можно с достаточным основанием утверждать, что термин ОТКРОВЕНИЕ  также имеет  объяснимое и  разумное содержание на языке Бога, выяснить которое светская лингвистическая наука не в состоянии.

2) Существующая этимология и примеры употребления термина

а) Словарь русского языка XI-XVIII вв., Академия Наук, М., 1987

* Откровение (Откръвение)
1. Снятие покрова. «По откръвЪнии поп…». Служ. Варлам. XII в.
2. Снятие покрова с какой-либо тайны, открытие, раскрытие тайны. «От Бога отькровъениемь отьвЪть приимъ, яко самовидьець слову и таибьникъ чюдес его». Стихирарь, XII в.
3. Духовное видение, проникновение в тайну, внушаемое свыше.
Откровение Иоаново – одна из книг Нового Завета, Апокалипсис. Иоаново открЪвение. Ефр. кор. XII в.
* Откровенниъ. Доподлинно, как есть в действительности. 1504.
* Откровенно. Открыто. 1614 г.
* Откровенный. Обнаженный, открытый, с XII-XIII вв.
* Открыти. Открыть, раскрыть, распахнуть,  «… отъкрышя покров». Остр. еванг. 1057 г.
* Открытие. Начало чего-либо. 1483 г.
* Открывати. 1. Открывать, раскрывать, распахивать. 1688. 2. Обнажать. XVI в. 3. Делать явным, известным. «Отькрываяи таи(н)у погубилъ есть вЪру и не обряшт(ь)ет  друга противу дши (души) своеи». Изб. Св. 1076 г.

б) Национальный корпус русского языка

Хождение на Восток гостя Василия Познякова с товарищи (1561-1570) : «В той же церкви праведный Семионъ приятъ на руку Христа и глагола: "Нын; отпущаеши раба своего, Владыко, по глаголу твоему, с миромъ, яко видеста очи мои спасение твое, еже еси уготовал пред лицемъ вс;х людей твоих светъ во ОТКРОВЕНИЕ языком и славу людей твоих и Израиля».
* В. Поздняков (купец) руководил в 1558-1561  посольством (оказание финансовой помощи) направленным  Иваном Грозным патриарху Александрийскому Иоакиму  I Афинянину.

в) Викисловарь/Откровение

Корень – нет. Значения - религ. изъявление, сообщение кому-либо, согласно христианским догматам, божественной воли; что-либо неведомое до сих пор, открывающее новое, неизвестное, дающем новое толкование и т. п.; способность острого восприятия, глубокого проникновения в сущность вещей, явлений, свойственная кому-либо, чему-либо.

Этимология
"От" + "кров", что можно понимать как отталкивание от крова (сокрытия) и приближение к истине (автор этимологии не указан).

г)  Электронная еврейская энциклопедия

Откровение, непосредственное волеизъявление Бога или исходящее от Него знание. Откровение — первичный исток и краеугольный камень иудаизма.  В библейской традиции откровение представляет собой не столько обнаружение сокровенного (и потому корень – Г.Л.У. открывать, раскрывать редко встречается в Библии применительно к откровению — Быт. 35:7; I Сам. 2:27; 3:21), сколько явление Богом Своего присутствия людям, для которых оно иначе непознаваемо. Поэтому обычными библейскими терминами для выражения идеи откровения служат корни  РАА, видеть, и ЙДА, познавать.

д) ЭСБЕ, Откровение

Откровение — проявление Высшего Существа в нашем мире, с целью сообщить нам более или менее полную истину о себе и о том, чего оно от нас требует. В Откровении  совмещаются, таким образом: 1) факт богоявления (теофании), посредством которого открывается нам Божество, и 2) религиозно-нравственное содержание этого факта, т. е. то, что в нем открывается.

3) Обобщение и выводы

Термин ОТКРОВЕНИЕ применяется не во всех «славянских» языках, есть: в русском, болгарском, белорусском, украинском, сербском и в некоторых других; в западных европейских языках используется «лат.» термин «Revelation» (обнажение, откровение) в различных формах: rivelazione (итал.); revelaci;n (исп.).

Из терминов выявленных «Словарем русского языка…» ясно, что понятие ОТКРОВЕНИЕ связано с религиозной идеологией и является словом-символом, фиксирует момент  приближения человека к БОЖЕСТВЕННОМУ (к тайнам Бога, в откровении Бог раскрывает тайну бытия), параллельно сформировалось понятие «открытие», сокращенная форма, земная, бытовая.

В Откровении, в разной форме (жребий, пророчество, видение, рукопись, стихийное бедствие или эпидемия) человеку сообщается воля Бога, Божественное сообщение  доступно лишь немногим избранным и в редкие мгновения приближения к Богу. Библия сообщает, что Бог открылся последовательно сначала Адаму, Ною, Аврааму с его потомками и наконец, Моисею. Однако не только явления Бога являются чудесным (чудо)   результатом вмешательства в жизнь человека или народа сверхъестественных сил Божества, часто какое-либо явление или предмет становятся СИМВОЛОМ, напоминающими человеку о Боге, о пророчестве и его исполнении.  Например, Исаия 8:18, 20: «Вот я и дети, которых дал мне Господь, как УКАЗАНИЯ (ивр. ОТ) и предзнаменования в Израиле от Господа Саваофа, живущего на горе Сионе… 20.
Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света».

Вывод

Мы выявили основные характеристики термина ОТКРОВЕНИЕ, как правило, это предостережение человека о совершаемых им действиях не соответствующих Закону  (воли Бога). В физическом мире эти СИГНАЛЫ выражены различными ЗНАМЕНИЯМИ (знаками), ЧУДЕСНЫМИ явлениями, в момент БЛИЗОСТИ, приближения Бога к  человеку:  «И сказал Господь Моисею: положи опять жезл Ааронов пред ковчегом откровения на сохранение, в ЗНАМЕНИЕ (ивр. ОТ) для непокорных, чтобы прекратился ропот их на Меня, и они не умирали» (Числа 17:10).

Нам остаётся найти термины «знак, знамение, чудо, близость, давать ответ» в лексике иврита и в соответствующих ОБРАЗАХ идеологического документа иудаизма – Библии. 

4) Терминология иврита и библейские образы

Приведем термин в форму близкую к грамматике иврита, выделим корни – ОТКРОВЕНИЕ = ОТ+КРОВ+ЕНИЕ. У нас сразу же появляются рациональные термины иврита соответствующие содержанию слова – ОТ знак, знамение, чудо, К.Р.В. близость, АНА отвечать.

а) ОТ = ивр. ОТ знак, буква, чудо, знамение, сигнал (применяется в Библии более 70 раз).

Образы в Библии

* Бытие 4:15: «И сказал ему Господь: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь Каину знамение (ивр. ОТ, знак), чтобы никто, встретившись с ним, не убил его».

* Бытие 9:12: «И сказал Бог: вот знамение (ивр. ОТ) завета, который Я поставляю между Мною и между вами и между всякою душею живою, которая с вами, в роды навсегда».

* Исход 8:23: «Я сделаю разделение между народом Моим и между народом твоим. Завтра будет сие знамение (ОТ)».

* Исаия 7:18: «И будет в тот день: даст знак (ОТ) Господь мухе, которая при устье реки Египетской, и пчеле, которая в земле Ассирийской».

б) КРОВ = ивр. корень К.Р.В., КАРАВ, КОРЕВ приближаться, подходить, быть близким, приближать; был приближен.

Образы в Библии

* Числа 16:5: «и сказал Корею и всем сообщникам его, говоря: завтра покажет Господь, кто Его, и кто свят, чтобы приблизить (ивр. КАРАВ) его к Себе; и кого Он изберет, того и приблизит (КАРАВ) к Себе;

* Числа 18:4: «Пусть они будут при тебе и отправляют службу в скинии собрания, все работы по скинии; а посторонний не должен приближаться (ЙИКРАВ, от К.Р.В.) к вам».

* Иеремия 30:21: «И будет вождь его из него самого, и владыка его произойдет из среды его; и Я приближу  (ИКРАВТИВ, от К.Р.В.) его, и он приступит ко Мне; ибо кто отважится сам собою приблизиться ко Мне? говорит Господь».

* Иезекииль 44:15: «А священники из колена Левиина, сыны Садока, которые, во время отступления сынов Израилевых от Меня, постоянно стояли на страже святилища Моего, те будут приближаться (ЙИКРЕВУ, от К.Р.В.) ко Мне, чтобы служить Мне, и будут предстоять пред лицем Моим, чтобы приносить Мне тук и кровь, говорит Господь Бог».

* Иезекииль 44:16: «Они будут входить во святилище Мое и приближаться (ЙИКРЕВУ, от К.Р.В.) к трапезе Моей, чтобы служить Мне и соблюдать стражу Мою».

в) ЕНИЕ = транслитерация (перевод термина с одного алфавита на другой, отличный) термина иврита АНА отвечать, реагировать, провозглашать, свидетельствовать, дать ответ, получить ответ. Бог АБСОЛЮТНЫЙ АВТОРИТЕТ, он оценивает, освидетельствует действия человека и направляет его в нужном (по своему плану) направлении.
 
Образы в Библии

* 1-я Царств 8:18: «и восстенаете тогда от царя вашего, которого вы избрали себе; и не будет Господь отвечать (АНА) вам тогда».

* Иов 9:14: «Тем более могу ли я отвечать (АНА) Ему и приискивать себе слова пред Ним?».

* Иов 13:22: «Тогда зови, и я буду отвечать (АНА), или буду говорить я, а Ты отвечай мне».

Итак, русское ОТ+КРОВ+ЕНИЕ = иврит ОТ знамение, чудо (присутствие Божества) + КРОВ приближение к Богу + АНА свидетельство, отвечать Богу или получать ответ от Бога.

Таким образом, термин ОТКРОВЕНИЕ составлен из трех корней иврита, библейские образы были объединены в одно слово-понятие, что указывает на искусственный механизм формирования понятий в церковно-славянском языке. 


5) Откровение в западном варианте – Revelation (лат.), rivelazione (итал.), revelaci;n (исп.)

Online Etymology Dictionary

Откровение «c.1300, "раскрытие информации для человека божественным или сверхъестественные силы" из старого французского revelacion и непосредственно из Латинской revelationem (именительный revelatio), существительное действия от причастия прошедшего стебля revelare "представит, раскрыть, обнажить" (см. раскрыть). Общий смысл "раскрытие фактов" свидетельствует с конца 14 в. Что означает "яркий раскрытие» является с 1862. Как следует из названия последней книге Нового Завета (Откровение Иоанна), то сначала свидетельствует конце 14 в. (См. апокалипсис); как просто Откровения, это первый зарегистрированный 1690».

Найти какую-либо этимологию по указанным Online Etymology Dictionary терминам не удалось, очевидно, термины принадлежат средневековой латыни, образованы в процессе принятия иудеохристианства  – утвердились с XIV века, в Вульгате употребляется термин «apocalypsis».

REV+EL+A+TION

а) REV = ивр. РААВА, РАУ, от глагола РАА  видеть, смотреть, зрелище, обозрение, показываться и т.д.
«Поэтому обычными библейскими терминами для выражения идеи ОТКРОВЕНИЯ служат корни РАУ , видеть, и ЙДА, познавать» (Электронная еврейская энциклопедия, ст. Откровение).

Образы в Библии

* Исаия 39:4: «И сказал [Исаия]: что видели (РАУ) они в доме твоем?».

* Исаия 5:12: «а на дела Господа они не взирают (РАУ) и о деяниях рук Его не помышляют».

* Исход 19:21: «И сказал Господь Моисею: сойди и подтверди народу, чтобы он не порывался к Господу видеть (РАА) Его, и чтобы не пали многие из него».

* Второзаконие 4:35: «Тебе дано видеть (РАА) это, чтобы ты знал, что только Господь есть Бог, и нет еще кроме Его».

б) EL = ивр. ЭЛ (Эль) Бог.

Образ в Библии
* Бытие 14:19: «и благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога (ЭЛЬ) Всевышнего, Владыки неба и земли».

в) В терминах  – tion, zione, cion, просматривается общая форма, указывает на место – ЦИОН Сион; гора Сион в Иерусалиме.

В основе мировоззрения человека лежат универсальные категории - комплекс представлений: о пространстве, времени, праве, семье, природных объектах и естественно о Боге.
Вплоть до революций начала XX века это мировоззрение опиралось на терминологию и философию Бога - уточним еврейского Бога.
Человек в соответствии с доктриной (идеологией) ищет СПАСЕНИЯ (Царства Божьего, Сиона – до окончания всего), и этой потребности подчинены все его переживания и рассуждения о мире, зафиксированные в письменных источниках. Сион стал символом Иерусалима и всей Земли Обетованной; символику переняли христиане – русс. Сион, фран. Sion, анг., нем., Zion.

Таким образом, «латинское» понятие REV+EL+A+TION (Откровение) составлено из нескольких корней иврита -  REV видеть + EL Бог + А связка слова + TION Сион; т.е. явление (видение) Бога на Сионе.

Источники

* См. указанную терминологию иврита по стронгам.

Механизм поиска стронга: копируй термин иврита, вставь в поисковую строку, пиши перед термином «стронг», клик по Поиску = библейские тексты, где применяется термин, жми «перевод» = перевод с английского текста на русский, часто не точный.

ДУМАЙ, СРАВНИВАЙ тексты с Синодальным переводом и Иврит-русскими словарями. Английские и прочие переводы Библии не являются АВТОРИТЕТОМ.
Авторитет – оригинальные тексты Библии, написанные на еврейском и арамейском языках (язык Бога).

* См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878; http://www.greeklatin.narod.ru/hebdict/index.htm

* См. Синодальный перевод с иврита; http://manuscript-bible.ru/RSV/

* См. Синодальный перевод; http://allbible.info/bible/sinodal/

*См. Вестминтерский Ленинградский Кодекс;


Итак, мы пришли к выводу, что русское понятие "Откровение" и латинское "Revelation" сформированы из трех корней иврита, что указывает на сложившийся в средневековье МЕТОД образования  "национальных" языков (до VIII века не существовали).

Имена и термины имеют в основании ОБРАЗЫ и термины иудаизма, зафиксированные в Библии, «национальное» слово-понятие формировалось путем сложения соответствующих терминов иврита. Если исключить из языкознания  библейскую (еврейскую) религиозную терминологию (что и происходит), то и проникнуть в смысл имени и термина не удастся, в чем нас убеждает абсолютная беспомощность современного «национального» языкознания.

Уточнено 2.8.2017 г.