Путешествие над Китаем

Лина Дей
2012 год для меня был необычно щедр на путешествия. В течение полугода три раза отправлялась в путь - в Китай на отдых, к сыну на присягу в Комсомольск-на-Амуре, и финальный перелёт в Санкт-Петербург. Но сначала был отпуск в июне и полёт к месту отдыха в Санья. До острова Хайнань пришлось добираться на трёх самолётах в одну сторону, а потом так же обратно. Итого шесть перелётов. Но сначала пришлось лететь из Благовещенска до Харбина. Пройдя регистрацию и дождавшись посадки, поехали на автобусе по лётному полю. Какой же шок я испытала, увидев наш самолёт, который больше походил на маленький автобус! Я ужаснулась:"Как же на нём лететь?". Но тут же постаралась себя успокоить, мотивируя это тем, что эти самолёты летают каждый день, и ведь всё хорошо.
Поднявшись по трапу в три ступеньки в салон самолёта, села у окна. Узкий салон на 50 мест был заполнен пассажирами всего лишь на две трети. Мужчина, сидевший напротив меня через проход, перекрестился на взлёте. Маленькая девочка за спиной закричала от восторга, когда самолёт оторвался от земли, да так, что мне показалось, что она кричит от страха. А я испытываю чувство эйфории в тот момент, когда самолёт отрывается от земли, и прилипаю к иллюминатору, чтобы увидеть пейзаж, над которым летит самолёт. Как бы там ни было, через два часа наш самолёт приземлился в Харбине. В аэропорту меня ждала незнакомая девушка, с которой была договорённость через Интернет, что она проводит меня на следующий самолёт, т.к. китайского языка я не знаю. Катя уже несколько лет жила в Харбине и подрабатывала тем, что провожала русских до места назначения. Она оказалась чудесной девушкой, с которой мы сразу же нашли общий язык.
В харбинском аэропорту нас сразу же ждал аттракцион под названием "белый человек". Катя предупредила, какое пристальное внимание ждёт меня от китайцев, потому что в Харбине уже почти нет русских и мало других иностранцев, а белый человек для китайца - что-то вроде небожителя. Пока мы с Катей расхаживали по территории аэропорта, китайцы бесцеремонно разглядывали нас, исподтишка фотографировали, подходили и заглядывали прямо в лицо(!). Катя пожаловалась мне, что за те годы, что она живёт в этой стране, ей это уже порядком поднадоело.
На мой следующий самолёт началась регистрация и мне пришлось распрощаться с Катей. Но мы встретились с ней ещё и на обратном пути. Как я искала выход на посадку - это отдельная тема. Оставшись в одиночестве, без языка, когда вокруг только китайцы, я очень боялась заблудиться, потеряться, но этого не произошло. Везде много служащих аэропорта, к которым я подходила и просто показывала билет, а они мне - направление, куда идти. В аэропорту Шереметьево, когда я летела транзитом в Питер, мне пришлось блукать гораздо дольше, а спросить что-либо было практически не у кого.
И вот сажусь уже в китайский самолёт. Признаться, было страшновато. Чужая страна, люди, которые, я знаю, несколько безалаберны. Но мои опасения не подтвердились. На входе стояли улыбчивые стюардессы, которые кланялись пассажирам, сложив перед собой руки лодочкой. Среди китайцев русских пассажиров было всего трое человек со мной.
 Смешные китайцы, они, не успев сесть в самолёт, начинали фотографироваться ещё на трапе, потом в самолёте. Опять же украдкой пытаются щёлкнуть и меня, чтобы потом похвастаться, что летели с белой в одном самолёте. Девушка встаёт в проходе напротив и якобы фоткает парня, сидящего передо мной, но чтобы и я в кадр попала. Вижу, что парень этот тоже хитрец - наводит камеру на меня между сидений как бы невзначай. Чувствую себя звездой, но как-то это уже напрягает))). Люди летели из северного Харбина на юг отдыхать, поэтому старались запечатлеть каждый счастливый миг путешествия. Было заметно, что китайцы  в самолёте были людьми выше среднего достатка.
Ну вот, сели, наблюдаю дальше. По салону прошли лётчики - очень молодые, серьёзные люди, в отутюженной, красивой форме. Увидев их, мне сразу стало ясно, что эти люди выполняют свою работу добросовестно, пунктуально, им можно доверять на все сто процентов! Очень тщательно перед взлётом были проверены все багажные отсеки, стюардессы не спеша проходили вдоль салона, проводя ладошками по замкам. Лётчики сделали то же ещё раз. Всё очень серьёзно, ответственно. Открылись мониторы и нам показали видео, как пользоваться масками и прочими атрибутами спасения в экстренной ситуации. Всё настолько чинно, что сомнений уже нет - я в надёжных руках. Стюардессы, выходя в салон с объявлением, прежде чем начать говорить, всегда кланялись.
 Три часа полёта до Шанхая. В пути китайцы не сидят постоянно, а ходят, просто стоят у своих кресел, чтобы размяться. Мама с дочкой лет пяти проходят мимо. Девочка случайно оборачивается, видит странное, необычное лицо (меня)) и изумлённо дёргает маму за платье, сказав громко слово, которое дети всего мира говорят на одном языке:"Mama"! Да уж, увидела белую обезьяну)). Вообще в пути чувствую себя немтырём, т.к. общаться не приходиться. Читаю себе книгу, слушаю музыку, наблюдаю за китайцами, которые ведут себя, как дети. Ну такой уж они народ - не притворяются, не важничают, просто так воспитаны.Политика "Одна семья - один ребёнок" в Китае привела к тому, что бабушки и дедушки не спускают с рук единственного внука или внучку чуть ли не до совершеннолетия, потому они и чувствуют себя детьми очень долгое время.
На обратном пути рядом со мной сидела супружеская пара, которая решила со мной сфотографироваться, конечно, не спрашивая разрешения. Жена встала с кресла, муж сел рядом со мной и раз! - мне показали на фотоаппарате, как здорово мы получились)). Конечно, я так не считала. Затем жена села рядом и её муж нас сфоткал. Они такие довольные были, представляю, как хвастались потом дома.

А вот из Харбина в Благовещенск летела с приключениями. Мы с Катей долго не могли понять, почему нет регистрации на мой самолёт. Прошли уже все сроки. Наконец к нам подошли китайские стюардессы, говорящие по-русски, и сказали, что вылет задерживается. Наш самолёт не прилетел по техническим причинам! У него там что-то сломалось, вроде бы шасси. Это был шок для всех.
 Нас повезли в гостиницу и  поселили в номере на трёх человек, накормили. Спать не пришлось, в час ночи уже выехали в аэропорт. Как же мы боялись садиться на наш маленький самолётик и надеялись, что это будет не он!!! Девчонки, с которыми перезнакомилась, просто тряслись от страха. Когда автобус шёл по лётному полю, мы наивно надеялись, что вот сейчас он подойдёт к большому самолёту. Но нет, нас ждал тот же "автобус."
Тем не менее, мы благополучно долетели, если не считать ужасного скрипа багажного отсека, который сопровождал нас все два часа полёта. Казалось, что самолёт вот-вот развалится.  Вот такой опыт перелёта на разных самолётах мне пришлось однажды приобрести.