Необходимость новой идеологии

Андрей Козлов Кослоп
Мы уже высказали, по-моему, простую и очевидную мысль, что явления связанные с развитием информационных технологии, СМИ, средств связи, транспорта, «глобальными» процессами в экономике, политике,  рост населения, широкое распространение образования, наконец,  эскалация развития высоких технологий в масштабах, что этот сектор вместе с обычными, но принципиально наукоёмкими технологиями,  стал подавлять  все остальные институты человеческой культуры (науку, искусство, религию, национальные традиции, историческое знание), влияя на их деградацию даже просто в силу своего доминирования, не говоря уже и о целеустремленном  стремлении разделить общество и  народы на разные по своей квалификации этажи.
«Высокотехнологический мир» столь интенсивен, что  «гуманитарный  контроль» за ним не поспевает.  Глобализм шагает по планете семимильными шагами, но у этого глобализма нет ни интернационализма, ни каких-либо иных идей социального сотрудничества. Более того, современных технократический глобализм все эти «измы»  (которые ранее существовали в институтах гуманизма, социализма, международного сотрудничество, интернационализма) подрывает и симулирует.  Так, например, мультикультурность (внешне похожая на интернационализм) есть лишь квазикультурный инфантильный винегрет из фрагментов этнических культур, противопоставленных бессознательно или сознательно, национальным идеологиям , подрывающих тем самым структуру многоэтнических наций (а практически все нации-государства многоэтнические, кроме каких-то псевдогосударственных карликовых королевств), и симулирующих при этом идеологию  интернационализма, многополярности, мирного сосуществования и так называемого международного права.
Экстенсивность собственно социального развития, которое происходит ныне, создаёт всё новые социальные связи, в том числе международные, так что это технократическое сверхдоминирование вызывает деструктивные  процессы, которые не подаются обузданию. Перечислим ряд этих процессов, чтобы нарисовалась картина того, о чем мы толкуем. Эти процессы:  бюрократизма,  коррупция, наднациональные институты,  финансовые корпорации,  масштабные финансовые махинации и спекуляции, сокращение гуманитарных коммуникаций,  неконтролируемая инновационность,  деградация культуры и системы массового  образования,  криминализация общества, наркомания, гомосексуализм (с идеологией толерантности к этому явлению), шизофренизация, деидеологизация и дебилизация масс,  мегаполисные болезни, экологические и демографические проблемы, информационно-медийные манипуляции сознанием общества.   
Возникает всемирные мир, глобальная деревня, а идеологии этого феномена нет.  Раньше происходило развитие внутри секторов, и идеологии  деревни, города, страны обеспечивали  стабильность и возможность  нормальных коммуникации внутри.  Глобальной идеологии не было, так что соседи постоянно вступали в конфликты войны, но таковые однажды заканчивались миром.  Прежние войны оставляли возможность развития во времена перемирия и в местах, отдаленных от границ, где располагались театры военных действий.
Сейчас  войны  модернизировались, они усложнились, они непрерывные, вездесущие, горячие, холодные, идеологические, экономические, финансовые, интернетно-хакерские, спецслужбистские, скрытые, «террористические», медийные.  Фактически всё так называемое технологическое развитие по своей природе  способствует деградации личности и общества. Отсутствие реального паритета между  разными мирами-полюсами  не оставляет лакун для перемирий и зон удаленных от границ, мир оказался без защиты перед технократической эскалацией.
Что может быть противопоставлено такому положению?
Одну идею  мы высказали: нужна глобальная идеология.  Глобальная как географически, так и относительно всех важнейших институтов общества.  Эти  важнейшие институты подрываются как лидером однополярного мира осознанно, так и просто самим  весом и интенсивностью технократического глобалистского  хаоса.
Местные культурные стандарты приходя в соприкосновение   с  глобальным «технократическим  прогрессом» , ослабевают и растворяются, и как результат уже не могут сопротивляться и защищаться от «идеологических войн»  и  деструктивных элементов изнутри (от криминала до карьеристов, хапуг). «Классический мир» даже теряет нейтралитете со стороны обывателей, которыми  государству всегда удавалось управлять.
Эти  «классические миры»  объединяясь в глобальное целое, неизбежно конфликтуют, потому  что у них не только разные языки.  Универсального, «общечеловеского» (как выражался Горбачев)  мира нет.  Современная история локальная и фрагментарна.   «Всемирная история» - это сборник статей  по  историям нескольких стран мира, написанных разными людьми, для которых «междисциплинарный пафос» - лишь звонкий звук.  Также локальны, фрагментарны литература и искусство. Создаваемые для преодоления локальных язычеств  мировые религии также не всемирны и не универсальны  (в  целом они захватывает некую символическую сферу человека) , наука и образование  также не безупречны. До сих пор астрономы не могут  разобраться как трактовать смену времен года ( с одной стороны её объясняют  поворотом земной оси относительно к солнцу, но тут же добавляют, что земля, совершая вращение по орбите, то приближается, то отдаляется от солнца).  Замечательны искания Фритьофа Капры («Дао физики»), который обнаружил, что студенты элитных вузов США и Европы не понимают квантовую механику и физику элементарных частиц.  Современное понимание эволюции живого также расходятся с тем, что преподают в школах и даже вузах (дарвиновский принцип естественного отбора пробуксовывает перед массой фактов).  Гуманитарные науки  даже и не совсем четко утвердились с предметами своих изысков.  Наиболее строгим и последовательным  подходом является марксизм, но ведь и его социально-исторические взгляды полностью игнорируют  специфику  развитие общества  в пространстве и  миросистемные взаимоотношения  разных стран и цивилизаций, марксизм обнаружил смену формаций, эволюцию форм классовых отношений, а от остального абстрагировался. 
«Конвергенция» (словечко академика Сахарова)  разных и не завершенных (и несовершенных)  в разных своих институтах культур  не может привести к взаимообогащению.  Говоря на двух разных языках, как бы это не было  «справедливо»,  стороны не смогут  друг друга даже понять. 
Только всемирная история действительно исторична (а локальная в пространстве и времени хроника событий, даже если это события «Библии», ограничена). 
Фактически мы уже в курсе многих событий мировой культуры, также знакомы с Шекспиром и Басё,  как с Пушкиным и Толстыми,  но при этом делаем вид, что сохраняем свою именно местную идентичность.   Нас увлекает  (или пугает)   разнообразие современного разнокультурного меню, но мы не сохраняем своей «родной» идентичности в чистоте и не  обретаем и мировой идеологии, которой как таковой практически нет.
«Классическая девственность» монокультур  нарушена и этот кризис развивается,  потому что причин для занавеса или какой иной консервации уже принципиальное нет и быть не может. А без всемирного всемирного  проекта раньше обходились, но сейчас его всё ещё нет, хотя он реально необходим.
В советском социализме были пунктирные черты такого проекта, также как они были и в так называемых «мировых религиях».  Но и мировые религии, и «советский проект»  оказались не достаточно универсальными (хотя надо отметить, что «советский проект» был боле глобален, чем христианство или ислам, и даже до сих пор «искренних  сторонников»   социализма и «советской власти»  нисколько не меньше, чем  таковых было в 1990 году).
Скорее всего, «мировые религии» и «советский социализм», обладая возможностью развития в «отдельно взятых странах», не ощущая остро и не предвидя близкой идеологической катастрофы глобализма, обретали признаки и свойства локальных культур, превращаясь в региональную «классику».  А что касается «мировых религий», то они возникли также  до эры научно-технического прогресса и даже до эпохи великих географических открытий, так что они лишь символизируют, предполагают и надеются на всечеловеческое единство, чем реально способны его обеспечить.
Сейчас создание новой мировой и универсальной (безусловно, с учетом национальной специфики для разных регионов)  идеологии является вопросом «жизни и смерти», если не человечества, то миллионов, миллионов  людей и целых народов.  Сейчас универсальной идеологии некуда спрятаться, ретироваться.  То есть, Конфуцуй, Христос, Будда, Муххамед, Маркс и Ленин как бы должны прийти опять и  переписать свои чертежи и каноны, исходя  из того культурного репертуарного контекста, который человечество  имеет на сегодня.

-
Ещё по теме:
http://www.proza.ru/2013/11/17/1353
http://www.proza.ru/2013/11/17/1333