Я, кондовый пролетарий...

Борис Ляпахин
               

      Сдается мне, граждане соотечественники и земляки, что ближайшее наше будущее должно пройти под знаком Волопаса. Или Токаря-универсала. Либо Слесаря-лекальщика. Потому как заседание (госсовета) уже состоялось (и не одно) и мнение высказано. А мнение сие у нас есть не что иное, как прямое указание: поднять, восстановить престиж рабочих профессий на должную высоту. Может даже, на прежнюю, доперестроечных времен. Неважно, как. Главное - чтобы по-умному, не с кондачка.
    Так что за работу, товарищи (я полагаю, прежде всего, творческие товарищи), даешь производственные романы и повести (и телесериалы - тоже) с колоритной фигурой совсем было позабытого работяги на авансцене. На переднем крае то есть. В битве за перевыполнение квартального плана и удвоение ВВП. Даешь соцреализм, ядрена вошь!
    Только вот думается мне, что восстановить оный престиж, это, пожалуй, потруднее, чем валовый продукт удвоить. Это ж, выходит, рабочий класс возрождать придется. Как класс. Рабочее движение с боевыми профсоюзами. А мы-то уж привыкать стали, что у нас классов вроде вовсе и нет. Кроме разве среднего (пресловутого), который будто бы есть становой хребет государства. Хотя, когда до сути пытаешься докопаться, так у нас и его, среднего-то, только зачатки наблюдаются. Подавляющее же большинство субъектов, носителей российской гражданственности, никак не классифицируются. Просто прозываются: кто олигарх-работодатель, кто пенсионер или гастарбайтер, а кто и вовсе, прости господи, бомж. Но чтобы классы - ни-ни!
    Одно время мы тут яростно распинали незадачливого гомо совьетикуса (по сути, самих себя) - чтобы вроде откреститься от позорного прошлого. Хотя и теперь некоторые совестливые господа норовят всех в угол поставить, на горох - чтобы покаяться перед всем миром. Но тут же и за национальное единство ратуют, в образе россиянина. Так не един ли, извиняюсь, хрен?
   Впрочем, ну ее, эту политику. Профтехобразование - это из другой оперы. Хотя и не менее важной для государства, чем национальный вопрос. Престиж рабочего - это категория нравственно-экономическая. Это, если хотите, такое же национальное достояние, как Газпром и РЖД, как "Единая Россия" и ее создатель Владимир Владимирович наш. Если не все они, вместе взятые.
    Утратили. Но как возродить, если само слово рабочий с некоторых пор у нас вроде под негласным запретом? Если люди стыдятся рабочего звания. А уж пролетарий, который прежде с рабочим ассоциировался, синонимами были, нынче и вовсе хуже матерного.
    Вы не помните, недавно, на каком-то важнющем саммите двое бывших американских  госсекретарей задарили нашему президенту эксклюзивный такой плакатик, имевший хождение во время оно? В советское то есть время. По их мнению, плакат сей вполне сегодня уместен как знак зарождения дружественных отношений между Россией и Западом. Америкой, в частности. Но того не разглядели, недотепы, что на том плакате сверху, как это водилось, мелким шрифтом прописано. А прописано там было: "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!"
    Наш-то, зоркий сокол, сразу просек и, одобрив констатирующую часть, от пролетариев поспешил отбояриться. Мы, дескать, нынче это не празднуем. Это нам претит, как и одиозные ком... и соц... и профинтерны, возбудители межклассовой чесотки. Какие, блин, пролетарии в стране, где валовый продукт уж два десятилетия создается и наращивается исключительно менеджерами, ворами (в законе и без), ментами и жрицами любви - они же - герои нашего времени. Это они, видать, бурят скважины, укладывают шпалы под "Сапсаны" и крутят ралюшки шлифовально-фрезерных станков. Да, еще волонтеры нынче в моде. Эти уж точно все умеют и спасут.
    Но кого из молодых и чем сегодня заманишь на завод или фабрику?  Дудки, дураков нет. Вот если на фабрику "звезд", чтобы на "первом" потусоваться...
    А чтобы всерьез восстановить престиж рабочих профессий, нужно, прежде всего, людям вернуть самоуважение, достоинство человеческое, попранное и растоптанное годами унижения, нищеты. Только одной зарплатой, даже если ее втрое против нынешней поднять, достоинство не возродить. Да и не раскошелятся настолько наши бизнесмены-работодатели, как бы ласково к ним ни взывали. На какие, пардон, шиши они тогда вторую яхту купят или футбольный клуб?
    Помнится, когда я в середине 80-х с механического завода уходил (чтобы на флот вернуться), на меня, как на шизика смотрели. Ты что, говорили в профкоме, с дуба рухнул, от такой зарплаты бежишь? Ты же в десятке самых высокооплачиваемых на заводе людей.
    А был я тогда всего-навсего токарем шестого разряда. А много ли, скажите, сегодня на предприятиях токарей (слесарей, плотников), которые заработком с начальником потягаются?
    Хотя не только в зарплате дело. "Нынче всякий труд в почете, где какой ни есть, - утверждал когда-то поэт. - Человеку по работе воздается честь". С начальных классов это помнится. Но сегодня таких стихов детки не учат. Сегодня достоинство подменили барской спесью, "крутизной". Есть у тятьки бабки - значит, ты и крутой. А насчет достоинства, самосознания... тут вряд ли одним поколением управимся. Если только экстраординарные меры использовать? Но "на это я пойтить не могу", как говаривал один колоритный типаж в исполнении Анатолия Папанова.
    Кстати, о профкомах, о профсоюзах то есть. Их ведь тоже модернизировать следовало бы, чтобы они не номинальными, как теперь, не холуйскими причиндалами были. А тут и в законодательстве (и не только о профсоюзах) надо кое-что пересмотреть. Да много чего.
    Мы тут все вроде на демократический Запад равняемся. А там, на демократическом Западе, например, забастовка - явление вполне тривиальное. Но где и когда у нас и какой профсоюз последнюю забастовку организовал? ( "Болотные" и "Сахаровские" выходы, вы согласитесь, не то явление.) Или у нас все в ажуре и никаких проблем? Как при батюшке Сталине само понятие забастовки применимо было лишь к конвульсирующему капитализму, как после него, при развитом социализме даже думать о том не смели, так и теперь: "больше трех не собираться" - замордованы и затурканы. Такой безнадеги и страха, такого неверия в завтрашний день не было, пожалуй, никогда. Хотя по законам, по конституции прав у нас несметное количество. Как бы только ими воспользоваться? Может, туда же, на Запад слинять. А там нас всех ждут с распростертыми объятьями. А что там какие-то "наши" и иные младокоммунисты бузят - так это вроде подтанцовки властям предержащим. И грозная ФНПР Миши Шмакова  с ее плановыми выступлениями - плановые же, "для галочки" мероприятия от кабинета министров.
    Но все-таки престиж рабочих профессий восстанавливать придется. И не только методом перекраивания вузов в техникумы и ПТУ. Нужно начинать с собственно отношения к рабочему человеку - не как объекту неустанной заботы и попечительства, а как равному среди равных. У нас любят говаривать, что перед законом, как перед Богом, все равны. Только на деле - как на "Ферме" у Дж. Оруэлла, есть некоторые "более равные". И потому мы, ныне существующее в России сообщество, очень напоминаем то, что представил старина Джордж в романе "1984". Хотя наверняка оно кого-то устраивает.
    Только не меня. Как, надеюсь, и большинство других, мне подобных, которые тоже по сути своей, по внутреннему состоянию, такие же, что и я, кондовые пролетарии. Может только не вполне осознающие это.
    И всем им осточертела эта неустанная забота о них и попечительство. Ценою в три рубля. Терпелка народная пределы имеет и может однажды взорваться. Если еще до того у государства российского, даже при столь уважаемых лидерах, порты не свалятся.