Народный календарь, 21 - 27 ноября

Александр Мишутин
  21 НОЯБРЯ. МИХАЙЛОВ ДЕНЬ.
  Вот он, праздник! К нему готовятся за несколько дней и пируют несколько дней. Семья среднего достатка покупает 2-3 ведра вина, режет кур (меченых еще 13 ноября, перед Кузьминками), забивает свинью или барана, печёт пироги. Вот тут и заяц пойдёт к столу.
  Да что же это за праздник? В честь чего? В честь кого?
«Хлеб, почитай, у всех свой. Конопелька продана, овёсец тоже. Денежки есть, и должишки, что за зиму накопляли, заплачены, и сборщику (сборщик податей, налогов) глотку заткнули: покуда ляскать (болтать) не пойдёт, — вот и сгульнуть можно». (С.В.Максимов. «Крестная сила»).
  Вот в чём дело, оказывается! Нет долгов и есть свобода: от забот и от работ. Праздные дни пошли. Пусть временно. Но «сгульнуть можно».
И рассаживаются гости за столом, и, выпив чарку, уничтожают студень. Молча. А потом подается лапша. А перед ней опять по стаканчику. А потом баран вареный-печёный. А ещё каша. Гости, красные от духоты и одежды, теплые поддёвки да полушубки не снимают. Но пора и честь знать. Помолились, благодарят. А их ещё и чаем потчуют, как самых почётных, избранных гостей. Вышли. Теперь эти же гости идут к другому, третьему. Дрейфующая от избы к избе группа гостей начинает редеть: «там кум спъянился, тут сват под святыми заснул» (С.В.Максимов).

22 НОЯБРЯ. МАТРЁНИН ДЕНЬ.
  Главное празднество Михайлова дня начинается сегодня. Вчера был почин, сегодня - продолжение. И рано оно началось, продолжение: часов с четырёх утра. И к приезду гостей из соседних деревень хозяева уже «хорошие».
Завтра или послезавтра будут мужики вспоминать, что за погода была на Михаилу; оттепель? Грязь? Нет? Иней! Иней - это хорошо, к большим снегам. А много снега - много хлеба. А если оттепель - до Николы зимнего (19 декабря) не станет санный путь. Судачили, кряхтели и принимались за свои ежедневные заботы. Кончились праздники, впереди – пост.
  С Матрёны зима встаёт на ноги, морозы крепчают.


  23 НОЯБРЯ. ЕРАСТ, РОДИОН.
 «С Ераста жди ледяного наста! ПриШёл Родион - возьмет мужика в полон».    То ли ушибленный гололёдом после Михайлы, то ли примёрзший с похмелья, но замечал крестьянин за этим днём такие свойства. Боле того обращал внимание: если день начинается большим туманом, то жди оттепели.


  24 НОЯБРЯ. ФЁДОР-СТУДИТ.
  «С Фёдора-студита зима сердита». Но если день на Фёдора-студита тёплый, то и зима будет тёплой.
  Дай-то Бог! Нам так не хватает тепла.
  Пока не ушёл в далёкое прошлое этот день - вспомните его. Если день был тёплым, то и зима предполагается тёплой, а холодный Фёдор-студит - сулит всю зиму суровой.


  25 НОЯБРЯ. ИВАН МИЛОСТИВЫЙ.
  Даёт знать о погоде на ближайшие дни. Если идёт дождь или снег 25 ноября, то быть оттепелям больше недели: до Введения, 4 декабря.
  Бушуют последние свадьбы перед сорокадневным Рождественским «хладным» постом. Счастливые девушки притворно плачут, расставаясь с девичеством. Те же девушки, кому  не повезло да филипповского поста, роняют украдкой непритворную слезу и расплетают косу удачливой подруге. Теперь жди окончания святок: может, зимой повезёт с суженым. А может, и не повезет.

  «Вот в прошлом году сватался ведь парень - не отдали: две коровы в семье пали, и «свадебные» деньги ушли на покупку скота. Отец собирался еще одну лошадь купить. Если купит, еще год ждать придётся... Пелагея вон третий год не может выйти замуж по той же причине. «...Видно, друг мой, надо нам с тобой прощаться...'
  — Прощай, Михайло!
  —  Так-то, друг мой милый! Видно, мне придется Афросинью взять, ничего не поделаешь... За Афросиньей отец сулится двести рублей, тут можно взяться хозяйствовать, есть с чего начало положить... А тебя мне взять пустую - не приходится!
  — Нешто не знаю...
  — С пустыми руками, сама знаешь, какое хозяйство - горе одно!» (Г.И.Успенский).

  Жестко. Практично. Неизбежно. Не обманешь. Но ухитряются. Посватается парень к девке. Сладят сваты с её родителями, но родители невесты не говорят последнего слова: вот посмотрим ваше хозяйство да «богачество». тогда и скажем «да» или «нет. И приходят, и смотрят придирчиво: и на чердаке побывают, и в хлевах посмотрят, и сусеки амбарные проверят, и проведут ревизию полушубкам да медной посуде. А жених тоже не лыком шит: перевернет бочки кверху дном, насыплет на днища бочек зерна — смотри, будущий тесть, сколько хлеба у зятя. А зятёк-то ещё и в соседнюю деревню к знакомым сгоняет, возьмёт «для показа» пару хороших полушубков да короб медной посуды привезёт на время, и - полный достаток в доме.

  А в городах и похлеще обманы бывали. Засидится в девках старшая дочь, просят родители сваху-сводницу помочь. Та находит кандидата, расписывает прелести и приданое невесты. Жених приходит на смотрины, а ему мельком показывают младшую дочь-красавицу. Конечно же, соглашается. Но не видит больше лица, своей невесты до тех пор, пока после венчания в карету не сядет. Но уже поздно: обвенчались.

  Стыдно было на Руси быть незамужней или неженатому. Осмеянию не подвергались только те, кто сознательно, намеренно давал обет безбрачия. Вот и роняют слезу Марья или Дарья, и завидуют колокольному звону, отгоняющему нечисть при венчании подруги, и жадно впитывают все подробности обряда; вот жениху к невесте связывают руки вместе, вот они одновременно крестятся, вот становятся на один «подножник» перед аналоем, переступают через положенный на порог церкви замок, разбивают яйцо, чтобы дети были. Наконец, невеста грызет церковный ключ, приговаривая: «Мне брюхатить, а тебе (мужу) прихоти носить". И не к Марье подводят малыша-мальчика, а к подруге-невесте, и не Марье удалось стать кончиками носков на «подножник» после венчания, а удачливой дружке невесты… Чужая свадьба!
  Надейся, Мария. Будут еще колокола и в твою честь. И будут от порчи и сглаза иглы в твоем свадебном наряде и льняное семя в башмаке. Будут.


  27 НОЯБРЯ. СВЯТОЙ АПОСТОЛ ФИЛИПП.
  Заговенье перед Рождественским (Филипповским) постом. Заговенье - последний день перед постом, когда верующим можно есть скоромное. Скоромное - пища животного происхождения: мясные блюда и закуски, различные жиры, молочные продукты. С завтрашнего дня люди начнут говеть - поститься. Постились-то люди сорок дней, до Рождества Христова, и свадьбы не разрешалось играть до Крещения, 19 января. Так что для Марьи пост был более пятидесяти дней.

  На Руси, у православных, еще три длительных поста: Великий пост - семь недель до Пасхи - начинается сразу после масленицы: Петровки - с девятой недели после Пасхи и до Петрова дня, 12 июля; Успенский - с 14 по 28 августа. Кроме того, глубоко верующие постились еще по средам и пятницам каждой недели. Тем, кто говел, запрещалось даже чай пить до обедни (до 10 часов) по средам и пятницам.

  Разумеется, богатым людям посты не были в тягость. Другое дело - крестьянин. Он и в обычные дни не объедался, только в праздники, а в посты затягивал ремень потуже, переходил на капусту, пустые щи да конопляное (или подсолнечное) масло. Однако, не будь постов, крестьянин их, пожалуй, придумал бы: надо рассчитать свои запасы на весь год, по крайней мере — до лета, а посты дисциплинировали годовой режим питания, обуздывали спонтанные, анархические порывы русской души. Посты предполагали умеренность не только в пище, но и в нравственном, социальном поведении человека.

  На Филиппа в некоторых областях России крестьяне выносили на двор угощенья домовому-дворовому, чтобы тот охранял скот, заботился о нём во время долгого зимнего пребывания в хлевах.
  Если замечали иней на Филиппа - надеялись на хороший урожай овса.

  Я поздравляю последних осенних и первых зимних именинников с днем ангела.
21 ноября. Гавриил, Михаил. 
22 ноября. Александр, Иван.
23 ноября. Родион.               
24 ноября. Виктор, Фёдор, Максим, Степанида.
25 ноября. Иван.
26 ноября. Герман, Иван.
27 ноября. Григорий, Филипп.