Время достойное памятника

Евгений Габелев
Можно ли прожить жизнь дважды…




ЖЕЛЕЗНЫЙ ДЕД


До того, как стать великим писателем, Аркадий Гайдар убивал людей. Еще четырнадцатилетним мальчиком он командовал красноармейским полком, и был снят с должности за проявленную жестокость.


Для того, что бы отличиться зверством в годы, когда людей расстреливали без суда и следствия, а если патронов не хватало, то топили в реке и закапывали в землю живьем, надо было хорошо постараться.


Когда он вырос, то перестал убивать людей, и начал писать прекрасные детские книги. Книги о стране победивших пролетариев, и их счастливых и целеустремленных детях, готовых продолжать дело отцов.


Днем он писал, а по ночам ему снились убитые в детстве люди.




БРОНЗОВЫЙ ВНУК


Прошли годы, и его внук разрушил все, что построили те, кто вырос на книгах деда. Егор Гайдар уничтожил тот завораживающе прекрасный и бесконечно жестокий мир, за который Аркадий Гайдар убивал людей.


Сегодня мы поставили ему памятник. Памятник великому человеку, разорившему огромную страну. Лишь великому под силу сокрушить величие. Так что всякий, отрицающий значение Гайдара, отрицает мощь нашей страны.


Страны, что рождена в муках дедов, продолжена непосильным трудом отцов, и закончена безумством детей. Страны, созданной чтобы проложить человечеству дорогу в космос. В космос, в который мы так и не полетели.


Зато, мы прожили прекрасные годы.




ЗОЛОТОЙ ВЕК


В те давно минувшие дни мы были молоды и полны надежд. Многие из нас раскрыли сердце навстречу новым возможностям. Тогда мы взяли от жизни все, что смогли унести. Для нас это было прекрасное время.


В те годы мы были безумно богаты. По тем старым меркам, когда тысяча долларов казалась состоянием, а квартира в центре стоила как подержанная машина. Вот тогда я и научился понимать людей.


Тогда я узнал о людях, устройстве общества и природе вещей больше, чем за всю жизнь из учебников и книг. И теперь я знаю и умею то, чего бы никогда не понял, если бы стал кабинетным ученым.


Все это подарил мне Гайдар.




ОГЕННЫЙ ДАР


Теперь я знаю многое. И многому из этого могу научить. Но лишь сейчас я стал понимать, как жил в эти годы наш народ. Что чувствовали те, чьи жертвы оказались напрасны, а все сбережения обратились в прах.


Я знаю, что они ненавидели его. И я прекрасно понимаю, за что. Хотя Гайдар не убивал их, не брал штурмом их города во главе отряда бойцов, и не сидел за прицелом танка, расстрелявшего Верховный Совет.


Думаю, они будут приходить к его памятнику, что бы плюнуть ему в ноги. И может быть, даже постараются его взорвать. Я понимаю, и не осуждаю их. Должно быть, на их месте я чувствовал бы то же самое.


Я знаю, что его дар слишком горяч.



 

ОДНОРУКИЙ БАНДИТ


Слишком многие, взявшие в руки дар внезапной свободы, сгорели в его огне. Многие из тех, кто был тогда на гребне волны, съели друг друга. Просто и банально перестреляли в криминальных разборках.


Миллионы парней, мечтавших стать космонавтами и учеными, стали челноками и бандитами. Те кто выжил, не соскочил, и не опустился на дно, превратились в преуспевающих банкиров, депутатов и министров.


Ирония судьбы, направившая руку скульптора, изобразила нашего героя в виде однорукого бандита. И странное подобие римской тоги спадает вниз, превращаясь в камень. И мудрый взор, прозревающий годы.


Мог ли он знать, чем все обернется.




ВТОРОЙ КРУГ


Сегодня я вижу, как история повторяется. И мрачный мир, казалось навек погребенный, вдруг восстает из праха. Вижу, как новое время требует старых героев. Слышу, как новые люди говорят старые слова.


Я наблюдаю, как миллионы ушей впитывают худшие образцы советской пропаганды, льющейся со всех телеэкранов страны. И понимаю, что история повторяется. Первый раз как трагедия, второй раз как фарс.


Поэтому нам так нужен памятник Гайдару. Человеку, вбившему кол в сердце зверя… но, не успевшему довести свой труд до конца. Сейчас, когда на пьедестал возвращается тень Железного Феликса.


Теперь нам придется прожить это еще раз. Но уже без него.



 

И ЕЩЕ…

 

Это время заслужило свой памятник.


Именно такой.