Приключения географа

Татьяна Бушмелева 2
В принципе фильм «Географ глобус пропил» не открывает ничего нового. Похожих типов мы видели, например, в фильмах «Отпуск в сентябре» (Зилов-Даль) или «Полеты во сне и наяву» (Макаров-Янковский).

Это люди не нашедшие себя в жизни, несостоявшиеся, неудачники, эгоисты, а поэтому пьющие, живущие безалаберно, мучающие и других, и себя, плывущие по течению и не способные что-либо изменить, а тем более и вовсе свести счеты с жизнью.

Но если Зилов  и Макаров систематически врут с тем, чтобы создать хоть какую-то видимость собственного благополучия, то Служкин совершенно равнодушен к собственной жизни. Жена гонит с супружеского ложа – он не сопротивляется, берет в любовники его друга – не возражает, а наоборот, сердобольно просит заходить его почаще, когда тот заводит новую пассию. Самого зовут трахаться (именно это выражение бытует в лексиконе персонажей), послушно плетется независимо от того, хочет он этого или нет.

В школу – так в школу, географом – так географом (учебник можно выучить). Правда, когда один из великовозрастных балбесов, пардон, мочится на тряпку, которой учитель стирает с доски, Служкин берет ее и мажет лицо своего обидчика. То есть все-таки иногда дает сдачу.

Персонаж Служкина  в исполнении Константина Хабенского (язык не поворачивается назвать его героем) показался мне жалким, убогим, несчастным, раздавленным жизнью, с взглядом пустым, как его душа (диву даешься, куда девался умный с ироническим прищуром взгляд Хабенского!).

Он тем более жалок, что единственная его постоянная привязанность – это любовь к бутылке. В походе, где он регулярно без зазрения совести выпивает вместе с учениками, за одну из провинностей те решают наказать его лишением спиртного. Географ пьет в одиночку, с подругами, с друзьями, с учениками.

Конечно после фильмов Валерии Гай Германики («Все умрут, а я останусь», телесериал «Школа» и др.) в школьной жизни, которая показана в картине Велединского, уже ничего не удивляет: ни игра в карты учителя с учениками, ни потасовки, ни ребячьи подлости.

Но поразительно, что казалось бы совершенно опустившийся человек, чуть ли не бомж, оказывается иногда способен на поступок. Когда Служкина уносит вниз по реке вместе с надувным катамараном, а ребята остаются одни на берегу, откуда им никак не выбраться, учитель по пояс в воде из последних сил тащит катамаран на себе - обратно к месту стоянки. Впервые он движется против течения – в прямом и в переносном смысле.

Остается он порядочным человеком и тогда, когда появляется возможность легко воспользоваться симпатией к нему одной из его учениц. Именно эта девочка, как мне показалось, будит что-то в душе героя, может быть, давно забытое его «я».

Однако те же, кого он спасал, и предают его - так же, как предала жена, как предал друг, и Служкин снова оказывается у разбитого корыта. Впрочем, школа – это не для него, и он уходит из нее без сожаления. Скорее всего, чтобы снова бездумно плыть по течению дальше.   

Опубликовано в газете "Новый вариант" 20 ноября 2013 года.