Кукуша

Мария Райнер-Джотто
Кукушу сдали в «Зоомагазин» из-за того, что он порвал обои и испортил дорогую, эксклюзивную мебель. Сам Кукуша тоже был дорогим и экзотическим.

Из детства он ярко помнил только золотисто-зелёное существо с подвижным языком.

Потом были теснота в картонной коробке, тухлые запахи, холод и полусгнившие фрукты. Кукушу, как и многих других, опаивали снотворным, и у него стали выпадать перья.

Облысевший Кукуша попал в большие неподвижные джунгли, где животные жили в прозрачных ящиках. Общительный Кукуша обрадовался новым друзьям. Чтобы понравиться, он прыгал на жёрдочке, лазил по верёвочке и грыз прутья клетки, но животные были заняты собой.

Тогда Кукуша начал петь. Животные немедленно откликались: кто выл, кто скулил, кто лаял, кто злобно шипел.

Какофония звуков прекратилась, когда двуногие переселили Кукушу в другие джунгли – поменьше, без коряжистых веток и цветов.

В маленьких джунглях всё было бесцветным, блеклым, безрадостным. В клетку заходили только двуногие, одинокий Кукуша пытался понять, что это за звери, но не мог. Они не щебетали, не рычали, не блеяли.

Ночью, когда темнота подкрадывалась к прутьями Кукушиной клетки, за окном загорался слепящим светом огромный дрожащий шар. Кукуша стряхивал с себя сонливость и снова пел.

Однажды его снова куда-то повезли. Клетку трясло, а от новых запахов Кукушу тошнило. Путешествие закончилось в гигантском цветном лесу. Открыв глаза, Кукуша увидел высокие прямые деревья без веток и сучьев, с гладкой, будто отполированной корой.

От волнения Кукуша заметался по клетке, забился о железо и отрывисто закричал.

Волнение Кукуши передалось и этим спокойным джунглям. От тёмно-жёлтого бревна отделилась рыжая тень и стала осторожно подкрадываться. Приблизившись, тень внимательно разглядывала Кукушу золотисто-зелёными выпуклыми глазами. Эти узкие пугающие зрачки Кукуша видел когда-то в детстве.

Но само существо с длинной лохматой шерстью и хвостом-щёткой было Кукуше незнакомо. Само существо походило на большую пятнистую кошку, которую уважал сам крокодил, но эта рыжая тень была слишком мала и ничтожна.

Заглядевшись, Кукуша не заметил, как рыжая тень выбросила вперёд мохнатую лапу и у Кукуши закололо в груди. Он испугался и рванулся вверх, больно ударившись головой. Лохматое существо тоже испугалось и юркнуло вниз, под бревно, и Кукуша подумал, что это не кошка, а что-то неведомое и опасное.

Когда стемнело, в джунглях загорелось несколько глаз. Не мигая, они всю ночь наблюдали за Кукушей и ему было неуютно.

Так началась его новая жизнь.

Больше всего Кукуше полюбился маленький двуногий зверёк с шелковистой шерстью на голове. Зверёк подолгу сидел возле Кукушиного домика и, открывая крошечный клювик, без умолку трещал.

Постепенно Кукуша начал повторять за зверьком издаваемые им звуки. Когда Кукуша особенно старался, зверёк бил передней лапкой о другую лапку и просовывал Кукуше в дверцу что-то трухлявое на вид, но невероятно сладкое. Кукуше было хорошо с этим зверьком. Бывало, он выпускал Кукушу полетать.

Случалось, что зверёк забывал запереть Кукушу в домике, и тогда у Кукуши начинался праздник. Он забирался в дупла строгих деревьев, от которых пахло дальними переездами. Кукуша качался на широких гибких лианах, а ещё ему очень нравилось потрошить мягкие брёвна и отгрызать от меловой скалы несъедобные кусочки.

Кукуша, уверенный, что опасности нет, бесстрашно опускался на ровную шероховатую землю тёмно-красного цвета.

Однажды, скакнув по красным квадратикам, Кукуша заметил, как откуда-то на него кинулась рыжая молния, но взлететь не успел. Зубастая молния крепко вцепилась в его крыло острыми зубами. Кукуша извернулся и клюнул ощетинившуюся молнию в блестящий золотисто-зелёный глаз.

Молния дико завыла и стрелой бросилась вон из клетки. От страха Кукуша забился в щель между отвесной скалой и высоким деревом и просидел там всю ночь. Утром выяснилось, что Кукуша натворил много нехорошего.

Его заперли в темноте. Он слышал, как плачет маленький зверёк и кричат большие звери. Кукуша пытался объясниться с ними на их языке, но ничего не выходило.

Никто не кормил его сладостями, не разговаривал с ним. Иногда его выпускали из темноты, но Кукуша щурился от чересчур яркого света и прятал голову под крыло.

Ему не нравилось, что двуногие смотрят на него, как смотрит на кролика большая змея. А вот рыжая тень с одним глазом больше Кукушей не интересовалась…

Поначалу в «Зоомагазине» Кукуше очень понравилось. Правда, его клетка была такая тесная, что, расправляя крылья, он кончиками перьев чувствовал холодный металл.

Но Кукуша не один такой был здесь. У него были собратья. Зелёный любопытный попугай, неразлучная пара лимонного цвета, и много-много крошечных попугайчиков всевозможных расцветок.

Ещё в соседях у Кукуши жили две славные серые крысы, которые держались с большим достоинством, длинная пушистая мышь, вертлявая, как змея, постоянно жующие кролики и суетливая толстая шиншилла с поджатым хвостом.

Но едва Кукуша сдружился с зелёным попугаем, как он пропал. Потом пропала лимонная пара. Кукуша догадался, что исчезновение собратьев связано с появлением двуногих, которые оделись в кошачьи шкуры, чтобы их уважал сам крокодил. Так исчезли все его новые друзья, которых он успел полюбить.

Осталась только суетливая, похудевшая шиншилла.

Кукуша больше ни с кем не дружил, его внимание переключилось на двуногих зверей. Ему очень хотелось, чтобы его снова забрали в ненастоящие джунгли, и он старался понравиться изо всех сил. Весь день он напряжённо сидел на жёрдочке и не сводил глаз с входной двери.

Кукуша видел, как загораются глаза двуногих, когда они видят его. Он расправлял хохолок и трепетал перьями. Он усаживался на жёрдочке так, чтобы во всём великолепии был виден его хвост цвета ржавой орхидеи. Но блеск в глазах двуногих быстро тускнел.

Кукуша заметил, что двуногие подолгу рассматривают его щебечущих собратьев и снова запел. И звери слушали, как он поёт и смотрели на него во все глаза, но потом они опускали глаза вниз его клетки, на цену, их глаза круглели, и они наклонялись к глупым кроликам.

Кукуша решил, что двуногим неприятно, что он гадит и перестал клевать корм.

Но это не помогло, и Кукуша замолчал. Он перестал смотреть на дверь и вздрагивать. Большую часть дня он дремал, затянув глаза защитной плёнкой. Иногда по привычке он разворачивал хохолок и потягивал крылья, но ему уже не хотелось произвести впечатление. У него стало побаливать крыло, и он постарался забыть о том, что когда-то летал.

Однажды случилось событие, которое потрясло Кукушу.

Совсем отощавшая шиншилла перестала двигаться, принимать пищу и пить воду. Она легла спиной к двуногим и пролежала так несколько дней, пока не окоченела.

Двуногие вынимали крысу из клетки, кололи её острой палочкой, но палочка не помогла.

Кукуша понял, что происходит, когда ты никому не нужен.

И он снова и снова с затаённой надеждой вглядывался в звериные морды, следил за их движениями, ловил их слова. Но почему-то Кукуша перестал нравиться.

Вскоре его, как и шиншиллу, стали вынимать из клетки и колоть острой тонкой палочкой. Кукуша вяло ел, а потом тревожно дремал.

Однажды ему приснилась золотисто-зелёная змея с раздвоенным языком, которая задушила его братьев, и Кукуша понял, что хочет улететь в настоящие джунгли.

Он отвернулся к стене, закрыл глаза и больше их не открывал.

Фото автора