Мы встретились в день размещения им первых глав «Алисы…»
И я сразу «заразилась»…
Его неординарным мышлением, блистательной, образной речью, неподражаемой иронией, удивительной, редкой доброжелательностью, невероятным умением ответить на любой вопрос и непостижимой легкостью в общении.
Он обо всём имел свое суждение и внятно, основательно и интересно аргументировал. Его хотелось слушать всегда. И цитировать.
Вот только некоторые его представления:
О ЖИЗНИ
…когда понимаешь, не знаешь, а именно - понимаешь, что жизнь всегда заканчивается смертью, - перестаешь от нее требовать что-либо. Просто наслаждаешься близостью, пока она с тобой.
ЕЩЁ О ЖИЗНИ
Мы перестали задумываться над тем, к чему привыкли. Почему? Может, потому что нам никто не задает неожиданных или неудобных вопросов? Только дети. Но мы нечасто к ним прислушиваемся. Потому-то "Маленький принц", "Алиса в стране чудес", где подобных вопросов немало, всегда будут любимы и читаемы. Вы не думаете о небе, Вы просто им любуетесь. Вы не размышляете о ромашках, просто вдыхаете их аромат. Вы не удивляетесь сверчкам и цикадам - скрипачам южной ночи, они просто фон для парада звезд на черном бархате летнего неба... Но почему?! Разве сами по себе они не удивительны и не стоят Ваших мыслей? Вы просто привыкли. Как все мы. И удивительный мир перестает удивлять и начинает пахнуть вчерашним борщом и куриными котлетами. Вместо рыцарей без страха и упрека - ловкие коммерсанты. Вместо прекрасных дам - гламурные телки. Мы сами меняем наш мир в сторону котлет и телок, не замечая маленьких чудес, живущих рядом.
...не относитесь к жизни серьезно: она Вам этого не простит. В жизни надо парить, как в небе. Не порхать над землей, а парить в его толще. Оттуда и виднее, и слышнее.
Летайте! Для того, наверное, людям небо. Ну в самом-то деле, это же не крышка на кастрюле, где все мы варимся!
О СЧАСТЬЕ
Простые повседневные радости - это и есть пазлы счастья, нужно только уметь собрать нужную картинку.
ОБ ОДИНОЧЕСТВЕ
Стоит раз испытать настоящее одиночество, чтобы научиться наслаждаться им.
Настоящее одиночество - это когда ты один в толпе себе подобных, и тебе нескучно наедине с собой.
О ЛЮБВИ
Никто не знает, что такое любовь. Я тоже не знаю. У каждого свое понимание любви. Но любовь - это что угодно, только не свобода. И счастьем она, даже взаимная, бывает очень недолго. Скорее, это такое патологическое состояние человека, при котором стремление жертвовать преобладает над инстинктом самосохранения… Не слишком романтично, правда?
И все-таки, многие из нас ищут эту патологию всю жизнь, а найдя - счастливы, как дети... Может, готовность пожертвовать собой во имя другого (или других) - глубинное свойство наших душ, подчеркивающее наше человеческое или, если хотите, божественное, - начало, вопреки всему животному, которого в нас, увы, больше? И не важно, что это за любовь: к женщине, к Родине, к своему ребенку, к справедливости, - объект любви не имеет значения. Потому что любовь - это ТВОЕ состояние, для которого никто третий не нужен.
О МУЗЫКЕ
Знаешь, музыка - это такая штука, которая больше всего похожа на жизнь: так же красива и так же непонятна. Конечно, ее можно расписать по нотам, но разве это что-то объяснит?
О БОГЕ, О МИРЕ, О ВОЙНЕ
"Создатель дал нам Мир и Жизнь в нем"? Возможно. А возможно, и нет. Возможно, это человек создал Бога силой своего разума и по причине собственной слабости: уж очень ему, человеку, нужно было, чтобы кто-то мог спасти и сохранить его. Нужен был кто-то, к кому можно было бы прийти с болью (с радостью к Богу редко ходят)...
Не собираюсь спорить о мироустройстве - тут никто никому ничего не докажет, - просто говорю о собственном мироощущении.
Универсум - это просто совокупность наших знаний об окружающем мире. Кто-то знает много, кто-то мало, но никто не знает всего. Потому наш мир так переменчив,что он разрастается вместе с нашим знанием о нем. Потому наш мир такой разный, что он у каждого свой. А Универсум - это область пересечения индивидуальных пространств. Т.е. у каждого есть - или может быть - индивидуальное пространство, не доступное для других.
Неназванное не существует! Пока мы не замечаем предмет, явление и не даем ему названия, его нет в Универсуме.
А Бог... Бог - это нравственный закон внутри нас, в соответствии с которым устроен наш индивидуальный мир. Потому неизбежны внешние конфликты, что у каждого свой Бог и свои законы, по которым устраиваются миры.
Война - неизбежность? Война - неизбежность! Вот только что именно считать войной? Драку за кусок хлеба - пусть даже и с маслом! - голодных белковых оболочек человеческих душ? Конфликт амбиций - личных ли, державных ли? И их тоже. Но война - это Катарсис. Война как явление, а не как действо. Это, знаете ли, как генеральная уборка в доме: результат приятен глазу, а процесс - ну оч-чень грязный!
Вот и воин: пока он убирается у себя в доме - светлый герой. Но как только он приходит убираться в мой дом он либо халдей, которого я для этого и нанял, либо агрессор, навязывающий мне свое понимание чистоты и порядка, без спросу двигающий мебель в моем доме. А окружающие формируют свое отношение к этому воину, исходя,во-первых, из своего отношения к навязываемому им мироустройству; во-вторых, из своего отношения к тому, в чьем доме генерально убираются.
И еще одно маленькое замечание: со своим миром я един. Я часть того мира. А вместе мы - Природа. А чужой мир - окружающая среда. Для того, чтобы природа не становилась все больше окружающей средой, нужно понять чужой мир, хотя бы попытаться понять чужую личность: может, не такая уж она и чужая? Тогда, возможно, тот мир станет частью нашего, наш мир - частью того, который вчера мы считали чужим... А что чаще всего делаем мы? Хватаемся за оружие, чтобы переустроить чужой мир по подобию своего! Главная причина всех войн и конфликтов кроется в головах: мы не стремимся понять других - мы стремимся их уничтожить! Кто думает не так, как мы, - Чужие.
О КРИТИКЕ
И вообще, Вы на меня не очень-то рассчитывайте: для критика я слишком доброжелателен. Не в надежде на ответное поглаживание по шерстке. Скорее, вследствие убеждения, что любая попытка высказаться оправдана, любое.даже маленькое открытие приумножает знание... Да, я избегаю безвкусицы, но прощаю ее, если попытка сделана искренне.
О САМОЛЮБИИ
Спасибо. Принимаю Вашу оценку с благодарностью.
Ничто так не тешит самолюбие, как одобрение коллег. А ведь самолюбие - нянька любого творчества, его воспитатель и вдохновитель. Так что от заслуженной няньки Вам тоже большое спасибо: потешили!
О СОМНЕНИИ И ПРИНЦИПАХ
Сомнения - это единственный рациональный продукт человеческого мозга: познает только сомневающийся.
...сомнения - интимное дело каждого. Я не выношу их на всеобщее обсуждение, потому что у меня есть возможность, сила, время, жизненная опытность сделать свой выбор позиции. Только выбор никогда не бывает окончательным: готов воспринимать чужие идеи, мне интересны иные мнения и мысли. Не только в литературе - вообще по жизни. А компромисс... Когда-то я исповедывал такой принцип: если мы правы, то мы правы; если не правы, то возможен компромисс. Мужчина обязан принимать твердые решения. Но вовсе не обязан их отстаивать как дело принципа. Просто если принимаешь решение, будь готов за него сражаться. А иначе зачем его принимать?
..я не вещаю, я говорю. Просто говорю. И все, что я говорю, оспоримо. Но я ведь не говорю просто, чтобы сказать: я это все пропустил через себя, через свою личность, через свое мировоззрение. И все, что я говорю, я - так понимаю, так мыслю, так чувствую, а потому готов защищать. И только. Простая мужская позиция.
О ПЛАНАХ
Затеял писать новую штучку. Пока забавляюсь: такое себе лоскутное одеяло. Очень хочу, чтобы получилась. Думаю, по формату получится повестушка. Хотя... несет, несет куда-то. Не хотелось бы раздувать. Лучше бы глоталась, как таблетка: одним глотком и даже без запивания водичкой. Посмотрим. Вещица довольно эклектичная получается. Не по языку или манере. Скорее, по жанру. Материал такой… из моей прошлой жизни.
Вот получится ли?
О ОСЕНИ И ОСЕННЕЙ ЛЮБВИ
Ну, вот и осень. Снова. И снова проскользнула незаметно, будто шла мимо, да остановилась на минутку оглядеться. А, оглядевшись, так очаровалась увиденным, что уже никуда отсюда. Я-то, положим, и рад: ждал ее, люблю очень. Она умеет удивить и удивляет. Осень - гораздо более подходящее время для любви, чем весна. Это для юношеской любви необходимо весеннее кипение, бурление, водовороты! И она сама вся такая бурная, горячая и быстро проходящая... Осень приходит с грустью и успокоением, с тихой нежностью, и любовь осенняя не столь бурная, но чистая и пронзительная, как звук перетянутой струны: отчаяние в этом звуке, мольба о пощаде и тихая отвага влюбиться...
Я навечно околдован осенью. Она очищает помыслы, латает подранную душу, заговаривает раны. Она много значит в моей жизни, почему-то. Я всегда ее жду и всегда боюсь. Осень всегда полна отчаянья, но не безысходности. А это дает право на надежду... Осень беременна надеждой. И это моя надежда...
***
О своей любви к осени он написал в начале прошлой…
А до наступления нынешней он не дожил всего несколько дней...
25 августа 2011 года АЛЕКСАНДРА БАЛАНИНА не стало.
Я без крыльев уже, ведь туда не летят, а уходят,
Потихоньку, без скрипа, затворяется дверь в бытиё.
Я устало уйду, и меня с облегченьем проводят…
* * *
Там, в углу, - уголёк: догоревшее сердце моё...
Светлая Ночка
http://www.proza.ru/2011/10/22/172
Вот ещё один цветок сорван в самом расцвете! Я как-то пропустила этого автора, не повезло мне так, Светик, как тебе. По тому, что ты выложила на страничке сужу об этом человеке, как об истинном художнике. И это немногое, что я прочла, нужно вписать в золотой фонд русской литературы нашего времени. АЛЕКСАНДР БАЛАНИН!Мы, пишущие люди, как киты, должны подплыть и вытащить это имя со дна Забвения, и ты уже это начала. В июне я тоже похоронила своего старшего друга и наставника большого поэта Николая Якшина. Мне знакомо это чувства пустоты, когда уходят такие люди. В свою очередь, я хотела бы просить твоего разрешения взять слова А.Баланина в эпиграф к своей пьесе "Крылья", которую сейчас пишу. И вот это трёхстишие для своего героя. Естественно со ссылкой на поэта. Пьеса участвует в конкурсе драматургов. Заранее благодарю.
Елена Терская-Белогор 23.10.2011 00:25
ты, наверное, это имела ввиду?
Я без крыльев уже, ведь туда не летят, а уходят,
Потихоньку, без скрипа, затворяется дверь в бытиё.
Я устало уйду, и меня с облегченьем проводят…
* * *
Там, в углу, - уголёк: догоревшее сердце моё.
Автор этих ЧЕТЫРЁХ строк - Александр Баланин...
У меня нет права давать или не давать разрешение на их опубликование кем-либо и где-либо, хотя и присланы они мне были в личной переписке. (А ещё они опубликованы в его литературном дневнике)
Но я думаю, что он был бы рад. Разумеется, с указанием его имени.
Светлая Ночка 23.10.2011 02:18 Да, именно, Светлана, эти стихотворные строки я хочу взять для своего героя в конце пьесы. И потом ещё: О музыке. Это будет звучать в устах моего героя-пианиста со ссылкой на автора. И ещё одно высказывание пойдёт на эпиграф к пьесе: Не относитесь к жизни серьёзно... Всё обязательно со ссылкой на автора. Удивительно совпало: читаю его записи и вижу, как они перекликаются с моей пьесой под название "Крылья".
И ещё хочу добавить. Говорят православные люди, спасайся, и тысячи вокруг тебя спасутся. Ты понимаешь, о чём я.
Елена Терская-Белогор 23.10.2011 21:58
Не приходилось мне встречаться с Александром за мои немногие годы на Прозе. Но я читаю твоё послесловие и ещё раз принимаю для себя, что тех, кто умеет любить и несёт этот свет другим, много больше, чем иных, умеющих только брать и разрушать.
Светлая память Александру.
Спасибо тебе за теплоту и память.
Сергей
Сергей Эсте 22.10.2011 23:11
Я горюю, Серёжа...
Горюю так, как если бы это был близкий мне человек в реальной жизни.
Впрочем, я совершенно не вижу разницы, разве только в том, что в реальной мы становимся близкими спустя много времени, проведенного вместе, здесь же, - СРАЗУ. То есть ты либо не принимаешь встретившегося человека и идешь дальше, либо принимаешь его СРАЗУ И ВСЕЦЕЛО. И души ПЕРЕПЛЕТАЮТСЯ...
Потому такая боль...