Музыка похожа на жизнь

Познавшие Вечность
Мы встретились в день размещения им первых глав «Алисы…»
И я сразу «заразилась»…
Его неординарным мышлением,  блистательной,   образной речью,  неподражаемой иронией,  удивительной,  редкой доброжелательностью,  невероятным умением ответить на любой вопрос и непостижимой легкостью в общении.

Он обо всём имел свое суждение и внятно, основательно и интересно аргументировал.  Его хотелось слушать всегда.  И цитировать.

Вот только некоторые его представления:

О ЖИЗНИ

 …когда понимаешь,   не знаешь,  а именно   -  понимаешь,  что жизнь всегда заканчивается смертью,   -   перестаешь от нее требовать что-либо.  Просто наслаждаешься близостью,  пока она с тобой.

ЕЩЁ О ЖИЗНИ

Мы перестали задумываться над тем, к чему привыкли. Почему? Может, потому что нам никто не задает неожиданных или неудобных вопросов? Только дети. Но мы нечасто к ним прислушиваемся. Потому-то "Маленький принц", "Алиса в стране чудес", где подобных вопросов немало, всегда будут любимы и читаемы. Вы не думаете о небе, Вы просто им любуетесь. Вы не размышляете о ромашках, просто вдыхаете их аромат. Вы не удивляетесь сверчкам и цикадам - скрипачам южной ночи, они просто фон для парада звезд на черном бархате летнего неба... Но почему?! Разве сами по себе они не удивительны и не стоят Ваших мыслей? Вы просто привыкли. Как все мы. И удивительный мир перестает удивлять и начинает пахнуть вчерашним борщом и куриными котлетами. Вместо рыцарей без страха и упрека - ловкие коммерсанты. Вместо прекрасных дам - гламурные телки. Мы сами меняем наш мир в сторону котлет и телок, не замечая маленьких чудес, живущих рядом.

...не относитесь к жизни серьезно: она Вам этого не простит. В жизни надо парить, как в небе. Не порхать над землей, а парить в его толще. Оттуда и виднее, и слышнее.

Летайте! Для того, наверное, людям небо. Ну в самом-то деле, это же не крышка на кастрюле, где все мы варимся!

О СЧАСТЬЕ

Простые повседневные радости   -   это и есть пазлы счастья,   нужно только уметь собрать нужную картинку.


ОБ ОДИНОЧЕСТВЕ

Стоит раз испытать настоящее одиночество,  чтобы научиться наслаждаться им.

Настоящее одиночество  -  это когда ты один в толпе себе подобных,  и тебе нескучно наедине с собой.


О ЛЮБВИ

Никто не знает,  что такое любовь.  Я тоже не знаю. У каждого свое понимание любви. Но любовь  -  это что угодно,  только не  свобода.  И счастьем она,  даже взаимная,  бывает очень недолго. Скорее,  это такое патологическое состояние человека,  при котором стремление жертвовать преобладает над инстинктом самосохранения…   Не слишком романтично,  правда?

И все-таки,   многие из нас ищут эту патологию всю жизнь, а найдя  -  счастливы,  как дети... Может,  готовность пожертвовать собой во имя другого (или других) - глубинное свойство наших душ,  подчеркивающее наше человеческое  или,  если хотите, божественное,  -  начало,   вопреки всему животному,  которого в нас,  увы,  больше? И не важно,  что это за любовь:  к женщине,  к Родине,  к своему ребенку,  к справедливости,  - объект любви не имеет значения. Потому что любовь  -  это ТВОЕ состояние,  для которого никто третий не нужен.

О МУЗЫКЕ

Знаешь, музыка - это такая штука, которая больше всего похожа на жизнь: так же красива и так же непонятна. Конечно, ее можно расписать по нотам, но разве это что-то объяснит?

О БОГЕ,  О МИРЕ,  О ВОЙНЕ

"Создатель дал нам Мир и Жизнь в нем"? Возможно. А возможно, и нет. Возможно, это человек создал Бога силой своего разума и по причине собственной слабости: уж очень ему, человеку, нужно было, чтобы кто-то мог спасти и сохранить его. Нужен был кто-то, к кому можно было бы прийти с болью (с радостью к Богу редко ходят)...

Не собираюсь спорить о мироустройстве - тут никто никому ничего не докажет, - просто говорю о собственном мироощущении.
Универсум - это просто совокупность наших знаний об окружающем мире. Кто-то знает много, кто-то мало, но никто не знает всего. Потому наш мир так переменчив,что он разрастается вместе с нашим знанием о нем. Потому наш мир такой разный, что он у каждого свой. А Универсум - это область пересечения индивидуальных пространств. Т.е. у каждого есть - или может быть - индивидуальное пространство, не доступное для других.
Неназванное не существует! Пока мы не замечаем предмет, явление и не даем ему названия, его нет в Универсуме.

А Бог... Бог - это нравственный закон внутри нас, в соответствии с которым устроен наш индивидуальный мир. Потому неизбежны внешние конфликты, что у каждого свой Бог и свои законы, по которым устраиваются миры.

Война - неизбежность? Война - неизбежность! Вот только что именно считать войной? Драку за кусок хлеба - пусть даже и с маслом! - голодных белковых оболочек человеческих душ? Конфликт амбиций - личных ли, державных ли? И их тоже. Но война - это Катарсис. Война как явление, а не как действо. Это, знаете ли, как генеральная уборка в доме: результат приятен глазу, а процесс - ну оч-чень грязный!

Вот и воин: пока он убирается у себя в доме - светлый герой. Но как только он приходит убираться в мой дом он либо халдей, которого я для этого и нанял, либо агрессор, навязывающий мне свое понимание чистоты и порядка, без спросу двигающий мебель в моем доме. А окружающие формируют свое отношение к этому воину, исходя,во-первых, из своего отношения к навязываемому им мироустройству; во-вторых, из своего отношения к тому, в чьем доме генерально убираются.

И еще одно маленькое замечание: со своим миром я един. Я часть того мира. А вместе мы - Природа. А чужой мир - окружающая среда. Для того, чтобы природа не становилась все больше окружающей средой, нужно понять чужой мир, хотя бы попытаться понять чужую личность: может, не такая уж она и чужая? Тогда, возможно, тот мир станет частью нашего, наш мир - частью того, который вчера мы считали чужим... А что чаще всего делаем мы? Хватаемся за оружие, чтобы переустроить чужой мир по подобию своего! Главная причина всех войн и конфликтов кроется в головах: мы не стремимся понять других - мы стремимся их уничтожить! Кто думает не так, как мы, - Чужие.


О КРИТИКЕ

И вообще, Вы на меня не очень-то рассчитывайте: для критика я слишком доброжелателен. Не в надежде на ответное поглаживание по шерстке. Скорее, вследствие убеждения, что любая попытка высказаться оправдана, любое.даже маленькое открытие приумножает знание...  Да, я избегаю безвкусицы, но прощаю ее, если попытка сделана искренне.


О САМОЛЮБИИ

Спасибо. Принимаю Вашу оценку с благодарностью.

Ничто так не тешит самолюбие,  как одобрение коллег.  А ведь самолюбие  -  нянька любого творчества,  его воспитатель и вдохновитель.  Так что от заслуженной няньки Вам тоже большое спасибо:  потешили!


О СОМНЕНИИ И ПРИНЦИПАХ

Сомнения - это единственный рациональный продукт человеческого мозга: познает только сомневающийся.

...сомнения - интимное дело каждого. Я не выношу их на всеобщее обсуждение, потому что у меня есть возможность, сила, время, жизненная опытность сделать свой выбор позиции. Только выбор никогда не бывает окончательным: готов воспринимать чужие идеи, мне интересны иные мнения и мысли. Не только в литературе - вообще по жизни. А компромисс... Когда-то я исповедывал такой принцип: если мы правы, то мы правы; если не правы, то возможен компромисс. Мужчина обязан принимать твердые решения. Но вовсе не обязан их отстаивать как дело принципа. Просто если принимаешь решение, будь готов за него сражаться. А иначе зачем его принимать?

..я не вещаю, я говорю. Просто говорю. И все, что я говорю, оспоримо. Но я ведь не говорю просто, чтобы сказать: я это все пропустил через себя, через свою личность, через свое мировоззрение. И все, что я говорю, я   -  так понимаю, так мыслю, так чувствую, а потому готов защищать. И только. Простая мужская позиция.

О ПЛАНАХ 

Затеял писать новую штучку. Пока забавляюсь: такое себе лоскутное одеяло. Очень хочу, чтобы получилась. Думаю, по формату получится повестушка. Хотя... несет, несет куда-то. Не хотелось бы раздувать. Лучше бы глоталась, как таблетка: одним глотком и даже без запивания водичкой. Посмотрим.  Вещица довольно эклектичная получается. Не по языку или манере. Скорее, по жанру. Материал такой…  из моей прошлой жизни.
Вот получится ли?


О ОСЕНИ И ОСЕННЕЙ ЛЮБВИ

Ну,  вот и осень.  Снова.  И снова проскользнула незаметно,  будто шла мимо,  да остановилась на минутку оглядеться.  А,  оглядевшись,  так очаровалась увиденным,  что уже никуда отсюда.  Я-то,  положим,  и рад:  ждал ее,  люблю очень. Она умеет удивить и удивляет.  Осень  -  гораздо более подходящее время для любви,  чем весна.  Это для юношеской любви необходимо весеннее кипение,  бурление,  водовороты!  И она сама вся такая бурная,  горячая и быстро проходящая...  Осень приходит с грустью и успокоением,  с тихой нежностью,  и любовь осенняя не столь бурная,  но чистая и пронзительная,  как звук перетянутой струны:  отчаяние в этом звуке,  мольба о пощаде и тихая отвага влюбиться...

Я навечно околдован осенью.  Она очищает помыслы,  латает подранную душу, заговаривает раны.  Она много значит в моей жизни,   почему-то.  Я всегда ее жду и всегда боюсь.  Осень всегда полна отчаянья,  но не безысходности.  А это дает право на надежду...  Осень беременна надеждой.  И это моя надежда...

***

О своей любви к осени он написал в начале прошлой…
А до наступления нынешней он не дожил всего несколько дней...



25 августа 2011 года АЛЕКСАНДРА БАЛАНИНА не стало.



Я без крыльев уже,  ведь туда не летят,  а уходят,
Потихоньку,  без скрипа,  затворяется дверь в бытиё.
Я устало уйду, и меня с облегченьем проводят…

* * *
Там,  в углу,   -   уголёк:  догоревшее сердце моё...

Светлая Ночка
http://www.proza.ru/2011/10/22/172




Вот ещё один цветок сорван в самом расцвете! Я как-то пропустила этого автора, не повезло мне так, Светик, как тебе. По тому, что ты выложила на страничке сужу об этом человеке, как об истинном художнике. И это немногое, что я прочла, нужно вписать в золотой фонд русской литературы нашего времени. АЛЕКСАНДР БАЛАНИН!Мы, пишущие люди, как киты, должны подплыть и вытащить это имя со дна Забвения, и ты уже это начала. В июне я тоже похоронила своего старшего друга и наставника большого поэта Николая Якшина. Мне знакомо это чувства пустоты, когда уходят такие люди. В свою очередь, я хотела бы просить твоего разрешения взять слова А.Баланина в эпиграф к своей пьесе "Крылья", которую сейчас пишу. И вот это трёхстишие для своего героя. Естественно со ссылкой на поэта. Пьеса участвует в конкурсе драматургов. Заранее благодарю.

Елена Терская-Белогор   23.10.2011 00:25   
ты, наверное, это имела ввиду?

Я без крыльев уже, ведь туда не летят, а уходят,
Потихоньку, без скрипа, затворяется дверь в бытиё.
Я устало уйду, и меня с облегченьем проводят…
* * *
Там, в углу, - уголёк: догоревшее сердце моё.

Автор этих ЧЕТЫРЁХ строк - Александр Баланин...

У меня нет права давать или не давать разрешение на их опубликование кем-либо и где-либо, хотя и присланы они мне были в личной переписке. (А ещё они опубликованы в его литературном дневнике)
Но я думаю, что он был бы рад. Разумеется, с указанием его имени.

Светлая Ночка   23.10.2011 02:18   Да, именно, Светлана, эти стихотворные строки я хочу взять для своего героя в конце пьесы. И потом ещё: О музыке. Это будет звучать в устах моего героя-пианиста со ссылкой на автора. И ещё одно высказывание пойдёт на эпиграф к пьесе: Не относитесь к жизни серьёзно... Всё обязательно со ссылкой на автора. Удивительно совпало: читаю его записи и вижу, как они перекликаются с моей пьесой под название "Крылья".
И ещё хочу добавить. Говорят православные люди, спасайся, и тысячи вокруг тебя спасутся. Ты понимаешь, о чём я.

Елена Терская-Белогор   23.10.2011 21:58   

Не приходилось мне встречаться с Александром за мои немногие годы на Прозе. Но я читаю твоё послесловие и ещё раз принимаю для себя, что тех, кто умеет любить и несёт этот свет другим, много больше, чем иных, умеющих только брать и разрушать.
Светлая память Александру.
Спасибо тебе за теплоту и память.
Сергей

Сергей Эсте   22.10.2011 23:11   
Я горюю, Серёжа...
Горюю так, как если бы это был близкий мне человек в реальной жизни.
Впрочем, я совершенно не вижу разницы, разве только в том, что в реальной мы становимся близкими спустя много времени, проведенного вместе, здесь же, - СРАЗУ. То есть ты либо не принимаешь встретившегося человека и идешь дальше, либо принимаешь его СРАЗУ И ВСЕЦЕЛО. И души ПЕРЕПЛЕТАЮТСЯ...
Потому такая боль...