Развязка. Глава 22

Анатолий Аргунов
- Прилетели, сейчас идем на снижение, – дошел до  сознания Саввы Николаевича чей-то голос.
Савва Николаевич очнулся, будто он проспал целую вечность, пытаясь восстановить цепь событий, предшествующих сну.
- Игорь Николаевич! Все, я пришел в себя, – ответил он соседу, профессору Кознову, который будил его, тряся за плечо.
- Хорошо поспали, завидую. Я хотел, но не получилось, - проговорил Игорь Николаевич.
- Не получилось, потому что встречи с женой ждете.  Какой уж тут сон? – встрял в разговор Алексей.
- Откуда ты знаешь?
- Да вы же сами говорили, что в Хельсинки вас встречает жена, – неуверенно ответил Алексей.
- Мало ли, что говорил. А вдруг Эмма не смогла? Выйду в Хельсинки, а Эммы нет, вот будет хохма.
- Так вы позвоните и уточните, если не встретит, то полетим до Таллина. Там у меня машина… - стал давать советы Алексей.
-Разберемся! Сейчас звонить запрещено. Мы еще не сели.
Самолет тем временем, сделав заход над аэродромом, стал стремительно снижаться. Бортпроводница прошлась по салону, проверяя у всех ли застегнуты ремни, и через пять минут неприятных ощущений, заложенности ушей и легкого головокружения, самолет коснулся земли, побежал по полосе, тормозя всеми колодками. Пассажиры шумно захлопали, благодаря летчиков за успешный полет и посадку.
- Ну, вот и все! Я закончил перелет, а вам еще один, - с облегчением сказал Игорь Николаевич, вставая с кресла. – Пора на выход!
В аэропорту было многолюдно. Савва Николаевич с Алексеем  стали искать свой терминал для вылета в Таллин. По расписанию оставалось полтора часа до отлета. И они не знали чем заняться, пойти перекусить Алексей отказался, да и времени оставалось в обрез. За час до посадки требовалось пройти проверку документов. Хорошо, хоть багаж не нужно было тащить с собой. Он автоматически перегружался из самолета в самолет.
У выхода из терминала профессора Кознова ждала жена Эмма. Игорь Николаевич весь расцвел, увидев свою супругу.  Савва Николаевич не стал им мешать, он подал руку попрощаться коллеге.
- Ну, вот Савва Николаевич и закончилась наша поездка. Когда еще свидимся? – грустно проговорил Игорь Николаевич, подавая свою.
- Время быстротечно, не успеешь оглянуться, опять куда-нибудь придется ехать. Свидимся. Мир теперь так тесен, что не знаешь иногда, как разъехаться. А встретиться, мы обязательно встретимся. Если не за рубежом, то в гости  к себе приглашаю. Рад буду всегда.
- Нет, Савва Николаевич, мы с Эммой вас будем ждать в первую очередь. Ну и нам нужно крепко подумать в отношении  нехорошего  мальчика,  Арсения .  Прощать я не намерен ни его, ни его проделки.  Неплохо бы нам с вами эти вопросы обсудить без суеты и лишних свидетелей.
- Хорошо, – ответил Савва Николаевич. – Буду ждать вашего звонка.  У меня отпуск до конца августа, если что, звоните, приеду и вместе подумаем над проблемой.  Я со своей стороны тоже собираюсь предпринять кое-какие действия.  Переговорю с ректором, а потом и обсудим совместно.
На этом они и закончили свой разговор. Попрощались, обнялись и разошлись.
Алексей подошел к профессору Мартынову и предложил помощь.
- У вас два пакета и портфель. Можно я помогу?
Савва Николаевич отдал пакет, где лежали книги и материалы по конференции.
- Помоги, Алексей, а то растеряю, пока переношу. Это со мной часто бывает. 
И как сглазил. При прилете  в Таллин, не оказалось чемодана Саввы Николаевича.
Они с Алексеем прождали больше полутора часов, пока самолет стоял в аэропорту, пытаясь найти пропажу. Но, вот, наконец, пришло сообщение из Хельсинки, что чемодан под номером 117-23-N, случайно отправили не в Таллин, а в Ригу и будет возвращен только завтра к десяти часам утра.    Савва Николаевич попросил служащего грузовым терминалом, документ подтверждающий, что ему не выдали багаж. После долгих  пререканий и советов по телефону с кем-то из начальства, Савве Николаевичу выдали  справку на эстонском языке. 
- Ладно, хоть что-то, а то приду завтра, а сменщик на меня глаза вылупит: какой чемодан? – сказал он Алексею.
Уставшие они взяли такси и уже ночью  под шум дождя, поехали по притихшему городу в центр, где была заказана гостиница для профессора.
В гостинице было  пусто и неуютно.  Одиноко дремавшая администратор, нашла фамилию, заявление постояльца и подала листок для заполнения. Савва Николаевич привычным манером по памяти заполнил листок и подал администратору. Та, довольно  спокойно, по-русски объяснила, где комната, как добраться    и какие в ней удобства.
Савва Николаевич поблагодарил администратора и отпустил Алексея отдыхать к его знакомым.
Но подойдя к лифту, Савва Николаевич почувствовал за своей спиной, чей-то пристальный взгляд. Дверь лифта неожиданно открылась, и Савва Николаевич зашел, ставя пакетик и  портфель на пол, оглянулся, пытаясь понять, кто за ним наблюдает. Но, никого не заметил, он нажал кнопку шестого этажа. В угловой комнатке, куда его поселили, окна выходили сразу по две улицы.  Из одного окна была видна большая, ярко освещенная, центральная улица, со второго - боковая улочка, полутемная и совершенно пустая. Савва Николаевич даже не стал зажигать свет и подошел к боковому окну. В это время его внимание привлек едва мерцающий огонек сигнализации лимузина. Он подумал: «Что здесь делает такой дорогой автомобиль в темном переулке, когда рядом шикарная стоянка с освещением и охраной». Присмотревшись, он увидел, как молодой человек окинул взглядом окна номера, в котором разместился Савва Николаевич, и словно, убедившись в том, что «клиент» находится в нужном месте,  сел за руль и тронул машину.
- Кто-то следил за мной?! – сделал вывод Савва Николаевич. - Ну, кто и зачем? Может меня перепутали с Игорем Николаевичем? Тогда есть смысл? Продолжается охота на моего коллегу? Не удалось в Германии.  Почему бы не продолжить дело в Эстонии. Тем более, что Арсению, а Савва Николаевич уже не сомневался, что это он подсматривал за ним, ничего  не стоит свести счеты с Козновым здесь, на своей исторической родине.  Вот так штука, – произнес в полголоса Савва Николаевич.
Но, усталость, очередной перелет, и напряженный день сделали свое дело. Савва Николаевич откинул одеяло и,  сняв верхнюю одежду, буквально рухнул на кровать, не желая даже принять ванну.
 Проснулся Савва Николаевич довольно рано, еще не совсем расцвело, посмотрел на часы – полседьмого. До десяти времени еще много, и вот сейчас Савва Николаевич решил принять ванную, хорошо помыться, переодеться во все чистое и потом поехать в аэропорт за своим чемоданом. Включив телевизор, Савва Николаевич посмотрел последние новости по центральному каналу России. Дожди, очередное бандитское  нападение в Ингушетии, двое убитых милиционера, переговоры с кем-то, он так и не понял. Программа на русском показывала очень плохо.
Савва Николаевич пошел в ванную и с удовольствием погрузился в теплую воду. Блаженствуя и потирая губкой, смоченной жидким мылом, плечи, Савва  Николаевич неожиданно услышал щелчок, не то в дверях комнаты, не то в самой ванной. Что такое? Савва Николаевич внимательно прислушался, ему показалось, что по комнате с ковровым покрытием, кто-то ходит. Что за чертовщина? Савва Николаевич тихо поднялся из ванной, и осторожно вышел наружу, накинул на себя халат  и очень осторожно повернул ручку ванной. Савва Николаевич хотел тихо приоткрыть дверь и посмотреть, кто хозяйничает в комнате. Но, ручка не поддавалась, и дверь не открывалась.
-  Меня закрыли,  - сделал вывод Савва  Николаевич. - Кто там? Кто ходит по моей комнате? Что вам у меня надо? – крикнул через дверь Савва Николаевич. - Откройте дверь, я хочу видеть вас и поговорить!
Неожиданно замок входной двери щелкнул и Савва  Николаевич ясно услышал, что из комнаты кто-то быстро вышел, но тут же вошел совершенно другой. У Саввы Николаевича был отменный слух опытного врача, и он четко различил ритмику и динамику шагов. Савва Николаевич снова подергал дверь ванной.
- Откройте! Немедленно откройте!
Замок  щелкнул и дверь открылась. Перед рассерженным Саввой Николаевичем стояла милая, улыбающаяся женщина, со шваброй в руке и ведерком с тряпкой.
- Кто закрыл дверь? Кто ходил по моей комнате до вас? – яростно, еще не вполне овладев собой, крикнул он на женщину.
- Никого! Просто замок в ванной постоянно захлопывается. Вы не первый, с кем это случается. Я случайно пораньше пришла на уборку комнаты и услышала ваш крик, открыла дверь и вот, освободила вас, – и женщина, как ни в чем не бывало, мило улыбнулась. - Да, вы не волнуйтесь, мойтесь, я пока приберусь. Вы, видимо, поздно вчера вселились, и я не успела номер подготовить, как следует. Вы не беспокойтесь, я мигом все сделаю, – на хорошем русском языке щебетала горничная.
- Нет уж,  извините,  я здесь всего на несколько часов, скоро съеду, поэтому мне уборка сейчас не нужна.
- Хорошо, хорошо! Раз не надо я ухожу, – и женщина, взяв ведро с тряпкой, направилась к двери. - Еще раз извините за вторжение, – сказала она и виновато улыбнулась своей милой улыбкой.
- Так вы говорите, что кроме вас никто не мог зайти в номер, и вы никого не видели, когда  пришли сюда? – еще раз переспросил женщину Савва Николаевич.
- Нет, мне нечего скрывать. И потом, ключи от вашего номера, в трех экземплярах. Один у вас, второй у меня, а третий, – у администратора. - Администратор их никогда и никому не выдает, только в случаях, связанных с утерей ключа или по требованию полиции.
- Ну, хорошо, извините, что заставил вас отвечать на мои вопросы.  Мне видимо показалось…. Устал с дороги, – решил закрыть эту тему Савва Николаевич. Еще не известно с кем связана эта милая дамочка. Что-то она не очень похожа на простую горничную. - Облик не тот и прикид, хоть и фирменный, но сидит на ней, как на топ-модели. Тут явно, что-то не то. А что? - Савва Николаевич терялся в догадках.
Закрыв дверь за горничной, Савва Николаевич, набрал номер телефона Алексея. Тот долго не брал трубку, видимо еще не проснулся. Наконец, сиплым голосом произнес:
- Алло, слушаю!
- Алексей, доброе утро, это Савва Николаевич. У меня неприятности, кто-то проник в мою комнату, пока я был в ванной.
- А что нужно этому человеку? – все еще не проснувшись, спросил вяло Алексей.
- Если бы знать!
- Может, какие документы искал или деньги?
- Но, я проверил, все  на месте, а документы у тебя я вчера оставил, частично они в моем чемодане, который еще где-то летает.
Алексей, наконец, проснулся.
- Вы имеете в виду документы конференции?
- Ну, а какие же еще? Других нет.
- Да, кому они нужны, – ответил Алексей.
- Скажем, твоему другу Арсению!
- Ну, он мне не друг, знакомый, – стал оправдываться Алексей. - Потом, что в ваших документах важного? Что могло бы его заинтересовать?
- Не знаю, не знаю. Но, мне показалось, что Арсений еще вчера вечером следил за мной. Он знал, где я поселился и наверняка узнал номер моей комнаты. А искать он мог финансовые документы конференции, которые мне передал Дидрих. Видимо, они ему очень нужны, раз кто-то, а может он сам пытался найти их у меня в номере.
Савва Николаевич помолчал какое-то время, потом дал указания Алексею:
- Будь внимателен, этот незваный гость может навестить и тебя. Мои документы, которые в пакете спрячь где-нибудь в машине за обшивкой или еще где.  Может они имеют какую-нибудь ценность для него. Я не знаю, но так предполагаю.
- Хорошо, Савва Николаевич, я предприму меры. Вас нужно отвезти в аэропорт, я сейчас оденусь и через час буду у гостиницы.
- Нет, Алексей, не стоит, суетиться.  Ты готовь машину к поездке домой, а я доберусь до аэропорта на такси. Встретимся где-нибудь в центре города. Например, в главном торговом центре, кажется, так он теперь называется? Я, как только выеду с аэропорта,  тебе позвоню, и мы там пересечемся около ресторана. Отобедаем и возьмем курс на таможню. И будь осторожен! Не встречайся  с Арсением, от него всего можно ожидать. Ты, меня понял, Алексей?
- Да, да, Савва Николаевич. Хорошо, я жду вашего звонка.
- Договорились, – Савва Николаевич переоделся, взял портфель с пакетом и вышел из номера.
Спустившись на первый этаж, зашел в ресторан  позавтракать. Народу было немного, и Савва Николаевич быстро перекусил, чем бог послал в этой затрапезной гостинице. Пока Савва Николаевич завтракал, ему опять вдруг померещилось, что кто-то следит за ним. Он стал вертеть головой, пытаясь найти человека, который бы внушал подозрение. Но, кроме старушек из Ирландии, жующих кашу с сырниками, он никого не заметил. Еще была пара таких же престарелых мужчин, сидевших в дальнем углу, видимо,  похмелявшихся пивком, вообще не глядели в его сторону.
- Ага, за мной наблюдает кто-то с улицы. Окна затемнены таким образом, что изнутри фактически ничего не видно. Наверное, это сделано для того, чтобы не отвлекать от приема пищи. Зато со стороны самой улицы, наверняка, видны посетители, - сделав такой вывод, Савва Николаевич быстрым глотком выпил кофе и тут же ринулся к двери ресторана.  В холле стояла утренняя тишина, все та же администраторша, подкрашивая губки помадой, поинтересовалась:
- Все ли в порядке?
- Да, в порядке, – ответил Савва Николаевич, и попросил срочно заказать такси.
- А оно уже ждет, у нас пара дежурных всегда наготове, – ответила администраторша.
Через пару минут  появился мужчина, лет сорока, в форменной одежде таксиста. Он подошел к Савве Николаевичу и спросил:
- Вещи есть?
- Нет.
Они вышли из гостиницы, рядом стояло такси.
- В аэропорт, – скомандовал Савва Николаевич, когда сел на переднее сиденье рядом с водителем.
Водитель кивнул, и машина плавно тронулась. В утренние часы в городе было напряженное движение и в отличие от ночной поездки из аэропорта, дорога туда заняла почти целый час.
- Полдесятого, успеваем, – подумал Савва Николаевич, въезжая на территорию аэропорта. - Давайте  к пассажирскому терминалу № 2, – попросил водителя Савва Николаевич.
- Без проблем, – ответил тот, и въехал через шлагбаум на территорию терминала.
- Спасибо, – расплатившись с водителем, Савва Николаевич пошел в аэропорт и прямой наводкой, зашагал к начальнику багажного отделения.
Молодой парень не очень хорошо говорящий по-русски, посмотрел на документ, который Савве Николаевичу выдали вчера, в этой же самой службе, сказал:
- Еще нет  вашего чемодана. Ждите!
- Сколько ждать? – спросил Савва Николаевич.
- Сейчас будет рейс из Риги, возможно, чемодан будет на их борту.
- А точнее нельзя узнать?
- Нельзя. Мы разные авиакомпании и разные страны, в каждой свои правила возврата багажа.
- Понятно! Кто может мне помочь из вашего начальства? – решил не испытывать судьбу Савва Николаевич, а сразу брать быка за рога.
- Сегодня выходной. Начальника аэропорта нет. Есть дежурный администратор, но он находится в другом здании, – ответил без энтузиазма молодой человек из багажного отделения.
-  Где?
- Выйдите на улицу, до конца большого  здания, потом налево дорожка и в конце ее небольшое здание старого аэропорта. Там его найдете.
- Хорошо… Спасибо.
Савва Николаевич быстро побежал к искомому объекту. Он хорошо понимал, что если кто-то из начальства не даст команду – найти чемодан, то он будет летать месяц или больше.  Такой печальный опыт у него уже был.
Молодая женщина встретила разъяренного пожилого человека:
- Сюда нельзя!
- Я по делу.
- По какому? – с акцентом спросила женщина.
- По служебному. Я русский профессор, мне нужно срочно быть в своей стране сегодня вечером, а мой багаж вчера не прилетел из Хельсинки. И никто не гарантирует, когда я его смогу забрать. Там у меня  важные документы и снаряжения для операции, схитрил Савва Николаевич.
Эти слова подействовали на женщину. Она куда-то вышла, и через пару минут появился высокий вальяжный мужчина, представился:
- Томанис Претчер. Чем могу вам помочь?
Савва Николаевич рассказал все по новой, и попросил содействия.
- Вы посидите, я сейчас переговорю с коллегами из Риги, – и мужчина куда-то вышел.
Вернулся он буквально через пару минут.
- Все в порядке, ваш чемодан уже летит. Самолет задерживается на сорок минут. В 10.45 он совершит посадку, и вам выдадут багаж.
- Спасибо!
- Не за что!   А кто вас сюда направил, ко мне? – поинтересовался дежурный администратор аэропорта.
- Мой профессиональный опыт, – улыбнулся Савва Николаевич.
- Счастливо вам добраться до дома, профессор.
- Спасибо! – и Савва Николаевич покинул здание старого аэропорта.
В багажном отделении его уже ждали. Молодой человек чуть ли не вылез из окошка для раздачи.
- Сейчас, сейчас, самолет уже идет на посадку. Нам сообщили, что ваш багаж там.
После небольших формальностей с распиской, о том, что претензий к авиакомпании нет, Савве Николаевичу отдали его чемодан. Осмотрев со всех сторон и, поняв, что он цел и невредим, Савва Николаевич успокоился, спустился вниз и, сев в первое попавшееся такси, поехал в город.
За рулем новенького «Mercedes» сидел молодой симпатичный парень.
- Вам куда?
- В центр города, в главный торговый центр.
- Понял! – и машина, сорвавшись с места, резко полетела вперед.
- Лихо, однако, взял парень, – подумал Савва Николаевич. На повороте заметил в зеркало заднего вида, мелькнуло знакомое лицо. - Это же Арсений! Он что меня преследует? – подумал Савва Николаевич, озабоченно, поворачивая голову назад, пытаясь рассмотреть номер машины, идущей за ним.
- Вы, папаша, не желаете, чтобы за вами следовала эта «Volvo»?
Савва Николаевич пожал плечами:
- Не знаю.
- Ладно, мы сейчас оторвемся, – и водитель дал резкий газ, машина стремительно понеслась по улице. – Ну, вот и оторвались, – посмотрев  назад, ответил водитель – и машина, перестроившись в средний ряд, легко пошла вперед под зеленый свет светофора.
И тут случилось непредвиденное, на перекрестке под красный свет неслась  та самая «Volvo», что преследовала их от самого аэропорта. Водитель такси нажал педаль до упора и двести шестьдесят лошадиных сил, взвыв  до звука самолета, в доли секунду пронесли машину с Саввой Николаевичем через перекресток.
Машина преследователя, уходя от бокового столкновения, следом идущего за «Mercedes» «Land Cruiser» на всей скорости влетела в бетонный столб светофора. Резкий звук железа о бетон, потряс окрестности. Такси проехав еще метров двести, остановилось, водитель такси вытирал пот на лбу.
- Сумасшедший, он хотел нас протаранить, а попался сам, – прокомментировал он случившееся.
Савва Николаевич вылез из машины и, попросив водителя подождать, пошел посмотреть на аварию.
- Может, нужна медицинская помощь, я все же  врач, – сказал он водителю.
Тот остолбенело, стоял, мотая головой:
- Хорошо, хорошо. Идите я вас подожду...
Увиденное потрясло Савву Николаевича. Машину разорвало на две части, осколки лобового стекла, фар и детали мотора валялись по всей дороге. Полиция и скорая помощь уже были на месте.
- Оперативно работают, – похвалил их Савва Николаевич.  Он подошел к лежащему на обочине молодому человеку в крови с разбитым лицом и головой. Взял руку и попытался нащупать пульс. Пульса не было.
- Вы кто?  - обратилась к нему молодая женщина со «скорой помощи».
- Прохожий, но я врач, решил помочь..., – ответил Савва Николаевич.
- Ваша помощь уже не нужна, он мертв.
- Жаль, очень жаль, - Савва Николаевич не мог точно определить по окровавленному лицу, Арсений это или  кто-то другой.
Толстый полицейский стал вынимать документы из кармана, разбившегося водителя.
- Алексеенко Арсений, – прочитал он вслух. - Кто-нибудь, что-нибудь знает об этом человеке? – спросил он уже, образовавшуюся толпу.
Савва Николаевич уже собрался подойти к полицейскому и дать пояснения, но звонок мобильного прервал его. Звонил Алексей.
- Савва Николаевич, вы где? Нас уже ждут на таможне через полтора часа. Если мы опоздаем, то въехать в Россию мы сможем только завтра.
- Евгений разбился, -  в ответ проговорил Савва Николаевич.
- Как разбился? – не понял его Алексей.
- Насмерть, врезался в столб, гнался за мной с аэропорта, видимо не рассчитал маневр и врезался в светофорный столб. Я сейчас тут рядом, около места аварии.
- Вы кому-то, что-то говорили о нем? – заволновался Алексей.
- Нет! Полицейский допрашивает свидетелей аварии, но я не видел, как произошло. А о самом Евгении, конечно, могу рассказать, что знаю. Он преследовал меня и вчера и сегодня.
- Савва Николаевич, дело ваше. Но, я бы посоветовал вам не вмешиваться в эту историю. Вам это не зачем, пусть разбираются. Вы поймите, тут другое государство, вас просто могут задержать и не выпускать столько, сколько им нужно будет. Я уже сталкивался с такой проблемой. Если что, вы напишите туда свое  письмо и отошлите по интернету. Ничего не изменится, уверяю вас...
- Хорошо! Может вы и правы, Алексей, я еду  к торговому центру, там и  встретимся.
На этом разговор прекратился. Савва Николаевич сел в дожидавшийся его автомобиль с водителем, который, видимо, так был напуган случившейся аварией, что его до сих пор била мелкая дрожь.
- Поехали, как можно, спокойнее, – сказал Савва Николаевич водителю. - Спешить не нужно, жизнь дается не для того, чтобы устраивать гонки на дороге и погибнуть в них.
У входа в торговый центр Савва Николаевич встретился  с Алексеем. Они поздоровались за руки.
- Ну, вот, кажется, все, закончились здесь наши дела, – сказал Алексей. - Нам пора ехать! Мне тоже жаль Арсения, но свой выбор он сделал сам. Савва Николаевич согласно кивнул головой.
- Верно, пора, заждалась Родина.
И пересев в машину Алексея с российскими номерами, он почувствовал  себя   немного лучше.
- Кажется, все позади!
И машина рванула с места, понеслась без остановок до Эстонской границы. Через несколько часов мучительных проверок, они, наконец-то, вступили на  российскую землю. Отъехав от таможни, Савва Николаевич попросил, остановиться. Алексей съехал на обочину. Рядом росли белоствольные березки, посаженные чьей-то заботливой рукой в ряд, отделяющих дорогу от домов.
- Ну, вот мы и дома. У нас и березки выглядят иначе, белее, что ли, – засмеялся Савва Николаевич. - И воздух, какой-то другой, не испорченный.
- Да, и дороги не то, что в Германии, – пошутил Алексей.
- Дороги сделаем, рано или поздно, но сделаем. Вот только атмосферу своего дома, своей страны ничего не может заменить.
- Это так! – согласился Алексей. - А хорошо у нас, классно! После Европы, это ощущаешь физически.
- Хорошо, что и вы, молодежь это понимаете, без клочка голубенького неба, запаха травы и тоненьких березок,  ты никто. Русский не может без этого жить, а существовать можно везде. Сейчас стало модным в Лондоне, – добавил Савва Николаевич, улыбаясь. Он вспомнил про популярную песню.
И они оба, старый профессор и начинающий ученый, рассмеялись.