Национальная дистрофия

Борис Ляпахин
               
               (Ближняя провинция. Переходный период 10)

   Говорят, для организма очень полезно постоянное ощущение легкого голода. Даже после обеда. Ничего, говорят, слишком. И тогда не будешь заморачиваться проблемами похудения. И будешь здоров, как Ахиллес. Или как бык.
     В Камешковском районе Владимирской области из 95 человек весеннего призыва, уже прошедших призывную комиссию, признаны годными 27 призывников, треть направлены на обследование и лечение, остальные к службе в армии не пригодны категорически.
    Положение, как сказал военный комиссар района подполковник Ш.Нигматуллин, хуже летошнего. Очень много ребят, являющихся на комиссию, вес имеют на зависть топ-моделям. Доктора однако называют это дистрофией. Видимо, боялись парни ожирения. Сильно боялись.
    Похоже, такая боязнь распространена не только в Камешковском районе Владимирской области, но и по России в целом. Поскольку общероссийский показатель по весеннему призыву в армию едва перевалил за 20 процентов от необходимого. И кому же, скажите, тогда Родину защищать? Запасникам и ветеранам боевых действий? Я бы и сам пошел. У меня ВУС (военно-учетная специальность) - рулевой надводных кораблей, и вес, и на перекладине даже теперь 20 раз подтягиваюсь. Только для меня, боюсь, корабля не найдется.
    Помнится, во второй половине сороковых и начале пятидесятых жили мы не лучше, чем теперь в Камешкове живут. И тогда во многих семьях столы не ломились от разносолов. К примеру, для меня одним из самых приятных и даже светлых воспоминаний детства были ночные очереди за хлебом. Можно было, получив свою ржаную буханку, по пути до дома, довесок съесть. Или отгрызть горбушку, если довеска не было. И, наверное, ничего тогда не было для меня вкуснее блинов на рыбьем жире. Потому и теперь у меня нет обычной для многих неприязни к рыбьему жиру. А еще я любил тыквенную кашу с добавлением проса собственного урожая.
    Я вспоминаю своих сверстников и тех, кто были старше, и не припомню среди них ни одного дистрофика. В большинстве они были чумазые и обтрепанные, были и худые, но это, что называется, от конституции, но большинство других были если не толстяками, то довольно мордастые. И, как ни странно, полуголодные матери  в ту пору своих деток лет до 2-3-х выкармливали грудью.
    Кстати, медицина утверждает, что ребенок лишь тогда и может вырасти безусловно здоровым, если он хотя бы до двух лет вскормлен молоком матери.
    Так откуда и что бралось тогда? Выходит, что дело не только в насыщенности желудков, но и...
    Может, воздух в те времена был иным и тем воздухом впрямь питаться можно было? Конечно, касательно окружающей среды, субстанции не сравнимы. Бывая иногда в Москве, я дышу, как рыба об лед столичной амброзией. Только ведь Камешково - это не мегаполис, а скорее большая деревня. Очевидно, не только воздух значение имеет, но и самосознание общества, его духовное состояние. В те, послевоенные годы нация была преисполнена гордостью от небывалой победы и надеждой, уверенностью в завтрашнем дне, тогда как сегодня царят всеобщие подавленность, растерянность и страх. И потому кусок черного хлеба с глотком воды тогда и сегодня - это, видимо, тоже разные категории. Не только потому, что разнятся сами по себе, по своему составу.
    Конечно, все это досужие рассуждения дилетанта. Но не жить же по принципу "после нас хоть потоп".
    Мне тут сказали по секрету, что у нас в Коврове назревает нечто вроде демографического взрыва. Будто бы нарасхват пошли детские коляски, а в первой горбольнице намерены открыть второе родильное отделение. Я, конечно, возрадовался: если женщины рожают, значит, надеются - это ж явные симптомы выздоровления. Но потом подумал: а не первоапрельская ли это шутка? Хотя так шутить, даже первого апреля... На всякий случай позвонил в городское бюро ЗАГС. И вот что мне поведали.
    В первом квартале 1995 года в Коврове народилось 307 детей, смертей зарегистрировано 656 - превышение смертности над рождаемостью 2,1. 1996-й год: родилось 242, умерло 647 - превышение в 2,65 раза. Год 1997-й: рождение - 263, смерти - 684 - соотношение то же.
    Так что, демографический взрыв в ближайшем будущем у нас, видимо, не состоится, как маловероятны и выздоровление и возрождение нации. И вопрос о том, кто же будет Родину защищать, так и зависает в отравленной атмосфере. Хотя, может, и не надо ее защищать? А зачем? Кому мы нужны - такие?