Немного об искусстве

Александр Чехов
Если говорить о форме, эталоном для всех искусств является искусство музыканта.
                O. Wilde


Сегодня модно говорить о так называемом «современном искусстве», в особенности и в частности о «перформансе». Оно («современное искусство») принимает совершенно разные, порой, абсолютно невероятные формы. Такой формат могут понять, разглядеть, почувствовать лишь избранные. Но кому же не хочется почувствовать себя избранным? И, наверно, каждому хочется быть причастным к этому «современному искусству». И никто не хочет признаваться в обратном. Так возникают «избранные», которые потом «творят» свои «шедевры» «современного искусства».

Можно рисовать ногами; можно вместо красок размазать по холсту вчерашний ужин; кто-то ушёл дальше: «рисует» абстрактные сюжеты свежеприготовленной разноцветной блевотой и т.д. Посетители таких модных выставок с умным выражением лица многозначительно кивают, мол: «Да, вот это талант, вот это идея! Очень интересно!» На аукционах коллекционеры тратят миллионы, чтобы заполучить эти «гениальные творения». А всё почему? Ответ простой: потому что это «современное искусство»! А кто этого не понимает, тот, вообще, ничего не понимает. Недаром «творить» и «понимать» «современное искусство» могут только «избранные».

Можно написать десятки романов, сотни из этих десятков экранизировать. При грамотном подходе и небольшой рекламе можно заставить всех восторгаться каждым написанным словом и даже буквой. Можно ещё при жизни стать великим (а, может, даже величайшим) и известным писателем. Можно даже ничего не писать, а просто менять местами некоторые слова и переименовывать главы, и выдавать «бестселлер» за «бестселлером». Ты же великий писатель, тебе можно. Ты «перфоратор», простите, «перформатор» или «перформанист». Да какая разница! В конце концов, это же «современное искусство»! И тот, кто его не понимает…впрочем, вы уже сами знаете, кем является, точнее, не является этот человек.

Всё это наводит на одну единственную мысль: можно обмануть себя, можно обмануть других, можно обмануть мозг, можно обмануть разум, можно обмануть общество, можно обмануть общественное мнение, можно обмануть глаза, можно обмануть руки, но нельзя обмануть слух. Можно назвать бессмысленную книгу бестселлером, можно назвать нелепую мазню гениальной абстракцией, можно восхищаться всем этим, боясь прослыть невеждой, боясь фантомного общественного «фи». Музыка же либо есть, либо её нет, и если какой-то звук нам не нравится, и если мы не можем слушать какое-то произведение, то мы никогда не назовём это «шедевром», ибо слух обмануть нельзя! Чтобы быть музыкантом нужен навык, умение, талант (талант, вообще, нужен во всём). Нельзя назвать себя писателем, если знаешь буквы и умеешь их писать, нельзя просто взять краски и холст и назваться художником, и уж совершенно невозможно, взяв в руки первый попавшийся инструмент, назвать себя музыкантом.
 
18.11.12, г. Чехов