Невесомость сознания

Евгений Габелев
ВНЕЗАПНАЯ СВОБОДА


Мозг погруженный в жидкость, теряет в весе столько, сколько весит вытесненная им жидкость. Когда Архимед понял это, он побежал голым по улице… чем вполне мог стяжать себе лавры первого художника-акциониста.


Сознание современного человека, погруженное в мир актуального искусства, теряет в весе само себя. Оно, только что важное, основательное, и полное здравого смысла, вдруг повисает в пустоте, лишенное всякой опоры.


И все его мысли, суждения, и концепции реальности, за которые оно только что было готово сражаться до последнего предела, растворяются в сияющей пустоте космического пространства. Отныне оно свободно.


Вот только, не каждый готов к этой свободе.




БЕСПРИЧИННОСТЬ ИСКУССТВА


В причудливости людского ума, и безосновательности всех наших базовых представлений, я еще раз убедился, посетив открытие выставки под названием Невесомость в центре современного искусства Арсенал.


Искусство безосновательно. Оно не опирается на опыт, не отражает реальность, и не служит делу воспитания прогрессивного человечества. Не развлекает, не отражает мир, и не несет в себе всемирно-исторической миссии.


Оно просто есть. Оно живет, и пребывает на своем месте, не нуждаясь для этого ни в каких подпорках. Оно подобно небесному телу, что висит в пустоте и не падает. Не падает, потому что в невесомости нет ни верха ни низа.


Искусство подобно сознанию. Оно самодостаточно и свободно.




МИФ СОЗНАНИЯ


Возможно, что само существование устойчивого и твердого человеческого разума является одним из мифов, которыми мы тешили себя на протяжении веков. И скоро ему предстоит окончательно кануть в прошлое.


Сознание ничего не весит, и не слишком много стоит. Если во времена отважных рыцарей и благородных разбойников вы могли выручить за свою душу кучу сокровищ, то сегодня она и даром никому не нужна.


Да и существование души, равно как и иных форм человеческого сознания, представляются по мере развития общественных наук делом все более сомнительным. Во всяком случае, разумные существа редко ведут себя так, как мы.


Может быть, поэтому мы и любим современное искусство.




СИНИЙ ЧЕЛОВЕК


Покинув глубины экзистенциального поля, замечу, что больше всего мне понравился очаровательный Синий Человек. Он просто сидел в подвале, среди всех этих мертвых экспонатов… и предсказывал будущее.


В частности, он предсказал, что настанет зима, и это будет как всегда неожиданно, и застанет нас врасплох. Из разговоров мне удалось узнать, что многие женщины восприняли это как знак грядущего замужества.


Однако, более всего меня поразили не причудливые изгибы женской логики. Удивительнее всего было то, что Синий Человек оказался живым. Синее живое существо среди моря картона, металла и краски.


Вот так и мы в этом безжалостном мире…




Фоторепортаж с открытия выставки «Невесомость» - портал Геометрия Ру:

http://geometria.ru/places/arsenal/events/732659