Первые рыбки

Николай Феоктистов 2
Первые рыбки.

       Река Исеть в окрестностях г. Каменска-Уральского в 50-е годы 20 века не славилась большими рыбными запасами, но если сравнивать с началом 21 века, то можно смело сказать:  это было настоящее Эльдорадо!  Конечно мы, мальчишки не могли ловить настоящую  крупную рыбу, нам попадались только некрупные ельчики, мелкая плотва (или чебачишки). Но мы своими  широко открытыми глазами видели, как большой специалист, земляк дядя Коля Махота одну за одной выводил громаднейших , как нам казалось, краснопёрок. Теперь я понимаю, что в среднем они были  за 500 граммов, т.е это действительно была очень крупная рыба. Неоднократно мне доводилось слышать и видеть разговоры корифеев – рыболовов во время их встреч: где – ни будь  на середине не широкой Исети съезжались две лодки–плоскодонки и слышался их диалог: «Ну, как у тебя сегодня?» - «Да взял пару….» и при этом  с трудом поднимался садок, в котором даже с берега можно было увидеть каких–то совершенно гигантских рыб . Думаю, что скорее всего это были лещи или язи килограмма по  2 –3!
         Первая моя рыбка запомнилась мне на всю жизнь. Я тогда учился в первом  классе. Весной мы с мальчишками пошли на берег удить рыбу. Я не помню, где я взял удочку, но я тоже участвовал в этой рыбалке. Я пытался увидеть поклёвку, и даже заметил, что поплавок как-то странно ведёт себя.  Потянув удилище на себя я ощутил удивительное, ни с чем не сравнимое трепетанье, передающееся по удилищу мне в руки! Я не верил своим глазам , это действительно была рыбка! Серебряная сказка легла мне в руки. Ничего краше я в жизни не видел! В этот миг во мне проснулась страсть к рыбалке, к воде, к её таинствам и загадкам…
         С тех пор прошло более полувека, но  та волшебная рыбка для меня стала поистине «золотой», ведь именно  благодаря ей в моей жизни исполнилось множество моих самых сокровенных желаний о больших уловах, о крупной рыбе. Удивительно, но я до сих пор отчётливо помню  почти все мои  даже небольшие уловы самого раннего детства. Вначале это была ловля пескарей: азартная, быстрая рыбёшка надёжно топила поплавки ребячьих удочек  и шло соревнование – кто больше сегодня наловит?   Ну вот, очередная поклёвка, сверкнёт под водой жёлтое брюшко пескарика, вылетит он из воды, блеснёт на солнце капельками брызг и в котелок… А то произойдёт и настоящее приключение: тянешь пескарика и вдруг резкий рывок… и вместо пескаря на крючке здоровенный  зелёный полосатый окунище! Такое случалось довольно часто.
          Ни с чем  не сравнима  по своей эмоциональности ловля окуней на живца. Наловив  при помощи большого куска марли малюсеньких пескаришек на мели, посадив их в просторное ведёрко, мы отправлялись по «окунёвым» местам. То тут то там, соблазнялись на наших пескаришек горбачи – окуни, ох и славно же тянуть такого упрямца из воды: уж как он упирается, как не хочется ему отдавать свою добычу и становиться самому добычей какого-то мальчишки! Порой на маленького пескарика брали (нечасто) и очень крупные ерши.  В один год  стали брать некрупные щурята.Первый щурёнок  вызвал у меня  такой восторг, что я закричал во весь голос о своём удивительном трофее  и заплясал на берегу вместе с ним. А все друзья долго завидовали мне: щурята были большой редкостью в наших местах. 
            Кроме уловов и собственно рыбы меня с самого раннего детства манила и привлекала к себе необыкновенная красота водных просторов, их загадочность и таинственность. Бредёшь ранним летним утром , почти ночью, по узенькой тропке вдоль берега до заветного «своего» места, река укутана утренним  свежим, зябким туманом,  ажурная прибрежная растительность  украшена светящимися капельками росы. Разве можно оценить любыми каратами чистоту и прелесть этих сверкающих в предвкушении восхода сапфиров и бриллиантов, украсивших и без того очаровательную вязь растений?
          Трудно удержаться от ссылки на тонкое описание вод классика русской литературы С.Т. Аксакова из его знаменитой книги « Записки ружейного охотника Оренбургской губернии». «Всё хорошо в природе, но вода – красота всей природы. Вода жива;  она бежит или волнуется ветром; она движется и даёт жизнь и движение всему её окружающему…» Не раз и не два «зевал» я поклёвки возможно самой крупной рыбы, залюбовавшись непередаваемо тонкими переходами оттенков цвета бликов восходящего утреннего солнышка на мелкой ряби воды!
            А речка Исеть частенько одаривала меня своими драгоценностями: то  горбачём-окунем, то крупным чебаком  или ельцом, словом, самыми главными своими богатствами.  Жаль только что люди, общество,  до сих пор не оценили её вклад в историю нашего родного уральского края. Сколько раз в детстве мне доводилось видеть, как плывут по поверхности моей милой реки вверх брюшками её богатства:  окуни, чебаки, ерши, пескарики и ельчики… Я тогда и не понимал причину этих теперь всем понятных явлений. К сожалению, не дошли руки уральцев до очистки, или хотя бы сохранения чистоты родной реченьки Исети, да и не только её.
           Где бы найти ту заветную калиточку, за которой находится тот волшебный мир детства, с его яркими красками, запахами, калейдоскопом разноцветных бабочек и кузнечиков, которых я сейчас уже  давно не вижу, друзьями…!