Мечты и реальность

Лев Ефремов
               
               
       

         В апреле заканчивается межнавигационный отпуск у моряков Беломорско-
 Онежского Пароходства, надо возвращаться в Петрозаводск  и готовиться к ра-
 боте на судах типа «Балтийский», которые занимались перевозкой леса из портов  Белого моря и портопунктов Карелии в Калининград и оттуда назад на север – насыпной груз.
        В общежитии Беломорско-Онежского Пароходства, в ожидании назначения  на судно, в одной комнате живут старший помощник капитана, начальник судовой  радиостанции и матрос. На суда на работу пока не посылают, но деньги закончились и надо как-то жить, аванс в Пароходстве не дают. Парни молодые, здоровые, нашли работу в порту. Устроились грузчиками на выгрузку сахарного песка в мешках из железнодорожных вагонов в автомашины. Работа не особо приятная, мешки весом по 50 килограммов, песок из них просыпается. Начало апреля, но еще холодно, хотя, таская мешки, покрываешься потом. Но закончив работу, остываешь и в песочной пыли, которая застывает на мокрой спине, добираешься до общежития. Там в душе кое-как смываешь пот с липким сахаром холодной водой. Горячая вода в общежитии бывает только летом, в период навигации. 
          После работы сидят моряки в комнате, отдыхают, ужинают.  Деньги за работу выплачивали сразу в конце рабочего дня. С устатку, конечно, на столе и спиртное. Ужинают и о дальнейшей жизни размышляют. Старпом ранее работал на рыбопромысловом флоте, потом сменил его на торговый. Заработки у рыбаков выше, чем в БОПе. И появилась у всех желание заработать на выгрузке денег на дорогу, поехать в Беломорск и попытаться устроиться на работу на рыболовные суда Беломорской Базы Гослова. Радист Коля Романов, парень 28 лет, родом из Вологодской области. Парень рассудительный, с карандашом в руке рассчитывает свою дальнейшую жизнь:
          - Заработаю денег, оденусь, как следует,  брошу эту морскую жизнь и женюсь.
          Стали считать, сколько же ему надо сделать рейсов, чтобы можно было спокойно уехать в Вологду и жениться. Считают серьезно, все записывают в тетрадь, перепроверяют, ненужное вычеркивают.
          -  Рейсы на СРТ, обычно, три – пять месяцев. Считаем в среднем четыре. Сколько мне надо сделать рейсов?
          - Давай рассчитаем, что тебе надо купить из одежды и сколько надо денег
на первое время, чтобы устроиться на берегу на работу и жениться.
         Стали считать, но никто толком не знает сколько, что стоит. А купить надо и
пальто, и костюм, белье, рубашки. Головы идут кругом, хорошо, что на столе что-то есть. Все, что за день заработали, за  этими подсчетами и уходит. Расчеты ведут по минимуму:
           - Зачем тебе два костюма, черный и коричневый? В черном только в театр
ходить, да в гроб кладут. Помирать ты еще не собираешься, а театра в твоем поселке нет, да и не особо ты театр любишь. Коричневый костюм надоест через неделю, по себе знаю.- Говорит старший из троицы, старпом Виктор.- Купи серый, он для всех жизненных случаев подходит, да и грязь на нем не так заметна.
        - Рубашек, конечно, надо три. Белую для торжественных случаев, ты ведь жениться собираешься и две попроще, чтобы была смена, пока одну стираешь. Ботинки, конечно же, коричневые -  они практичнее черных.   
          День считают, второй. Через неделю работа на выгрузке закончилась, вагонов нет. На работу на судно тоже не направляют. Собрались, а по большому счету и собирать то нечего, и поехали в Беломорск на работу устраиваться.
         В  Беломорской Базе Гослова новым работникам обрадовались. Радиста направили в Петрозаводск на, ремонтирующийся там, рыболовный сейнер.  Старпому и матросу дали направление в Мурманское Управление Беломорской Базы Гослова. Отметили друзья новые назначения и вечером разъехались по местам новой работы.
      Приехали в Мурманск старпом с матросом в пятницу вечером. Надо где-то устраиваться на ночлег, а денег на гостиницу нет. Пока ехали, последние вольные денечки догуливали, деньги и закончились. Не особо их и берегли – впереди работа на рыболовных траулерах, там деньги лопатой грести будем.
         Решили до утра переночевать на вокзале, тепло, много скамеек свободных. За ночь милицейский патруль два раза проверял документы и выгонял из здания вокзала. Утром выяснилось, что контора нового места работы, закрыта на выходные, ждать надо до понедельника. Пока мыкались три ночи на вокзале, познакомились с такими же бедолагами. Они кое-чему друзей научили. Утром захотелось поесть, компанией пошли в ближайшую столовую. Перед этим Виктор, бывший старпом, всех уговаривал:
      - Зачем в столовую? Там дорого, а в карманах только мелочь.  Купим хлеба. В буфете, на вокзале, на столах есть соль, вода в туалете.
       Новые друзья только посмеиваются:
     - Пошли, пошли, там увидите.
     В столовой на столах в тарелках лежит нарезанный белый и ржаной хлеб, причем платить за него не надо. Это был 1969 год. Подходит официантка, старший из новых друзей делает заказ на семь человек:
    - Семь порций картошки и четырнадцать стаканов чая.
    Официантка уточняет:
    - Картошку - то с чем, с котлетами, может гуляш?
    - Просто одну картошку, мы мясо не любим.
    Вот так и питались. Картошка или макароны – это по семь копеек и чай три копейки, хлеба сколько хочешь и бесплатно.
     Из разговоров с новыми друзьями узнали, что в Мурманске можно попробовать устроиться в Морское Пароходство. Весна, кадровые работники плавсостава идут в отпуск и можно попробовать устроиться на работу пока на время Арктической навигации, а после, если проявишь себя хорошим работником, перевестись на постоянную работу. Матрос решил так и сделать.
     В понедельник старпом пошел в отдел кадров Базы Гослова, а матрос в Мурманское Морское Пароходство. Матроса обещали взять на работу и дали направление на прохождение медицинской комиссии. Старпому необходимо было пройти различные собеседования, сдать техминимумы по разным предметам, получить недостающие и заменить просроченные сертификаты, ну, и, конечно, пройти медицинский осмотр. Пока все это выполняли продолжали ночевать на вокзале. С новыми знакомыми подружились. Один из них, Анатолий, устраивался на работу электриком на суда  Севрыбхолодфлота. У него с устройством на работу в плавсостав была серьезная проблема. Когда он демобилизовался из армии, в военном билете поставили отметку, что у него плохой слух. В обыденной жизни это помехой не было, разговаривал нормально, не переспрашивал. По его словам в армии он сильно простудился и уши долго болели, но уже несколько лет, как это все прошло. Слышит он нормально, но хотел убрать эту отметку в военном билете, стал проходить медицинскую комиссию и врачи установили, что  у него  немного хуже слух на правое ухо и  отметку в военном билете не изменили. Попросил этот электрик матроса пройти за него медкомиссию у отоляринголога в поликлинике рыбаков. А в Мурманске у Морского Пароходства и Севрыбхолодфлота были разные поликлиники.
        - А, как же военный билет, ведь его врачи смотрят, он с фотографией и медкнижка тоже с фотографией? – спрашивает матрос.
        - Это все я давно продумал. На фото мы с тобой похожи, да и не будет врач внимательно фотографии рассматривать. А листы в военных билетах мы поменяем. В мой военный билет вставим чистый лист без врачебной отметки из твоего военного билета.
       Так и решили сделать. Переставили листы в военном билете электрика и пошел матрос проходить за него ушного врача. В поликлинике полно народа, много моряков проходит медкомиссию. Подошла очередь и заходит матрос к врачу. Тот внимательно смотрит медкнижку, военный билет, затем кладет все это в ящик стола и говорит:
       - Все это я отдам в милицию, а вашему товарищу я еще в прошлый раз сказал, чтобы он ко мне больше никого не посылал.
       Открывается дверь, влетает в кабинет электрик, отталкивает врача, открывает ящик и забирает документы из стола. Врач и две медсестры пытаются ему помешать, но он всех расталкивает и выскакивает в коридор. Матрос следом за ним. Выскочили из поликлиники, отдышались:
      - В чем дело? Почему так получилось?
      Оказывается, не он первый пытается пройти за электрика медкомиссию.
      Проходит матрос свою медкомиссию и его принимают на работу на ледокол «Красин». Старпом не стал проходить все эти собеседования, сдавать техминимум. Матрос взял аванс, дал ему денег на дорогу и поехал тот домой.
      Прошло три года. Матрос работает на пассажирском судне, которое стоит сейчас в Мурманске на Морском вокзале. Идет после вахты домой, проходит мимо железнодорожного вокзала.  Навстречу идет пьяная компания – три мужика и женщина. Лето, солнце светит, тепло, но все в грязных, рваных куртках. Среди них старый знакомый - радист Коля, с фингалом под глазом. Прошли мимо покачиваясь.
      - Да, вероятно, не удалось Коле заработать на одежонку и женитьбу. И, судя по увиденному, навряд ли скоро удастся заработать.
      Прошло еще несколько лет. Матрос заочно окончил Высшее Инженерное Морское Училище и работает помощником капитана. Направили его вторым помощником капитана на теплоход «Иван Москвин». На судне встречает знакомого. Анатолий работает старшим электриком. Пользуется авторитетом, член КПСС и председатель судового комитета профсоюза. Разговорились. Прошел Анатолий медкомиссию в Пароходской поликлинике, так же, как и проходил в Рыбацкой, только учел прежние ошибки и уже организовал прохождение этой процедуры более грамотно.
       - Первый раз прошел, это понятно как, а последующие годы, ведь комиссию надо проходить ежегодно, неужели все эти годы проходил комиссию также?
       - Да, нет. Последующие годы просто пришлось каждый раз эту процедуру оплачивать. Правое ухо стало у меня просто золотое, по затраченным на него деньгам. – И ласково треплет свое правое ухо.
       Правильно говорится. Судьба не всегда виновата в людских бедах. Каждый человек сам выбирает свой путь.