Это страшное слово сольфеджия
Вот уж "повезло так повезло» нашему Вадюшке - 31 августа семь лет стукнуло, а на следующий день в школу нужно идти. Даже в две школы – в общеобразовательную и в школу искусств. На вокально-хоровое отделение.
С первой школой никаких проблем – учительница ещё маму учила. Мама была отличницей, а яблочко, как известно, от яблоньки… ну, по крайней мере, учительница в это верит.
– Что получил, Вадик? Какую оценку?–спрашиваю внука.Два раза в неделю я забираю его из школы, кормлю обедом и веду на музыку.
– Ничего не получил. Ты, что ли, не знаешь,бабушка, детям оценки в первом классе не ставят. Учительница нас только...целует.
– Да-а-а? И тебя целует?
– Один раз только. Первое сентября. С днём рождения поздравляла.
А вот в музыкальной школе не целуют. Наоборот, постоянно, два раза в неделю в дневник пишут замечания: «Плохо ведёт себя на уроке сольфеджио!» Когда я напоминаю ребёнку, что сегодня у него первым занятием хор, а потом сольфеджио, он возмущается:
– Не говори это слово! Не говори! Это плохое слово «сольфеджия»!
– Что ты, Вадик, это замечательное слово! Сольфеджио! Оно означает – пение по нотам. Ты же любишь петь! Твой брат учится музыке в этой же школе, и у него есть занятие по сольфеджио. Твои папа и мама учились музыке, папа на скрипке играл, мама на фортепиано. Тоже изучали сольфеджио.
Надо всё же подойти к педагогу, выяснить, почему замечания в дневнике.
– Вадик, а почему учительница пишет, что ты плохо ведёшь себя на занятии?
– Я не знаю, как я плохо веду себя на уроке, – Вадик улыбается, смотрит на меня честными-пречестными глазами,– мне кажется, что я хорошо себя веду.
– Учительница делает тебе замечания? Кричит на тебя?
– Что ты, бабушка, Елена Николаевна никогда на детей не кричит. Она только меня всё время спрашивает: «Вадик, мы тебе не мешаем?»
– А ты?-я изо всех сил сдерживаюсь, чтобы не засмеяться.
– А что я? Я говорю:«Нет, не мешаете»
– Ну что вот, например, что ты делал на прошлом занятии, когда учительница так спросила?
– Под партой ползал. Я стирательную резинку уронил. Ты знаешь, бабушка, резинка, оказывается, так прыгает, ускакала за две парты от меня. Нашёл. Потом штаны на коленках от мела отчищал. А потом и урок закончился.
Всё понятно. Это на прошлом. А на позапрошлом занятии любимый педагог по хору Татьяна Николаевна вышла в коридор и увидела Вадика, разглядывающего развешанные по стенам картины – работы детей изостудии. Удивилась:
– Вадик, у тебя же сейчас сольфеджио! Ты почему не на уроке? Ты в туалет ходил?
– Нет, не в туалет.
– Тебя что... с урока выгнали? – Татьяна Николаевна уже наслышана о «плохом поведении» своего ученика.
– Нет, не выгнали, я сам ушёл,– улыбается Вадик.– Учительница сказала: «Кому неинтересно, кто не хочет учиться, может выйти». Я встал и вышел, мне неинтересно.
Всё же я слишком долго собиралась поговорить с учительницей. Сегодня после занятий внук выбежал в вестибюль и радостно сообщил, что Елена Николаевна сама хочет побеседовать со мной о нём и о его поведении. Кошмар! Более 40 лет педагогического стажа, а внук... хулиганит на уроке. Ага, вот, оказывается, как чувствуют себя родители отстающих, хулиганистых учеников, приглашённые «на беседу».
Учительница по сольфеджио-стройная, подтянутая женщина с усталым интеллигентным лицом. По всему видно, что ей неловко, неудобно рассказывать, как мешает ей проводить уроки сольфеджио мой внук. Она интересуется, как он ведёт себя в общеобразовательной школе.
– Хорошо ведёт, – с гордостью говорю я,– на родительском собрании учительница хвалила, отметила, что ребёнок старательный, аккуратный, спокойный, даже… несколько застенчив.
–Застенчив?!!! Это Вадик застенчив?! Вскакивает с места, кричит, не слушает. На прошлом занятии он пол-урока лазил под партами.
– Я знаю, он уронил на пол резинку.
– Он сидит за третьей партой, а ползал он у самой доски, – качает головой учительница.
– Понимаете, резинка ускакала, он нашёл её под первой партой,– объясняю я.
– Ну,а потом? Чем занимался Вадик потом? До конца урока?
– А потом он чистил брюки, очень аккуратный ребёнок,– я улыбаюсь и думаю, что об этом «сольфеджии» надо написать рассказ, и рассказ будет смешной.
Елена Николаевна смотрит на меня внимательно. Она знает, что я сама педагог. И она, наверное, хотела побеседовать со мной, как педагог с педагогом. А перед ней просто бабушка, защищающая и оправдывающая своего внука. Мне хочется рассказать ей, какой музыкальный, ну просто одарённый у нас ребёнок, с каким удовольствием он шёл в школу, какой у него замечательный голос и хороший слух. Что ребёнок ещё маленький, и, кажется, просто не понял, что это тоже школа, где нужно сидеть спокойно и слушать внимательно. Но я понимаю, как она устала, да и перемена закончилась, в класс заглядывают ребятишки с музыкальными папками.
– Спасибо. Дома мы будем беседовать с ним, – обещаю я прощаясь, – думаю, что всё наладится.
P.S. И вроде, т.т.т. наладилось…