С Кавказа на Кавказ Тучи сгущаются

Игорь Исетский
      Ко мне позвонили из МВД Армении, и попросили явиться в следственное управление. Видимо, появилась работа. Так и оказалось. Предстояла поездка в Азербайджан для производства следственных действий.
     Утром за мной в гостиницу заехал следователь Самвел Григорян. У него раньше тоже был «прикреплённый» российский следователь, но тот уехал домой.
     - Поедем в приграничный с Арменией район Азербайджана. Там  ты допросишь азербайджанцев, а до этого побеседуешь с армянами. Ситуация примерно такая же, как и в прошлый раз: между группами армян и азербайджанцев произошёл конфликт. В общем, суровая драка. Досталось всем. Сейчас и те, и другие требуют российского следователя.          
     Мы выехали за город, и вот правее от дороги засверкало водами знаменитое озеро Севан. Мне так и не удалось отдохнуть на его берегах. Большая загруженность. Работали и по выходным.
     - Поедем короткой дорогой, - сказал Самвел. - Ею вообще-то почти не пользуются. Она считается опасной для передвижения. Здесь ездить запрещают. Мы тут весной прокатились, гололёд был, чуть в пропасть не свалились. Но сейчас льда нет, так что не бойся.
     - Да я и не волнуюсь пока. Но запрет?
     - Нас-то, кто не пустит?
     - И то верно.
     Льда на дорожном покрытии не наблюдалось, но местами дорога так сужалась, что от края колеса оставалось меньше метра до пропасти. Да ещё глубоко внизу я несколько раз видел упавшие туда машины. В таких авариях не выживают. Разве, сильно повезёт.
     Временами, когда я смотрел вниз, от напряжения холодело в груди, но успокаивал внешний вид Григоряна. Он ехал довольно быстро, и от него исходила такая уверенность, что мне становилось стыдно за свои переживания. Я стал смотреть только вперёд и задремал, чего лучше не делать. Без собеседника водитель может заснуть.
     Неожиданно машину повело юзом. Я схватился за ручку над боковым стеклом. Сейчас сорвёмся! Самвел яростно крутил баранку и сумел справиться с управлением. Он достал сигарету, прикурил как ни в чём не бывало. Сказал что-то незначащее и поправил зеркало заднего вида. Подумалось: «Ну и нервы у мужика».
     Часа через четыре прибыли на место. Сначала я допросил нескольких граждан Армянской ССР, проходящих по делу. Затем позвонили в РОВД Азербайджана и договорились: на границе нас примут.
     Встречали на двух милицейских машинах с включенными мигалками: одна поехала впереди, другая – следом за нами. Милиционеры вооружены автоматами.
     Я смотрел по сторонам. Попадавшиеся навстречу люди, заметив на автомобиле Самвела армянские номера, бросали недобрые взгляды в нашу сторону.
     Прибыли в райотдел милиции. Зашли в кабинет начальника. Он поздоровался с нами за руки, предложил присесть. За спиной начальника заметил приоткрытую дверь, а там стол, нарды. Это была комната отдыха, примерно такая же, как и у руководителя РОВД в Ильичевске.
     Шеф распорядился, и нам принесли чай.
     - Извините, кроме чая ничего не предлагаю, - несколько смутился начальник отдела. - В другое время мы бы выпили чего-нибудь покрепче, но сейчас напряжённая обстановка, не до этого. Сотрудники ночуют в райотделе. Сам два дня не видел семью.
     - Понимаем, - как товарищ Сухов из «Белого солнца пустыни», сказал я.
     Вскоре в кабинет одного за другим стали приводить азербайджанцев. Приступил к допросам. Азербайджанцы говорили: их избили армяне. Незадолго до этого о бесчинствах азербайджанцев мне поведали на армянской территории. Я понимал, что занимаюсь бесполезной работой. Люди так и будут оговаривать друг друга, а о проведении иных следственных действий не могло быть и речи. Никто бы не рискнул ради опознаний и очных ставок поехать на сопредельную территорию.
     Когда нас проводили до границы с Арменией, начинало темнеть. Мы взяли курс на Ереван.
     - Поедем той же дорогой? - наивно поинтересовался у Самвела.
     - Ты что? Там и днём-то небезопасно, а сейчас даже и говорить нечего. Двинем длинной дорогой назад.
     - В смысле, дорогой длинною? - пытался острить я.
     Самвел серьёзно сказал:
     - Нам сейчас, знаешь, как плутать придётся, чтобы ехать только по территории Армении, а то всякое может случиться ночью.
     - Может, замазать номера?
     - Лучше вообще не останавливаться. Проскочим.
     Через некоторое время Григорян притормозил и внимательно посмотрел на меня:
     - Понимаешь, какая штука получается: если мы сейчас поедем по нашей территории, это займёт немало лишнего времени, а если нам проехать километров 20 по земле Азербайджана, гораздо быстрее доберёмся до дома. Но ехать здесь опасно.  Ты в курсе: сегодня началось обострение отношений. Решать тебе.
     - Если ты не боишься, почему я должен опасаться? Случись что, меня-то, скорее всего, и не тронут.
    Самвел призадумался.
     - Ты при оружии?
     - Нет. Дома сказали, при необходимости вооружат на месте. Я и не просил.
     Григорян вытащил пистолет из поясной кобуры, снял его с предохранителя и переложил во внутренний карман пиджака.
     - Шестнадцать патронов. Как думаешь, хватит в случае чего?
     - Шутишь, что ли? А что мы тогда пулемёт не захватили? Я бы через заднее стекло отстреливался, как с тачанки. А вообще, калаш надо было взять в министерстве. Врезать по нам могут и в Армении. Больно видно, чья машина-то? Очередью отпугнули бы.
     - Кто же знал, что именно сегодня ухудшение обстановки случится?
     Григорян включил скорость, и мы понеслись вперёд. В одном месте я увидел впереди милицейский пост. Сержант, стоящий с жезлом в руке, наверняка, хотел остановить машину, приняв нас за азербайджанцев и поинтересоваться (а возможно, и не пропустить водителя и пассажира), зачем мы следуем в Армению в столь поздний час? Это тоже считалось рискованным делом. Я повернулся лицом к служивому, почти вплотную приникнув к боковому стеклу, дабы тот разглядел во мне «бледнолицего». И сам разглядел постового. Тот явно нервничал. Как и мы. Нас не остановили, верно истолковав: в транспорте находятся сотрудники из центра.
     Продолжили путь, и уже на подъезде к армянской территории нам встретился «жигулёнок» с азербайджанскими номерами. Самвел беззлобно рассмеялся:
     - Посмотри на их испуганные лица. Только что Армению проскочили и ещё от страха не отошли. Хотя всё понятно, -  вздохнул Григорян. Сам чуть не поседел.
     - По тебе не заметно.
     - Возможно. Да не за себя опасаюсь. Погибну, а трое детей и жена останутся. Как им жить?
     Я снова чуть не сказал: «Понимаем».
     - Игорь, до Еревана осталось не так и много. Есть смысл поужинать и переночевать у моей тётушки, - произнёс Самвел, когда мы заехали в некий населённый пункт. - Утомился за рулём. Попутно родственницу навещу. Когда я ещё здесь окажусь?
     - Где находимся?
     - В Дилижане. До Еревана сто километров.
     Тётя Григоряна с радостью встретила ночных гостей. Мы умылись и сели за стол. Отменно поужинали. А ещё тётка угостила нас бутылочным чешским пивом, страшным дефицитом прошлых времён.
     В доме, кроме тёти Григоряна и семилетнего мальчика, никого не находилось.
     - А где её муж? - тихонько спросил Самвела.
     - Муж и старшие сыновья шабашат в России.
     И неплохо шабашат, подумал я, рассматривая обстановку комнаты, в которой нас уложили спать. Пол устлан дорогим ковром. Мебель тоже такая, что закачаешься. А когда потушили свет, заметил в углу маленький зелёный огонёк.
     - Что это там зеленеет?
     - Светодиод на импортном холодильнике.
     - Получается, он ростом под два метра?
     - Не меньше. Двухкамерный.
     Удивился. В те годы в стране подобной техники в свободной продаже не имелось.
     Утром позавтракали и распрощались с гостеприимной тётушкой.
     Подъезжая к центральному почтамту, увидели много народа, собравшегося перед входом. Самвел вышел из автомобиля, поговорил с людьми и вернулся с хмурым лицом.
     - Сегодня ночью опять произошла резня. Погибли люди.
     Видя настрой Григоряна, я не стал ни о чём спрашивать. Пожал ему руку и попрощался.
     Невесело подумалось: «Что нас ещё ждёт впереди?».


     На фото: часть нашей следственной бригады. Автор - "левый крайний", Ереван, 1988-ой год.

     В 2016 году я опубликовал ещё фрагмент из этой повести "Стёпа жаждет секса и мести": http://www.proza.ru/2016/09/30/1619.