Наманганские сказки. Сокровища матери. 2 часть

Наталия Рязанцева
Супруги ездили в санатории, ходили к святым местам. Много раз  они возносили молитвы о ниспослании детей у могилы уроженца этих мест, святого Хазрата  Махмуди  Аъзама и под сенью Великого  Касансайского  чинара, что с незапамятных времен  стоит в  центре городского парка. Поклонение  этим святым местам  приносит

Так  прошло  шесть лет. Последнее врачебное обследование  не оставило у Ранохон никакой надежды: детей у нее не будет.  В заключении было  сказано, что  у Джурахона  свои дети определенно  могут быть.
Три дня ,орошая  слезами эти злосчастные бумажки, Ранохон долго и мучительно размышляла о своей жизни и приняла решение, навсегда изменившее ее жизнь навсегда.
Она  знала, что предстоящий с мужем разговор будет больным и  непростым для обоих.  Она не знала, сможет ли  сама вынести   это  испытание. Отрезая себе путь к отступлению. Она в тайне от супруга собрала свои  вещи и отвезла их в материнский дом.
В субботу к обеду она приготовила  Джурахону его любимый кукурузный суп и самсы с бараниной. Как всегда встретила  мужа у калитки, полила на руки  воды из кувшина, подала полотенце, закрыла  калитку на засов и пригласила  его  к столу.
За обедом они  шутили, вспоминали любимые семейные истории.   
 -Прости, сердце мое, что не дам я тебе  сегодня хорошенько отдохнуть,- обратилась она к мужу  после чая.
- Есть у меня трудное дело, без тебя, без твоей  помощи я в нем бессильна. Помоги мне…
-В чем дело, Рано?- встревожился Джурахон,-
Конечно, помогу! Не сомневайся.
В комнате  повисла  гнетущая тишина.
-Прости меня за этот разговор,- с трудом продолжила  Ранохон,- согласись со мной, иначе я жить не смогу.
-Да в  чем дело , жена,- муж подошел к Ранохон, пытался  поймать и понять  взгляд  родных глаз,- С чем согласиться? Говори, для  тебя я  на все согласен.
Джурахон  попытался обнять жену,но  как- будто споткнувшись  о  незримую стену, отступил.
-Джурахон,- продолжила Ранохон,- вот последнее  медицинское обследование.               В заключении о моем здоровье здесь  сказано, что…,-   голос  Ранохон дрожал,- я никогда не  смогу иметь  своих детей,- выпалила она  слова врачебного приговора.
Теперь говорить было легче.
-Друрахон, я  приняла решение. Я даю тебе  свободу. Хочу, чтобы ты женился снова  и стал  хорошим, нет, замечательным отцом.
Не давая мужу вставить даже  слово, она продолжала:
-Если ты  меня действительно любишь, помоги мне уйти с твоего пути и не быть  камнем препятствия для твоих детей. Твои дети, Джурахон, могут и должны  появиться на свет! Ты можешь и ты должен стать отцом! Это все.   Джурахон смотрел на жену  с ужасом. Конечно же, он мечтал о детях, но только вместе с ней, с любимой Ранохон. Несколько раз они   обсуждали возможность  усыновления детишек из детского дома…
- Что же делать теперь? Может быть, она еще передумает? А как же наша любовь? Что скажем людям? - мысли путались у него в голове.
Ранохон твердо стояла на своем:
- Сейчас  я уйду  к матери. Это навсегда, Джурахон. Нашу с тобой любовь я навсегда закрыла в своем сердце ,а ключ выбросила в  Касансай.  А людям скажем, что не  сошлись характером.
Немного помолчав,  она не своим голосом  завершила разговор:
- Теперь ты займись разводом, найди невесту и подари мне счастье видеть твоих детей.
Ранохон  тяжело встала из-за стола и решительно вышла за ворота.
Оглушенный и раздавленный этим разговором Джурахон до вечера не мог подняться с айвана. Он был в сметенье : на столе еще стоит чайник, завареный Ранохон, света его сердца, рядом уже нет и не будет. Уж, он-то знал- ее слова  крепче  чустской  стали.
- Что делать? Кого звать на помощь?- гудело раненное сердце сердце  мужчины.Он бился головой о стены их дома, он возносил молитвы к небу. Искал и не находил ответа.
 Так прошло три месяца. Словно во сне  Джурахон  ходил на работу, словно во сне  подписал заявление о разводе, которое принесла ему сестра  Ранохон.  Так как детей у них не было и от  совместно  нажитого  имущества  жена  отказалась, развод им дали быстро. 
Боль и гнев Джурахона  сменились тоской и пустотой. Никто не знает чем бы это закончилось, если бы рядом не было  Эшанхон-ака.
Ранохон знала, как сильно будет  Джурахон переживать  их разрыв, и постаралась через родных и близких поддерживать его. Друг семьи, уважаемый в городе аксакал, друг их семьи  Эщонхон-ака, которому  молодая женщина с в самом начале открыла свой замысел, стал в эти трудные дни  ее  союзником и ангелом- хранителем  Джурахона.
Он каждый встречался с ним, за пиалой  горячего чая  вел с ним  неспешные разговоры о жизни, о ее  неожиданных поворотах, о поступке Ранохон тоже.
 Порой мужчины   просто  молчали, понимая друг друга.
А Ранохон, сжав свое сердце в кулак, попросилась  на трехмесячные курсы повышения квалификации и уехала в Ленинград. Она боялась за  Джурахона и за  себя.
Порой мы бежим от проблем, а они не отпускают нас, догоняют, сбивают с ног. Ранохон  и Джурахон  устояли.
Через год Эшанхон-ака сумел уговорить Джурахона на новую женитьбу.
- Невесту для Джурахона  всместе с Эшонхон-ака вместе искали,- рассказывала мне Ранохон-опа,- хорошую девушку нашли ,милую, добрую, веселую.
- В сватовстве и в свадьбе я помогала ему, чем могла. – продолжала Ранохон-опа.-Конечно, через друзей, через родных. Спасибо им, сохранили они и до сих пор хранят все в секрете.
- Было ли мне трудно в эти дни? Труднее было принять решение, а потом..Поверьте для меня  свадьба Джурахона  открыла дверь в новую жизнь.
- Я  тогда и сейчас верю,- размышляла она,-  что поступила правильно и сердцем чувствовала, что  вот- вот  в моей жизни начнется что-то необыкновенное.
Долго ждать не пришлось. Как-то на ранней зорьке Ранохон пошла за  водой  на речку. Была  поздняя осень, воды в Касан-сае  мало, и, чтобы набрать полные ведра чистой воды, пришлось добираться почти до середины каменистого русла.
Зачерпнула одно ведро, другое и вдруг услышала на другом берегу плач ребенка и тревожный разговор. Мужчина и женщина обсуждали, что им делать со своей  месячной дочкой:
-Давай на  берегу  реки оставим, сюда  люди часто  поводу приходят, увидят, заберут,  воспитают,- говорил сквозь слезы  мужчина.
-Нет- нет, не  здесь надо оставлять. Лучше  прямо у  дома.- не соглашалась с ним  женщина.- Почему же  нет у нас ни дома, ни денег, ни здоровья? Куда же нам  нести нашу дочку, что же нам с ней делать?- убивалась  от горя женщина.
Ноги сами перенесли Ранохон на другой берег. Там среди огромных камней  обнявшись сидели  слепая женщина и  мужчина-инвалид, у них на руках лежал, едва попискивая,  маленький живой сверточек.
Они рассказали Ранохон о своей непростой  жизни  и о горестной судьбе  своей  доченьки.
-Я предложила им отдать ребенка мне,- продолжала  рассказ Ранохон-опа,-  они согласились. Я птицей слетала домой, собрала все, чем могла отблагодарить этих несчастных людей. Вместе мы поехали в  сельсовет, и через три часа я принесла  свою первую доченьку домой. Назвала ее Мавлюдой. Вот так и началась моя  новая жизнь -жизнь с детьми.
Ранохон-опа подошла  ко мне, обняла за  плечи, заглянула в глаза. Меня словно  теплым облаком  окутало.:
- Наташахон,  ваша доченька  дочка  в третьем классе, а сынок еще в детский сад ходит. Это такое наслаждение, такая радость! Сладкое время. Не торопите  его, будьте  всегда благодарны Богу за это счастье.
Этот наказ мудрой матери  я помню и сегодня.
Предложив  мне пиалу, невесть откуда взявшегося горячего  чая, Ранохон-опа продолжила  свой рассказ.
-Мавлюда была слабеньким ребенком, мы с ней ни один раз  в санаториях и в больницах побывали. Но характер у нее славный, плакала мало, больше  смеялась. Словно соловей поселился в нашем доме. Недаром моя  мама , светлая ей  память, называла ее Буль- бульча.
- Мавлюде было четыре годика, мы  поехали в гости в соседний район. Женщины за  столом рассказали, что в горном кишлаке от грозы сгорел дом, родители погибли, а трое деток двух, пяти и семи лет остались на улице, скитаются по соседям. Взять тройню никто не решается,  вот я  и попросила родственников отвезти нас в это село.
Быстро мы нашли этих детишек.Неприкаянные, измученные…,- словно туча набежала на  лицо Ранохон- опы, но тут же глаза  снова зажглись  удивительным светом:
- Они сразу  так прилепились к Мавлюде и ко мне,   что председатель сельсовета  тут же  собрал комиссию и оформил ходатайство о передаче  их мне на усыновление.
Вот так у меня появилось  сразу трое  деток- Тахир, Лаззат и Бахтиер. И Мавлюде  стало веселее, а про меня- то  уж  и говорить нечего
Откуда только  силы  появлялись? И работала, и по дому  все успевала, и с детьми  по поликлиникам ,и по праздникам, и по детским  садам, и по школам бегала.
- Английский язык с детьми учила, до сих пор помню «гуд монинг», «сит даун плиз»,- рассмеялась  Ранохон-опа и положила мне на тарелку  пару ароматных горячих самсушек.
Откуда  такая  вкуснятина?-  пронеслось где-то далеко- далеко ,но  думать  об этом было некогда, я слушала  исповедь  матери.

- Когда  пришло время Тахира в школу  провожать, пошла  я  в махаллинский  комитет за справкой, а там переполох: старенькая бабушка  привела двух внуков , мальчика  четырех и девочку трех лет, чтобы отдать их в детский дом.
-  Простите ,люди добрые,  не осталось у меня  больше  сил  самой растить внуков. Сын и невестка два года  как ушли в иной мир, я  стара стала, сил за собой  смотреть не хватает, а с ними соссем не справляюсь.
-Видно, что старушка измучена жизнью , а детки, как испуганные воробышки обняли друг друга и за бабушку прячутся. Ничего, конечно, не понимают, но чувствуют, что детский дом  это и далеко и страшно.
У меня как-то решение  пришло само собой: Не надо никого никуда отправлять. Давайте  и бабулю и внуков  мне  на опеку.-предложила я  сельсовету,- Спасибо, мне поверили. Так в моем доме стало  шестеро детей .
А бабушка  Шарифхона и Мохиры еще  целых семь лет жила  рядом с нами,  стала родным  человеком всей нашей  семье. А деток я  усыновила  уже после ее  кончины. Светлая ей память.
Немного помолчав, Ранохон –опа  продолжила  свой рассказ:
-Годика через два  после этой истории кто-то оставил у  наших ворот корзинку с новорожденным ребенком. В ней была записка: «Ранохон-опа, отдаю мою девочку  в  ваши  добрые руки, Бог поможет  вам вырастить ее. Простите меня.»
Так появился  мой  седьмой ребенок, доченька Фотима.
По мере своего повествования,  Ранохон-опа поглаживала, перебирала документы, то складывала их в коробку, но вновь вынимала. Я понимала, она  волнуется, старалась поддержать ее  взглядом, улыбкой. Где было  в это время  мое сердце , я и сейчас не знаю. Я слушала затаив дыхание.
-Как-то заглянул к нам в дом участковый,  рассказал, как полгода назад отправили в детский дом двух сирот, мальчонке  шесть лет ,а девочке три годика. Определили их, говорит , в хорошую группу и воспитатели там замечательные, а он каждую неделю домой убегает, к себе в село. Там родительский домишко пустой стоит и родных никого нет.
Ума не приложу,Ранохон,-говорит он мне,- что с ним делать.Может быть к себе в семью их возьмете, у вас детям хорошо.
Да, разве от такого предложения  я  могла отказаться. Так у меня Гафуржон  появился  и Гузал, цветочек  маленький. И еще  вместе с ними  три перепелки. Девять маленьких головок  выглядывали  по утрам из- под одеял.
Это не дом , а настоящий базар, говорили о нашей  семье в махалле, говорили по- доброму от чистой души. Спасибо людям, слухов никаких не распускали, детей  берегли. И мы  старались  всем  помогать, наша калитка  всегда  открыта.Вот так  и  живем просто, по – человечески.
- Года через четыре я сама  попала в больницу с простудой,- подкладывая  мне на терку то кисточку  винограда, то  ломтик ароматной дыни, рассказывала Ранохон- опа,- дети пришли меня  навестить, целый отряд. Рассказывают  мне домашние новости, угощают меня и  моих соседок  по палате  своей кулинарией.        Тут в палату  наша  докторша  заходит, а глаза у нее от  слез красные.
- Спрашиваю, в чем дело. Она нам и рассказала, что сегодня утром женщина  после операции умерла, трое деток сиротами остались. Никого у них нет, говорит,  даже мать в последний путь проводить некому. Оказывается, вся больница деньги им  помощь собирает.
-Может быть, и вы чем- то поможете? -  обратилась к нам  врач, -  А  бедные детки  вон  на скамеечке сидят.
-Весь мой отряд сразу к окошку  приклеился то на детей, то на  меня смотрят. А  я , как увидела этих деток, так  сразу и выздоровела. Решили с детьми, что места в нашем доме всем хватит. Вызвали  такси и  все вместе домой  уехали. А уж документы об усыновлении Кадырхона, Анвара и Зухры оформляла  позже.
-Ранохон-опа,  откуда же вы силы  брали, ведь кто- то вам помогал?-не выдержала я.
-А как же! Первой  помощницей была  моя  мама, светлая ей память, две моих сестры и друзья. Все  они  мне очень  помогали. Слава Богу, детки подрастали и  уже сами  помогали друг другу и мне. И огород, и  барашки, и курочки, и  обед и ужин – все успевали и учились неплохо.
Наташахон, знаете, кажется,  я открыла  элексир  молодости,- рассмеялась Ранохон-опа,- сказку  про волшебные яблочки знаете? Так вот,  дети- это мои  молодильные яблочки! В них, в детях  и есть элексир  молодости и силы.
- А вот  некоторые родители  очень меня расстраивают,- Ранохон-опа тяжело вздохнула,- как заноза  сидят в моем сердце. Тринадцатый  мой  знаете, как ко мне попал? Его отец  после смерти жены привел в дом новую хозяйку, а та отказалась принять его трехлетнего сына. Условие поставила: или я , или он. И привез этот слабый человек  своего сына к теще.
Пожилая женщина от горя через год покинула этот мир. И остался  мальчонка, при живом- то отце, никому ненужный. Привела его ко мне в магазин  сердобольная  соседка, а я, жадная до детей, привела его домой и усыновила.
 Хайрулло стал в семье нашей тринадцатым ребенком, счастливчиком. Мы так его и зовем Хайрулло- бахти. Он, действительно везунчик,- светло  улыбнулась своим воспоминаниям  Ранохон-опа,- велосипед недавно в лоттерею выиграл.
Ранохон-опа, вы  помните столько радостных моментов, а команда то у вас не простая: девочки ,мальчики разного возраста, с разными судьбами. Опытные педагоги  не справляются, а вы?
-Все бывало и споры, и потасовки, и жалобы друг на друга, и обиды,, но дети, знаете, разбирались со всеми проблемами по справедливости, их обожженные судьбой сердца  всегда  полны  сострадания и прощения, любви и надежды. И сейчас , бывает, ссорятся, но мирятся быстро. Жалеют они друг друга.
У Ранохон-опы  в руках осталось одно свидетельство о рождении, четырнадцатое.
- Этот парень особый, подарочный. Мы готовились к Матлюбиной  свадьбе, сватов  с гостями ждали. Услышали гул машины, думали это Мавлюдины  подружки  приехали. Но в дом  зашел  водитель и попросил меня  срочно  подойти к машине. «Особый  случай», расстеряно сказал он.  Навстречу  мне из машины  вышла очень симпатичная хорошо одетая и ухоженная  девушка с   маленьким кружевным  свертком на руках.
Ребенок!?- у меня  чуть сердце не выскочило из груди.
Ранохон-опа положила руку на свидетельство о рождении, а другою,как печать, приложила к губам.  Ей трудно было говорить об этом.
- Что случилось, доченька ,бросилась я  к ней,  попыталась  пригласить   в дом, но девушка катерогически отказывалась и сквозь слезы  сказала: « Опа, я очень ошиблась в жизни.Я не могу  принести этого ребенка в родительский дом, там идет подготовка к моей свадьбе с другим  человеком.Возьмите мальчика  себе.Я знаю что вы хорошая.Вот письмо для оформления документов…»
Она не переставая плакать,вложила нарядный  сверток мне в руки, обняла нас  нежно так  и быстро уехала…
Мы ее  целый год ждали- вдруг вернется, но нет, она до сир пор не объявилась.
-Да,- грустно постучала она рукой по столу,- в жизни всякое случается, а мы живем.   И наш Подарочный Валихон, слава Богу, уже в девятом классе учиться, отличник.- гордость звучала в голосе матери
.-Говорю наш, потому что вырастили мы его все вместе. Всей семьей и нянчили, и лечили, и  выгуливали, и кормили, и в  детский сад водили. Мавлюда, старшенькая  моя, с ним , можно сказать. школу  молодой  матери прошла, Теперь у нее своих пятеро. Может быть  поэтому   все  мои детки замужем и женаты, хорошие родители.Ради детей живут. У всех руки золотые.Работы не боятся. Благодарение  Господу! Все здоровы и ни в чем не нуждаются.
Улыбнувшись,она   сжала свою голову в ладонях,зажмурила глаза и подняв руки  к небу,  облегченно  вздохнув,  добавила:
- Теперь у меня четырнадцать детей и  тридцать четыре внука, одних мальчиков почти две  футбольные команды. Они – мое сокровище. Все  живут  самостоятельно. Кто в родительский дом вернулся, кто замуж вышел, кому новый дом построили. Со мной  сейчас только Мавлюда с младшими  детьми да  Подарочный.      Бог даст, и ему свадьбу сыграем.
 Ранохон-опа  положила  свидетельство о рождении Подарочного сына в коробку, убрала ее на место, закрыла сейф и спрятала ключи во внутренний  кармашек  своего  бекасамового камзола и блеснув глазами спросила:
-Ну, что Детский  фонд, поможете  мне?