Война между асами и ванами

Петр Котельников
Ранним утром, когда солнце только позолотило высокие, стрелами взметнувшиеся вверх, крыши жилищ Асгарда, как тишину прорезал тонкий пронзительный визг. Кричала женщина. На звук бросились воины, и вскоре перед взором асов предстала небольшая худенькая старуха, безобразная, с клубом спутанных волос на голове, Из провала широкого рта торчали наружу два зуба. Старуха выкрикивала проклятия, пытаясь освободиться. Ее крепко держали два молодца за руки, третий древком копья подталкивал в спину. Появление этой старухи в который раз призывало асов к оружию.

В селении богов Асгарде шум.
Разволновались боги асы.
Возможно от избытка чувств и дум,
А может, все возникло в одночасье.

Опять колдунью, связанной, несут.
Между ногами и руками – палка.
Собрались асы светлые на суд,
И никому старухи той не жалко.

Решенье таково: «Пытать ее и сжечь!»
(Тогда еще не знали адвокатов).
А у Гулльвейг совсем невнятна речь...
Не ждали милосердия когда-то.

Хоть, разобрались бы, а в чем ее вина?
На небесах случился недород?
Иль что-нибудь еще?  Так нет – война!
И асы собираются в поход.

Спустились вниз, их ваны ждут,
Не дрогнули они, не побежали...
Они уже наслышаны про суд!
Гулльвейг на небеса они не посылали!

Ну, что ни говори, надумана причина,
Теперь им не поможет разговор?
Побить друг друга вздумали мужчины,
Такое здесь ведется с давних пор!

Построились ряды: кто на коне,
А кто-то на козле, или баране,
Один в стальной блистающей броне,
Кому-то та броня не по карману...

Так и сейчас, крушили черепа,
Кололи и рубили руки, ноги...
Устали. Гневная река
Иссякла. На совет собрались боги.

Пожали руки ...и обмен:
Заложники туда, заложники оттуда.
Иначе говоря, почетный плен –
Вот результат неправедного суда.

      Война между ванами и асами закончилась, не выявив победителей. Ваны взяли заложниками Хёнира, Мимира и мудрого карлика Квасира. Ньёрд и его дети стали заложниками у асов. В некоторых мифах говориться о том, что ваны казнили Мимира.
Голову его забальзамировал Один и поместил в источник мудрости и жизни и приезжал к ней советоваться в сложных житейских случаях.
Хёнир сыграл большую роль в создании первых людей на земле.

ХЁНИР

Hoenir -  один из богов асов. После войны асов с ванами его отдают ванам в качестве заложника. В поэтических иносказаниях этот бог фигурирует, как «сотрапезник», попутчик и собеседник Одина. Известны его клички: «проворный ас», «блистательный». Вместе с Одином и Лодуром (Локи) участвовал в оживлении деревянных кукол, прообразов первых людей. Он относился к тем, о которых говорят – «рыцарь без страха и упрека» Он не поднимал меч без надобности и не опускал его до конца сражения. Всегда щадил того, кто заслуживал пощады. Хёнир – один из малого числа богов, оставшихся в живых после последней битвы богов.

Он бог из асов. Светлый бог.
Но имя – не звучало.
Прославиться, как все бы мог –
Нет нужного начала.
 
Когда закончилась война,
Мир с ванами заложен,
Решила вражья сторона,
Что будет он – заложник.

Немало лет прожил у них,
Скучая от безделья.
Нашли невесту, он – жених...
И общее веселье.

Потом вернулся он домой,
Без всяких происшествий,
С красивой ваной молодой.
Нет пятнышка на чести.

ХРЕЙДМАР

Hreidmar –  хозяин двора, в котором остановились на ночлег боги Один, Хёнир и Локи. Отец великанов Фафнира и Фазольта. Хрейдмар – могущественный человек, изрядно сведущий в колдовстве. От Локи получил выкуп золотом. Само золото прежде принадлежало карлику Андвари, и было проклято последним. Хрейдмар стал одним из первых жертвой этого проклятия – был убит своим сыном Фафниром.

Хозяин доброго двора,-
Заночевали как-то боги,
Сидели, пили у стола...
И вдруг у них прилипли ноги.

О том хозяина спросили,
И тот ответил им, смеясь:
«Пока за стол не уплатили,
Держать он крепко будет вас!»

«Прекрасный стол!- смеялся Локи,
На стол бросая золотой,-
Стол отпускает наши ноги,
Пора идти и на покой!»

АСК  И  ЭМБЛЯ

Askr – «ясень» Embla – «ива» Первые люди на земле; имена получили от названия дерева, из которого они были изготовлены. Три бога – Один, Лодур (Локи) и Хёнир нашли на берегу моря две  фигурки людей в виде древесных прообразов, бездыханных и лишенных судьбы. Боги их оживляли (доделывая и вдыхая в них души).

Однажды Локи, Один, он
Нашли, совсем случайно,
Отесанных со всех сторон
Фигур необычайных.

Из древа сделаны они:
Есть шея, руки, ноги,
И лица узкие видны...
Такие же, как сами боги.

Один на женщину похож,
Тот на мужчину схожий.
Хёнир достал из сумки нож,
Путь доработки тела сложен.

Они бездыханными были,
О них не знали Норны,
Откуда-то сюда приплыли,
Но так красивы формы!

Подобье бога создавал,
Но только без дыхания.
И Лодур души в них вдувал,
А Один – дал сознание.

Ее зовут теперь Эмбля,
Его назвали – Ясень,
Людская первая семья.
Труд богов не напрасен!

Вторым по значимости в сонме скандинавских богов был бог Тор, он предшествовал Одину. Отцом Тора был бог Фьюргюн.

ФЬЕРГЮН

Fiorgyn -  древнейшее божество – упоминаемое либо как мать Тора, либо как отец Фригг. Так как Тор иногда называется сыном земли, то Фьергюна отождествляют с землей.. На земле славян Фьюргюн стал называться Перуном. Его изображение стояло на высоком холме Киева, а на Подоле находилась статуя его сына Тора, получившая новое имя – Велес. Соответственно Фригг стала богиней Мокошь, по функции, похожей на Норну, то есть богиней судьбы, вяжущей нить человеческой жизни. Естественно, что-то в характере бога будет меняться. Но, основной нитью его жизни, станет война, в то время как сын будет покровителем землепашцев.

Родитель дочери и сына,
Сын – Тор, а дочка – Фригг,
И два из них в  блестящий миг,
Все стали близкими Одина.

Как из Исландии Фьюргюн
Добрался до Днепра?
Заставила убраться Гекла?
Покрыл вулкан все слоем пепла,
Страна лишилася тепла.

С ним вышли дети Фригг и Тор,-
Иные в битве надрывались
И лавой, пеплом покрывались,
Не видно их в живых с тех пор.
 
На юге потеплей. Чужая сторона.
Чтобы на новом месте закрепиться,
Пришлось не только измениться,
Но изменить и имена.

Фригг стала Мокошью,
А действия, как Норны
Тор стал Велес, а сам Фьюргюн,
Славянский бог, по имени Перун,
Облекся внешне и в другие формы.

ТОР

Боrr, Donner- «громовник» - бог грома, бури, плодородия. Хотя на долю бога выпадают и военные функции. Как богатырь, Тор защищает Мидгард (мир людей) так и Асгард (небесное селение богов) от етунов (великанов). Тор – главный противник Ермунганда, мирового змея. У Тора от жены Сив двое сыновей – Магди (сильный) и Моди (смелый), есть и дочь, красавица Труд. Тор рыжебород, ездит в повозке, запряженной козлами. Козлы эти служат для Тора неиссякаемым источником пищи. Останавливаясь на ночлег, Тор убивает козлов, жарит их на костре и ест, собирая кости. Утром над этими костями Тор произносит заклинание, и козлы оживают. Как-то один из близких к Тору людей, по имени Тьяльви нарушил запрет Тора и стал грызть кости, из-за чего один из козлов охромел. Пришлось Тьяльви в качестве выкупа за козла стать слугой Тора. Перед концом мира Тор вновь вступает в бой с Ермунгангдом. Тор убивает мирового змея, но после этого, успев сделать девять шагов, сам умирает от яда змея.

Тор бог земной, не царь небесный.
Оружием его был молот и топор.
О действиях его мир не слагает песен,
Но сохранилось имя до сих пор.
 
Есть символ у него? Есть – солнца диск,-
Обычное телеги колесо.
Решение его всегда содержит риск,
Вздох облегчения и возглас: «Пронесло!»

Бог грома, бури, просто – богатырь!
Защитник он от великанов, троллей,
И заросли лесов, да и степная ширь –
Вот бога невозделанное поле!

У Тора молот схож на бумеранг,
Метнет его, опять к нему вернется.
Попробовал его и Ермунганг,
Но долго о том память остается!

Тяжелый мир. Бежит за веком век,
А нечисти немало остается.
Бессилен перед троллем человек.
Над слабостью его и нибелунг смеется!

Творения ночей, огромны, словно горы,
У каждого крутой и злобный, нрав.
Укрылось мелкое в пещеры, норы.
И здесь их достают дракон или удав!

Простора нет, в движеньи ограничен,
Там сеть раскинут, а там стоит капкан.
К людскому мясу тролль не безразличен,
Полакомиться им готов и великан.

На небе россыпь звезд, а на земле – озер,
Чиста вода, прекрасно отражение,
Но Тору не до них, он – не позер
В бесчисленных походах и сражениях

Под молотом его трещали черепа,
Его метает Тор без промедленья,
Ведь панцири плотней, чем черепах,
И время продвижения  - мгновения.

Культ бога Тора тесно с дубом связан,
Он сам, как дуб, приземист и могуч.
Всем Тору мир людей обязан,
Не просто он – гонитель темных туч.

Очищена земля, пусть и не вся
Зло затаилось в скалах, дебрях леса.
Но небосклон зарею занялся,
И распрямился мир, не чуя веса!

Визжанье пил и стуки молотков...
И степь распахана под пашню.
Остались кое-где следы былых оков, -
Вдали чернеют крепости и башни!

Мир поздравляет с песней молодых,
Бог Тор – жених, его невеста – Сив,
Сковали прядь волос ей тонких,
золотых.
И лик богини – светел и красив!

Наступит время Тор с семьей пойдет,
На юг, где племена славян гнездятся.
На берега Днепра Велесом он придет,
И будут ему долго поклоняться!

СРАЖЕНИЕ  ТОРА С  ВЕЛИКАНОМ ХРУНГНИРОМ

Хрунгнир (Hrungnir – от слова шум) свидетельствует о том, что этот великан больше действовал не силой, а бранью и похвальбой. Да, он противник асов, и не скрывает этого. У него каменное сердце и такая же голова. В друзьях и помощниках у него ходит глиняный великан Мёккуркальви. Похвальба его закончилась тем, что голова его и его друга испробовали молота бога Тора.
 
Из камня – сердце, голова,
И друг его из глины.
Всегда заносчивы слова:
«Из камня я,- непобедимый!»

Он в конной скачке победить
Пытался самого Одина.
Грозился асов всех убить –
«Из камня я, - непобедимый!»

«Я Фрейю уведу и Сив,
Богов смешаю с вязкой глиной.
На это хватит моих сил –
Из камня я, - непобедимый!»

Устал Хрунгнира слушать Тор,
И молота удар единый
В миг превратил весь камень в сор,
К тому же в сор – непобедимый!

ТЮР

Он же Тиу и Тур. У англосаксов его имя было Сакснот. Соответствовал древнегреческому богу Зевсу. По функции он первоначально был богом неба. Тацит описывает Тюра, как ипостась бога Марса. Скорее всего, так оно и было. В скандинавских древних документах говорится, что Тюр был мудрым и смелым богом. Во время поединков сражающиеся обращались за помощью к нему. Тюр  был однорук. Он допустил оплошность, сунув правую руку свою в пасть  Фенрира, чтобы доказать крепость выкованных для волка цепей. Волк отхватил руку по локоть. Бог стал одноруким, хотя по-прежнему служил образцом военного служения. Правда, ему пришлось потесниться, уступив часть своих полномочий пришедшему позднее Одину. И если Один в военном деле мог допускать значительные отклонения от военных правил, то Тюр их неукоснительно соблюдал. В последней битве Тюр гибнет, сражаясь с демоническим псом Гармом.
 
Тюр всем хорош: силен, красив,
Не молод он, но нет седин,
Он мудр, отважен, полон сил,
В сражениях непобедим!

К нему летит нередко зов
С ристалища, где боги бьются,
И Тюр всегда помочь готов,
В пределах правил, что даются!

Но, глупость как-то допустил,
Фирниру в зубы сунул руку,
А тот ее и откусил.
С тех пор зовется – «одноруким».


ЛОКИ

Loki – Локи, Loptr- Лофт, Lege – Логе, Loddurr –Лодур. Все это имена бога огня. Отец – великан Фарбаути, мать Лаувей. Жена Локи – Сигюн. В некоторых документах говорится о родстве Локи и Одина. Сигюн родила от Локи двух сыновей  Нари и Нарви. Великанша Ангрбода родила от Локи чудовищ – хозяйку царства мертвы Хёль, волка Фенрира и мирового змея Ермунганда. Изменив пол и превратившись в кобылу, Локи родил коней Слейпнира и Свадильфари. Слейпнир стал любимым конем Одина. Нет ни одного крупного события в жизни богов, в котором бы Локи не участвовал самым активным образом.
 
Он бог огня, источник света,
Имеет множество имен.
Податель доброго совета,
Хоть доброты немного в нем!

Когда он Локи – он один,
Когда он Лофт,  душа- иная.
Лодур, он слова – господин.
Когда он Логе, - зла без края!

Двуликий бог, хоть и огонь,
От светлого – светлы и дети.
Когда он темен, только тронь,
Он черной завистью ответит!

А сколько порождений Локи?
Детей прекрасных от Сигюн,
А сколько демонов жестоких,
Таких, как тролль, с названьем
Трюм!
Демонические порождения Локи были от связи его с великаншей Ангрбодой ( означает – «сулящая горе») Ангрбода, кроме тролля Трюма, родила от Локи волков Фенрира и Гарма,
змея  Ёрмунганда и хозяйку царства мертвых – Хель.

Родил прекрасного коня,
Великолепной став кобылой.
Что богу стоило огня?
Еще не то происходило...

Пьянящий мёд пьет Локи с асом,
А с великаном пьет вино.
Когда он весел, он – прекрасен,
С любым из асов заодно.

Когда похищен Трюмом молот,
Он богу Тору помогал.
Тот Локи нежен, свеж и молод,
Красивой женщиною стал.

Служанкой служит у невесты, -
Надел одежды Фрейи Тор,
И бога Тора – символ чести
Был возвращен, а с ним – топор!
       Великаном Трюмом был похищен молот Тора – «Мьёлльнир»  За ним пришлось отправиться на Восток, в страну великанов – Ётунхейм. На Торе была одежда богини Фрейи, якобы невесты, предназначенной Трюму, Локи играл роль молоденькой служанки, миловидной, игривой. На пиру, устроенных в честь невесты, Тор поражает присутствующих богатырским аппетитом. Заполучив свой молот, он избивает великанов

Над троллем долго мир смеялся,
И Лофт меж ними больше всех.
Ну, что поделать, похвалялся
Красив, блистателен успех!

У Альбериха взял кольцо,
Лишил несчастного сокровищ.
А каково его лицо,
Когда огнем его утроишь?

Без приключений был ни дня,
И никогда не был единым.
Сражался смело бог огня
В строю противников Одина!

         Верховным богом в языческом сонме богов является Один. Он же и самая активная фигура, может только, за исключением Локи.

РОЖДЕНИЕ  ОДИНА

Появление Одина в сагах описывается по-разному. То он – порождение самого Хаоса, то он сын бога Бора, внук великана Бельторна. Один в отдельных сагах является первым богом, созидающим землю. По другим – он появляется тогда, когда мир заселен, когда ему предшествуют два бога Тор и Тюр, приземленные, защитники земли и людей. По сведениям Тацита: Тор – пришедший на север Меркурий, а Тюр – пришедший Марс. Роли здесь этих известных древнегреческих богов поменялись
Один – бог аристократ. Тор и Тюр – боги народа.

И Бор не может быть один,
Нашел  себе достойную подругу,
А от нее родился сын,
О том узнала вся округа.

Он не гигант, не великан,
Но крепкого сложения,
К тому ж умом своим гигант,
А это – достижение!

Заставил всех себе служить,
Им создан был закон.
«Всё по закону должно жить!»-
Повелевает он.

К несчастью, сам их нарушал,
И случай не един.
Ну, а другим он не прощал –
На то он бог – Один!

ОДИН

Верховный бог – древних скандинавов. До его прихода  миром правил Тор, рожденный землей. Тор – бог строитель, созидатель. Один – бог воитель. Изменение в руководстве в сонме богов произошло тогда, когда родовое общество выделило из себя родовую знать. Появились конунги, стоящие во главе вооруженных отрядов, дружин. Война стала их профессией. Неудивительно, что и на небесах произошло нечто подобное.

В небесный пантеон богов
Он не входил, он не назначен.
И к бою тяжкому готов,
Надеясь только на удачу.

Никто ему не помогал,
Когда он с Хаосом сражался,
Когда он раненым упал
И к древу мира добирался.

Когда оружие ковал, -
Другие боги песни пели, -
А он, сражаясь, крепко знал:
«Оценка бога только в деле!»

Один – бог воин, «работяга»,
Он на престоле не сидел,
Он по стране ходил бродягой,
С людьми простыми пил и ел.

То путь прокладывал мечом,
То мирно в хижине трудился.
Ему и холод нипочем...
Но никогда с людьми не бился.

Его менялись имена:
Херьян и Хрофт, то он – Альфёдр,
Их почитала вся страна,
Зато, что Один – прост,  не горд.

То Игг, то Хаар, то он Гримнир,
То он Хинар, то он – Харбард,
То он сражается за мир,
То распевает, словно бард.

Где приютился, там – жена,
И от него повсюду дети...
То чашу горя пьет до дна,
И жальче нет на белом свете.

То счастлив -  радость до небес,
Струится, землю заливая.
То дом его – зеленый лес,
То он в пещере отдыхает.

Когда в Вальхалле отдыхал
От битв земных и передряг,
Он никогда не забывал
Своих знакомых из бродяг.

И встретив странника в пути,
Мог думать каждый, хоть
немного,
Что довелось ему идти
Возможно, с странствующим
богом?

БОГ   ВОЙНЫ

И до него было немало войн, но они велись племенами, без определенной военной организации.
Один хорошо знал римскую организацию воинов – легион. Только здесь, в Скандинавии, образовать подобное было сложно. Формирование велось из людей, которые давали клятву дружбы. Друг – не подведет в битве. Недаром воинское подразделение получило название «дружины», а воины – дружинников.
Дружина Одина состояла из душ героев, павших в бою. По такому же принципу формировались и земные дружины. Командовали ими конунги, а на Руси – князья.

Но облик бога изменился,
Когда варяги с ним дружили.
Он грозным богом становился.
Он бог войны, он бог дружины.

Дружина только из героев,
Из тех, кто гибнет на войне.
Вальхалла двери приоткроет,
Чтоб он воскрес, окреп вполне.

Сил наберется – снова в бой,
Не настоящий, а потешный.
Доволен Один сам собой –
Герои, боги, словно пешки.

Погибнет в битве, вновь воскреснет, -
Так происходит много раз,-
И чувство ожиданья смерти,
Ему знакомо, без прикрас.

Хранитель воинского долга,
Не может Один без войны,
И мир покоится недолго,
Причины битвы – не важны.

Его и Тор не остановит,
Не успокоит лаской Фригг,
Он в мирный день войну готовит.
Врага найдет. Его настиг!

И отдых всякий раз в Вальхалле...
Но память у героев есть?
Быть может, смерть не сохраняла,
Что в жизни носит слово «честь»?

Чтоб воин духом не ослаб,
Хоть мир царит, готов был к бою,
Чтоб чувствам нежным был не раб,
И властвовал своей судьбою!

Один раз в месяц собирал, -
Ристалище - широко поле...
Оружье каждый подбирал,
(Он в выборе его был волен).

Тот бился палицей, копьем,
Владеет тот мечом, секирой,
Тот без щита, тот со щитом.
Расчет соединялся с пылом.

Герои бились и боги,
И всякое в борьбе случалось.
Тот без руки, тот без ноги,
Но, что-нибудь, да оставалось!

И без дефекта бога нет,
Без шрамов были лишь богини.
На теле каждого есть след,
Рубец кровавый, белый, синий.

Есть бог без уха, есть немой,
И сам  верховный был без глаза.
С одной рукой, с одной ногой,
Но чтобы целым был – ни разу!

И сыновей он не щадил,
Их, правда, у него немало.
Когда-то Бальдра погубил,
И все глубокой тайной стало...

ФРИГГ  ОБЕСПОКОЕНА

Фригг, как любая мать заботилась о сыне и ей не нравились военные забавы мужа, на которых нередки были серьезные травмы. Но отвести участие сына от ристалищных забав она не могла.
Следовало выяснить, что может угрожать сыну?  И заговорить его от всех видов оружия, которое могло быть использовано в поединке?..

От Фригг его любимый сын.
Душою чист, с могучим телом,
Гордился сыном бог Один
Боялась Фригг и знать хотела:

Судьба у сына какова?
Так для него она старалась,
Но Норн услышала слова,
Богиня просто растерялась...

У Норны «Будущего» – нет,
У Норны есть, но «Настоящей»...
Где затерялся Бальдра след?
Не в битве ль скорой,
предстоящей?

Богиня мир весь обошла,
Собрала корни, листья, травы,
Колдуньям старым отнесла,
Чтоб приготовили отравы,

От камня, дерева, воды,
От воздуха, огня, металла,
На теле сына чтоб следы,
Ничто из них не оставляло.

Богиня, кажется, учла,
Все, что учесть еще возможно.
Омелу только не нашла.
Что сделать из нее возможно?..

Что можно сделать из прута?
Какою обладает силой?
И сколько надобно труда,
Чтоб сделать из нее секиру?

Ну, что омела? Просто смех!
Но, если бы богиня знала,
Что тонкий прут сулит успех –
Оружием омела стала!

ЛОКИ ВМЕШИВАЕТСЯ

Локи был слишком заинтересованным в смерти Бальдра. Бальдр по всем статьям превосходил своего отца Одина, и в случае отстранения Одина от власти, мог стать верховным богом. Поэтому объектом неустанного наблюдения стали действия богини Фригг.

Защиты от омелы нет,-
О том проведал как-то Локи, -
Он бог- зачинщик многих бед
Организатор всякой склоки.

Пускай болтают, говорят:
« Огня без дыма – не бывает!»
Дымы немного наследят,
Когда огонь вовсю пылает!

Да! Свое дело знает бог,
Следов он многих не оставит.
Вот, если бы еще он мог
К тому ж не лгать и не лукавить!

Непостоянен Локки нрав, -
Душа от радости запела, -
Когда об этом он узнал,
Он тут же принялся за дело.

Он изготовил длинный прут,
И в руки дал слепому богу,
Надеясь, не заметят тут,
Когда сражающихся много!

Турнир готов, стоят бойцы,
Богатыри стоят, герои.
Собрались деды и отцы,
Смеются, говорят и воют!

На всю округу трубный рог...
Бойцы сражались ярко, смело.
Противник  Бальдра слепой бог
Взамен копья, в руках омела.

И толщиной – обычный прут,
Бальдр прутика слегка коснулся.
Раздался еле слышный стук, -
Упал герой и не очнулся.

Куда его душа ушла?
Валькирии о том не знают.
А Фригга места не нашла,
И долго плачет и страдает.

Взял посох Один и пошел
По кручам, голым скалам,
Нигде следа он не нашел –
Природа Бальдра не видала.

И в Хеле Один побывал,
Расспрашивая монстров.
Никто его не понимал –
Утрата Бальдра  слишком остра!

Он утешал свою жену,
Но ясен гнев ее на мужа.
Он, чувствовал свою вину,
Он добровольно смерти служит!

ФРИГГ

Frigg ( Friyja) – «возлюбленная» - жена Одина (Водана). Она же – богиня брака, супружеской верности, хранительница домашнего очага. В сказаниях и сагах выступает в качестве подруги Вотана и сестры Фроллы, но проявляет самостоятельность поведения, даже тогда, когда это грозит серьезным конфликтом.  Противоположность действий супругов встречается в их истории неоднократно. Так, например, в войне вандалов и винилов, Один был на стороне вандалов, а Фригг – на стороне винилов. Вотан (Один) предсказал победу тем, кого он увидит на поле боя первыми. Первыми оказались женщины из племени винилов. Они по совету Фригг сделали себе длинные бороды из распущенных кос на голове (отсюда возникло еще одно название винилов – «лангобарды»). Пришлось Одину, вопреки своему желанию, присудить победу лангобардам.  И еще, известно, в споре двоюродных братьев Агнара и Гейрреда, Фригг была на стороне Агнара. его брату покровительствовал Один. Победа была присуждена Агнару. Фригг добилась своего. Локи распустил слух о том, что покровительство Агнару со стороны Фригг вызвано было тем, что она стала любовницей смертного. Это давало повод богу огня Локи обвинять Фригг в измене мужу.
 
Язвителен у Локи смех,
Как пламя душу обжигает,
Но у красавицы успех
Его не ожидает.

Старался Фрейю соблазнить
Жену Одина, бога,
Прервала та слов нежных нить,
И назвала убогим!

«Ну, сколько можно, рыжий плут,
В любви мне объясняться?
Тебя объятия не ждут
И нечего стараться!

И обвинения твои
В моей измене мужу
Лишь доказательством любви
И преданности служат!

Но, если где-то есть война, -
Война – игра для мужа, -
И я в игре ему нужна...
Ему соперник нужен!

Он принял сторону одну,
Я приняла – другую...
Вот с виду и ведем войну...
А так, любовь дарую!

А от сожительства с тобой
Рождаются химеры,
Ты восхищаешься собой,
Но вреден ты без меры!»
Примечание: говоря о Фрейи и Од, обратите внимание на сходство имен Фригг и Один. Это, да еще сходство в характерах и действиях, заставляет подумать о том, не имеем ли мы здесь дело с ипостасями Фригг и Одина?

ГЕЙРРЕД
Geirrjdr – имя конунга, который по наущению Фригг (Фрейи) захватил в плен  Одина.
Один и Фригг, муж и жена, часто противодействовали друг другу. Возможно, здесь сказывалась и разница в происхождении. Один был ас. Фригг происходила из ванов, перешедших в асы. Случилось так, что Один покровительствовал конунгу Гейрреду, а Фригг - его юному брату Агнару, враждовавшими между собой. Не имея возможности прямо помочь Агнару, Фригг уговорила Гейрреда захватить странника Гримнира, якобы замыслившего нанести тому вред. Затея Фригг удалась. Одина, когда тот странствовал под именем Гримнира, схватили и подвергли  пытке между двух огней. Помог верховному богу Агнар, напоив его водой, вернувшего богу его божественные силы. Силой магии Один сделал так, что Гейрред упал на свой меч. При этом он нарушил закон, запрещающий богу прибегать к магии.

Случалось Одину страдать?
Страдал, и не однажды!
Верховный бог и умирал
От голода и жажды.

Он в одиночестве бродил...
Под солнцем как-то греясь,
Гейрредом в плен захвачен был,
По наущенью Фрейи.

Между кострами тот пытал,
Без пищи и воды.
И девять дней Один страдал.
От тяжких ран следы

Повсюду. Кожа, словно медь,
От пышущего жара,
Но Один продолжал терпеть, -
Терпеньем поражал он.

Над богом сжалился Агнар,
Поил водой прохладной.
И к Одину вернулся дар,
Все рушились преграды.

Как прежде, он могучим стал,
А гнев кипит ключом, -
На землю конунг мертвым пал
Под собственным мечом.

ВИДАР

Vidarr -  молчаливый бог, сын Одина и великанши Грид. Иначе говоря, внебрачный сын верховного бога. Видар не принимал участия в забавах,  не обнажал меча по-пустому. Никто из богов не знал предела силы Видара, он не участвовал в состязаниях богов. О нем узнали, перед самым концом битвы, когда погибал мир. Бог Один был убит чудовищным волком по имени Фенрир. Видар отомстил волку, схватив его за пасть и разорвав.
Похожи боги на людей –
Шумливы и болтливы.
А часом, схожи на детей,
Как и они, игривы.

Но одному достался дар,-
Не вытянешь ни слова.
Но силой славился Видар,
К сражениям готовый...

Преданье наше говорит,
Что матерью Видара
Была, велика ростом, Грид
Молчание  – недаром...

Молчаньем тайну сохранить
Рожденье от Одина –
Велела великанша Грид,
Воспитывая сына.

Но время страшное придет.-
Конец наступит мира.
Видар руками разорвет,
Схватив за пасть Фенрира!

ГРИД

Grid -  красавица великанша, мать Видара от Одина. Она – не посторонний человек в распрях между богами и великанами. В этом случае, она всегда выступает на стороне богов. Пожалуй, здесь имеют место личные симпатии Грид к верховному богу. В борьбе брата Одина  - Тора с великаном Гейррёдом  Грид помогала Тору. Она дала ему пояс силы, волшебный посох, железные перчатки, благодаря которым Тор одолевает великана.
 
Красивою была ль она?
Наверное, красива...
Хаосом была рождена,
С огромной, доброй силой.

Непросто великаном быть!
А великаном – девой?
А сколько нужно есть и пить?
Каким заняться делом?

Сумела Грид завоевать
Внимание Одина.
И стала великанша – мать,
Родив Одину сына.

Один – любви прекрасной дар!
Она его вкусила.
А плод любви ее – Видар,
С чудовищною силой!

Потом, когда сражался Тор,
Дала волшебный пояс,
Дала перчатки и топор,
За Тора беспокоясь!

БАЛЬДР

О Бальдре во всех древнеисландских сказаниях столько содержится положительного и ничего отрицательного. Такой герой, где бы он не проживал, в какое бы временное пространство его б не забросило, был обречен на гибель. В мире зла идеальному не выжить... И действительно, в древнескандинавских сагах много внимания уделяется  пророческим снам Бальдра, говорящих о его скорой кончине и предстоящей борьбе богов с силами зла.
Любимый сын, любимый брат,               
Отец и муж любимый.-
О Бальдре много говорят,
Что он – непобедимый!
 

Прекрасен, светел, как заря,
Как женщина, красив он.
О Бальдре много говорят –
Не рад своей он силе.

Живет в чертогах Брейдаблик
В селении Асгард.
Ко всем живущим там привык,
И внешне – всем он рад.

Он мудр, но мудростью своей
Он уступает многим.
Среди божественных семей,
Он не такой, как боги!

Пассивен Бальдр, хотя и смел.
Добра не ожидает.
Страдания – его удел,
Он это – понимает.

Настанет ночь, приходит сон,
И как всегда – зловещий.
Угрозу жизни видит он,
Но он – невольник чести!

ХЁРМОД

Hermodr – «мужественный»- сын Одина и брат Бальдра. Его особая печаль по поводу смерти любимого брата Бальдра выражается в долгих поисках души Бальдра в темных мокрых покоях Хель. Он скачет туда на коне Одина Слейпнире, пытаясь вернуть оттуда убитого брата.

Ладья огромная горит,
На возвышенье Бальдр и Нанна.*
Преданье древних говорит:
«В Вальхаллу вознесется прямо».

Проходит время, Бальдра нет,
В Вальхалле он не появлялся,
Убитого утрачен след.
И даже Один растерялся.

Оседлан конь его Слейпнир,
И Хермод ногу ставит в стремя,
Готовый он объехать мир...
Вальхалла в трауре на время.

Он отыскал зловещий Хель,
Чтобы забрать родного брата.
Здесь души окружает хмель –
Забыть все бывшее когда-то.

Готова Бальдра отпустить
Из царства мертвого хозяйка.
Пусть Бальдр немного погостит.-
Душа вернется белой чайкой.

Но есть условие одно:
На душу морось будет капать.
Живое, мертвое должно,
До одного, его оплакать!

Отпущенный проходит срок,-
Живой и мертвый мир стенает,-
Не плачет великанша Тёкк...**
И Бальдра Хель не отпускает!
Примечание: Нанна – имя жены Бальдра. Она умерла, узнав о смерти любимого мужа, и вместе с ним была сожжена на ладье, спущенной на воду. Тёкк – Локи, принявший вид великанши, единственный  из живущих на земле и небесах, не оплакивал Бальдра, что и послужило основой задержания его в Хель.

БРАГИ

Bragirr –  поэт, лучший (Название перекликается с русским названием – брага) В скандинавской мифологии бог-скальд, муж богини Идунн, один из пользователей мёда поэзии, напитка дарующего мудрость и поэтическое вдохновение. Создание напитка – это ответ Браги на вопрос великана Эгира: «Откуда взялось искусство, что зовется поэзией?».
Я не привожу здесь ответа Браги – настолько он громоздок, перемежается с множеством имен, и сложностью самого ритуала создания напитка.  Но имя карлика, принимавшего личное участие в создании напитка из меда, назову. Это – Квасир! (Вспомните русское название напитка – квас)
 
Был гном, по имени Квасир,
Все нибелунги твердо знали,
Что, если обойти весь мир,               
Умней его найти едва ли?

Зверей и птиц он понимал,
И звезды тайны доверяли,
Напитки он такие создавал,
Что, выпив их,  от смеха
«помирали»!
Нашлись завистники Фъялар,
Галар
Квасира в гости пригласили.
И чтоб присвоить его дар,
Пытали долго и убили.

Рецепт был выведан один,
Пришел из древности до нас.
Рецепт тот на Руси храним.
Напиток  называем - «квас»!
Карлики Фъялар и Галар не ограничились убийством мудрого Квасира. Проведав, что тайной приготовления более сложного пьянящего напитка из меда владеет великан Гиллинг и его жена, карлики обманом узнали о рецепте приготовления напитка.  Для этого им пришлось убить и великана, и его супругу. Но убийство скрыть не удалось. Пришлось карлам секрет приготовления напитка передать сыну убитых, великану Суттунгу. Мне не известно, расправился ли Суттунг с убийцами своих родителей? Известно другое: он поместил пьянящий медвяной напиток в скалу «Хнитбьёрг», а караулить его заставил свою дочь Гуинлёд.

Как-то Один, бог, прослышал
Про чудеснейший напиток,-
С ним и мысль свободней дышит,
И желаний, сил – избыток!

У Суттунга как-то пил он,
От напитка опьянел,
Тот напиток назван пивом.
Бог секрет купить хотел.

Тот ответил, без улыбки:
«Слишком дорог мой секрет,
Хоть пьянящий мой напиток,
Но за ним печальный след.

Был убит отец мой – Гиллинг
И убита моя мать,
И  секрет его не в силах
Никому я продавать!»
Один пил у Суттунга не только пиво, созданное из ячменного солода, рецепт которого ему все-таки удалось выпросить у великана, но и медвяный напиток.  Но  секрета пьянящего меда, великан так и не выдал. Правда, и с пивом вышел казус, не нашлось посуды, в которой его можно было бы сварить! Не было котла. Котел удалось богу Тору достать у тролля Хюмира, правда, не совсем честно...

Есть ячмень – не сваришь пиво,
Без котла не сделать браги,
Не смешно ли, - боги мира
Не слагают песни, саги...

У Хюмира великана
Есть котел, в нем варит пиво.
Тор изъял его обманом,
Кое-где добавив силы.

С пивом меньше чувство страха,
Горе – кажется успехом,
Не страшна и смерть на плахе,
И встречают смерть со смехом!
       Медвяную брагу Одину пришлось добывать самому. Он уговорил дочь великана  Суттунга дать ему хоть один глоточек меда, хранящегося в скале. Та открыла тонкий лаз к бочкам с медом. Один, приняв вид змеи, проник туда и во рту вынес пьянящий мед наружу. Часть этого меда попала в источник мирового дерева, часть пошла на изготовление браги.

Один очень постарался,
Кто за мёд осудит бога?
Он из бочек наглотался,
И принес во рту немного.

С той закваской, что играет,
С медом, солодом ячменным,
Что в лохани прорастает –
Мед пьянящий,
мед - отменный

На пирах теперь Эгира*
Распевает свои саги,
На рожке, а не на лире,
Скальд веселый, имя – Браги

И в сторонушке Российской –
Много удали, отваги,
Звуки гуслей голосистых,
И прекрасной, крепкой браги!
Примечания: Великан Эгир, напоминает римского Лукулла, - часто устраивал в своем доме пиры, часто носивших характер ритуальных. На этих пирах не жалели браги. На них пели песни и читали стихи.
      Боги сонма Одина ценили поэзию. Недаром и называется божественный напиток – «Мёд поэзии». Он дарует мудрость и поэтическое вдохновение. Мёд Суттунга бог Один отдал асам  и «тем людям, которые умеют слагать стихи».

Бои, сражения и битвы...
Течет рекою повсюду  кровь.
Потом, после молитвы,
Застолье следует, любовь!

В застолье всяком есть основа:
Собрались много пить и есть,
Но нет веселья без хмельного,
В веселье – пляска, песня есть!

Кто песней, музою владеет,
Тот за собой иных ведет.
И пьет он много, не хмелея,
Играет много и поет!

Таким был на собраньях Браги,
(Возможно, что из наших браг)
Хмельную создавали брагу,
Тому немало лет назад.

БРАГИ  НА ПИРАХ

Победу праздновал Асгард
Над ванами когда-то.
Чуть струн своих коснется бард
Уходит боль утраты

Того, кто был когда-то тут,
Но пал в сражении,
Того, кого еще здесь ждут,
Но с духом обновления.

Коснется струн души,
Чтоб чувства бурно заиграли.
Да песни – чудо хороши,
Таких создашь едва ли?

Про звон мечей и посвист стрел
Слагает саги скальд,
И все, что высказать хотел,
И все, что он искал.

Расплавит песня сердца лед,
Душа освободится,
И вновь отправится в полет
Свободной легкой птицей.

ИДУНН

Idunn  - «обновляющая» - богиня, обладательница золотых чудесных молодильных яблок, благодаря которым боги сохраняли вечную молодость. Богиня Идунн была женой бога-скальда Браги. Как-то Идунн была, с помощью боги Локи, похищена великаном Тьяции. Пойманный великаном при попытке украсть у того кусок мяса, Локи за свое освобождение обещал похитить Идунн вместе с ее яблоками и отдать ее великану. С этой целью Локи заманил Идунн в лес, обещая ей показать другие золотые яблоки. Страдающая излишним любопытством, Идунн пришла на место, указанное богом огня, и была поймана великаном. Лишенные молодильных яблок, боги стали быстро стареть. Исправить содеянное взялся тот же Локи. Он одолжил у богини Фрейи. соколиное оперение, принял образ сокола и прилетел к Тьяции. Превратив Идунн в орех, он вернул ее в сонм богов Одина.
 
Он весельчак, каких уж нет,
Он сочиняет саги,
И на пирах немало лет
Поет, играет Браги.

Под стать ему его жена –
Красавица Идунн.
Весельем плещется она, -
Властительница дум.

Хозяйка яблок золотых
Чудесных, молодильных.
И старики, отведав их, -
Юны, любвеобильны.

Идунн похитил великан,
И боги постарели.
И вновь, использовав обман,
Вернуть ее сумели.

И не без Локи все прошло,-
Изменчив бог огня,-
Но редко делает добро,
Посулами маня.

УМЕРЕН  БУДЬ  СКАЛЬД

В истории моей напитка нет богов,
Хотя испил пьянящего напитка.
Быть может, он в Вальхалле не таков,
Не стоил золотого слитка?

И не настоян на крови,
Ни карликов, ни великанов.
И мудрость тот напиток проявит,
Когда его испил, не напиваясь пьяным.

Один к источнику так часто прикасался,
Что появилось  привыкание,
Он мудростью уже не наслаждался,
Она его не стоила внимания.

В пирах, куда еще не шло,
А на ристалище от мудрости ни знака.
Там повезло, тому – не повезло!
Все остальное, в сути своей – драка!

Добудут вместе с шлемом скальп,
И грудь, помятую бронею,
В стихах своих их восхваляет скальд,
Из чаши отхлебнув пьянящего настоя!

А вкус ли меда в нем, иль нет,-
Коли напиток дружбу не связует.
От мысли в голове у скальда только след,
Поет тогда под музыку чужую

От глупости никто не умирал,
В ней нет ни горечи, ни мёда,
Речь глупости никто не поправлял,
Ей просто не давали хода!

ГЮМИР

Gumirr -  морской великан, который постоянно присутствует за столом пирующих богов. Он освещал пиршественный зал блестящим золотом.
Пир не проходит без Гюмира,
Он ярким золотом блистал,
Не столько ел и пил он,
Как зал для пира освещал.

И будь его и свет не ярок,
То б не искрился в чашах мед.
В пиру богов Гюмир – подарок,
Он солнце яркое, не лед!