Низшие боги

Петр Котельников
НОРНЫ
 
Nornir – низшие женские божества – определяют судьбы людей при рождении. Родился человек, и нить возникла в руке Прошлого. Оборвалась нить и прекратилась жизнь! В руках какой из норн это произошло? Кто знает? Если это произойдет в руках Будущего, то возможно хотя бы сохранить память об ушедшем в мир мертвых. Если нить порвется у старших норн, то и памяти не останется! Где ту нить искать? Кому? Живут у источника мудрости и судьбы норны,  вьют нить жизни каждого, не вмешиваясь в течение ее. Это отличает их от богинь судеб воинов – валькирий, которые по приказанию верховного бога Одина могут изменять судьбу.

Есть дерево судьбы. Зовется
Иггдрасиль,
Из под корней течет источник,
Источник древних тайных сил,
Он бьет ключом из мертвой точки.

Здесь Норны вещие живут,
Той влагой древо поливая,
Людские судьбы в нити вьют,
Приходит время – обрывают!

Зовут их Урд, Верданди, Скульд,
Они стары и бессердечны,
Но Норны никогда не лгут,
И не воюют, они – вечны!

ВАЛЬКИРИИ

Valkyria – (выбирающая мертвых, убитых) в скандинавской мифологии воинственные  крылатые девы, подчиненные Одину и участвующие в распределении побед и смертей в битвах. Души павших воинов, храбро бившихся в бою, они подхватывают и уносят в  Вальхаллу, где они прислуживают им – подносят чаши, убирают грязную посуду. У  многих валькирий имелись собственные имена, которые соответственно расшифровывались: Хильд – «битва», Херфьётур – «путы войска», Хлёкк – «шум битвы», Мист – «туманная»,  Труд – «сила». Но имена множества имен валькирий так и оказались не расшифрованными: Регинлейв, Гёлль, Рандгрид, Радгрид. Валькирии в мифах выступают, как норны, определяющих судьбы людей при их рождении. В поздних мифах валькирии напоминают поведением женщин-богатырок. Часто они являются возлюбленными героев.

Вот слышна песнь летящих дев,
Победу, или смерть дарящих?
Но часто грустный их напев
Напоминает плач скорбящих.

Подхватит душу и несет,
На поле оставляя тело...
Ее стремительный полет -
К Вальхалле дева подлетела.
 
В Вальхалле пир идет горой,
Валькирии подносят чаши,
И каждый прибывший герой
С Одином видится все чаще...
           Из душ погибших героев в Вальхалле формируется военная дружина Одина. Вот, только жаль, ни в одной из саг нет описаний действий такой дружины. Но, вернемся к валькириям... Валькирия за непослушание может быть наказана, превратившись в смертную девушку. Скажем, Сигрдриву, названную еще Брунгильдой, Один за непослушание погружает в долголетний сон. Тот, кто разбудит ее, станет ее мужем. Но, чтобы разбудить, нужно преодолеть стену огня. Это подвластно только герою. Таковым было условие бога Одина. Нельзя было допустить, чтобы небесная дева, дочь его самого, служила обычному, не прославленному подвигами человеку. Таким героем стал Сигурд (Зигфрид)

Но вот ослушалась одна
Родителя и господина
И станет смертною она
По повелению Одина.

В тяжелый сон погружена,
Дождется своего героя.
И будет верная жена,
Но не найдет в любви покоя...

ВЕЛУНД (ВЁЛЮНД)

Еще об одном случае замужества валькирии сказано в исландских сагах. Мужем валькирии становится Вёлунд – кузнец, профессия самая почитаемая богами асами.
Volundr –  в Германии его называли Виланд –  чудесный кузнец, женатый на одной из валькирий, прозванной «Лебединая дева». Сонным кузнец был захвачен в плен королем ньяров Нидудом. Король заставляет его выковывать чудеснейшие вещи, но только ему, и никому иному. Велунду  пришлось долго томиться в плену, в высокой башне, окно которой выходило к глубокому провалу в земле, на дне его вечно бушевал водный поток. Но Велунду удается вырваться из плена при помощи жены – «лебединой девы» - валькирии, унесшей его по воздуху. Перед побегом Велунд убивает сыновей короля и обесчещивает его дочь.

В одном селенье жил кузнец,
Каких на свете мало,
Он выковал златой венец,
Как солнышко сиял он.

Ковал он копья и мечи,
Железные кольчуги.
При свете горна и свечи
Творили руки чудо!

Захвачен в плен был королем,
По имени Нидуд,
Чтоб был кузнец всегда при нем,
Присваивает труд.

В неволе трудится Велунд,
На свет взглянуть не смея,
Но втихомолку поднял бунт
И наказал злодея!

Ключи создал от всех дверей, -
Была глухая ночь, -
Убил Нидуда сыновей
И обесчестил дочь!

Покинул плен, Унесен был
Он «лебединой девой»...
До нас дошла такая быль –
Исландии напевы.

У нордических богов  с транспортом было слабо. Крыльев у них не было (нет в мифах упоминаний о крыльях). Бог Тор разъезжал в колеснице, запряженной козлами, У Фригг, жены Одина, выезд  состоял из колесницы, запряженной баранами!  Сам Один и его окружение предпочитали пешее передвижение, попадая нередко в различные передряги...
 
БЫЛИ  БЫ  КОСТИ,  А  МЯСО – НАРАСТЕТ.

Да, были бедны боги,
Не только не было карет,
Телеги не было убогой,
Не нажили за много лет.

У Фригг и Тора – колесница,
А у верховного был конь.
А остальные божьи лица
Подвижны сами, как огонь!

У Фригг – запряжены бараны,
В упряжке Тора – все козлы.
И  те, и те – порой упрямы,
Ну, хорошо хотя б не злы.

Но, качество одно – прекрасно.
Пойдет их мясо на обед.
И беспокоиться напрасно,
Что съедены – коляски нет?

Развеселились, пьяны гости,
И пиршество во всю идет!
Бог говорил: «Были бы кости,
А мясо быстро нарастет!»

    Буря бушует на земле, неся тучи пыли. Порывы ветра гонят по небу черные тучи. Раскаты грома и блеск молний. Заглушая их, несется воинственный клич валькирий и дикое ржание коней.  Озаряемые вспышками молний скачут валькирии, спеша на поле битвы.
      
КОНИ  ВАЛЬКИРИЙ

И у валькирий чудо кони,
Без них – им просто некуда!
Душа уходит от погони,
Ушла куда-то – нет следа!

К примеру, Бальдра тень,
Отец и брат его искали.
Искали в ночь, искали в день.
А в Хель обоих не пускали...

ЖИЛИЩА  БОГОВ

     Ориентация пространства, в котором действовали боги, имела два направления: горизонтальное (на поверхности земли) и вертикальное (небеса). Вначале запросы богов были небольшими, условия их обитания мало чем отличались от тех, в которых находились люди.
Привыкли боги к поклонению,
(Поклонников немного здесь).
Нет городов и редкие селения,
Но простоты не перечесть.

Здесь хижины из камня и костей,
Или из бревен, без прокладки.
Здесь просто все, все без затей,
Суровые царят порядки.

И богу Одину пришлось
Жить в хижине простой, а не
чертогах.
Решен был жилищный вопрос
И для других, второстепенных
богов.

В пещере тот, а тот под корнем дуба.
А главное, чтоб не «пробрал» мороз.
Потом появятся – Вальхалла, слуги.
И козье молоко... и много, много слез.

     Потом создается уже селение для богов, напоминающее обычную земную крепость, с названием Астгард. Жилища в этом городе не отличаются от обычных, в которых живут зажиточные горожане. Окна узкие, напоминающие бойницы. Все подчинено цели защиты от нападения.

АСГАРД

Asgar -  «ограда» - небесное селение, крепость богов  асов, в качестве их столицы, земная ипостась Асгарда, по верованиям древних скандинавов, находится восточнее Дона. Такое воззрение позволяет предположить, что территория, заселенная восточными славянами (древняя Русь) была уже в то время хорошо им знакома. А это, в свою очередь, дает возможность думать, что боги древних скандинавов и славянских племен были общими – менялись только имена, соответственно языковым особенностям. Асгард был построен неким великаном, которому при строительстве помогал конь – Свадильфари.

Селение богов на небесах
Построил неизвестный великан,
И риск велик, таким же был и страх,
Но был вполне реальный план.

Асы должны были отдать за это строителю солнце, луну и богиню Фрейю. Похоже, что это было самое дорогое у асов. Странно одно, они почему-то неоднократно использовали богиню молодости в качестве средства для оплаты услуг, хотя, безусловно, знали, что с уходом ее, всем им грозит быстрое наступление старости. В этом отношении, как и во многих других,  проявление чувств  и действий человека от поведения богов ничем не отличалось....
.
Реальным был и договор:
Построил в срок, получит Фрейю,
Луну и солнце. Уговор,
Такой, о чем мечтать не смеет.

Представит, слюнки потекут.
Когда женою станет Фрейя,
Не в тягость и великий труд –
С богиней рядом – не стареют!

И забываются слова,
Что если в срок не уложился,
Покинет тело голова.
А в этом Один сам божился!

Ничто беды не предвещало,
Конь помогает, труд идет.
И стройку солнце освещало –
Асгард божественный растет
          Но, благодаря хитроумному Локи, превратившемуся в игривую кобылу, сроки строительства были сорваны. Как бы устоял Свадильфари против заигрывания красивой, ладной, кобылы?  Локи – кобыла отвлекала коня от работы и строитель не уложился в срок, определенный договором. Результат: строитель не только не получил оплаты, но и потерял голову.

Но вот в дела вмешался Локи:
Как великана обмануть?
Строительства подходят сроки,
И великан закончит труд...

И превратился бог в кобылу,
Не устоять тому коню -
В любовь играл с подругой милой,
Конец пришел седьмому дню...

Строителю б не верить впредь,
Не доверяя дело богу?
Уж лучше с Фрейей потерпеть...
Без головы остались ноги!

Кстати, у асов было и много других жилищ, кроме Асгарда: Валяскьяльв,
Вальхалла, Брейдаблик, Химнибьёрг, Трудхейм и другие. Кто их строил и за какую плату – неизвестно, Одно установлено точно: боги из асов рук своих строительством не марали.

ВАЛЬХАЛЛА

Valhall  - «чертог убитых», принадлежащее богу Одину жилище, по одним сказаниям находящееся на скалах вблизи Рейна, по другим – на небесах. Здесь опять идет речь о дублировании местонахождения жилища богов. Также нет единства о том, кто его строил... Скорее всего, это были братья Фафнир и Фазольт. В Вальхалле павшие в бою храбрые воины пируют, пьют неиссякающее медовое молоко козы Хейдрун и едят неиссякающее мясо вепря Сахримнира. Вместо огня Вальхалла освещена блестящими мечами. Для чего готовит Один дружину из павших на поле боя храбрецов? Во всяком случае, роль их в последней битве богов будет более чем скромной!

Дворец построен великаном,
Иль создавал его Один?
Герой скучает за стаканом,
При жизни был непобедим!

Жилище радости иль горя?
На скалах Рейна, небесах?..
Герои в нем  живут не споря,
Они не сильны в словесах!

И каждый пал на поле боя,
Один сражался против ста,
Считают – путь прошел героя,
И смерть героя не проста!

Пьют молоко козы священной,
Или пьянящий чистый мёд,
И не случайно, откровенно -
Труба на битвы их зовет!

Что освещает тот дворец?
Огонь иль отблески мечей?
Когда всему придет конец,
Дворец Вальхалла будет чей?