О Библии со страницы Славы - Блудного Сына

Валентина Лаврентьева
2285. Каждодневное размышление над Словом Божьим


Часть 1-я.

«Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю и делает ее способною рождать и произращать, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест, так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, - оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его.»(Ис.55:10,11)
 
 Библия — это Божественный путеводитель, данный людям для того, чтобы они уразумели смысл своего существования и познали Самого Творца жизни. Ее слова обращены непосредственно к каждому человеку, живущему в этом мире, как голос любящего Бога. Понять эту святую книгу сможет всякий, читающий ее с благоговением и заинтересованностью, но для человека легкомысленного или самоуверенного ее великие истины останутся сокрытыми.
  Сердце, ищущее мира, радости и надежды, находит их в Боге. В Боге оно найдет все, в чем действительно нуждается.
  Путь древний описан в одной из самых древних книг на Земле – Библии, Автором которой является Сам Бог, Творец Вселенной. Вот сейчас мы и поговорим об этой книге, почему мы можем ей доверять.
  Слово "библия" происходит от греческого слова библос - "книги". Библия - это собрание 66 отдельных книг. Ветхий Завет представляет собой  39 книг, принадлежащих перу разных авторов. Новый Завет состоит из 27 книг.
  Это книга отлична от всех других по многим причинам. Вот некоторые из них:
  Библия уникальна целостностью. Перед нами книга, которая  Писалась на протяжении более 1500 лет. 
  Писалась более чем 40 авторами из всех общественных слоев, включая царей, крестьян, философов, рыбаков, поэтов, государственных деятелей, учёных и т.д.
   Писалась на трёх континентах: В Азии, Африке и Европе.
Писалась на трёх языках: Иврит — язык Ветхого Завета.
 Арамейский язык был общепринятым наречием Ближнего Востока вплоть до времён Александра Македонского (6 — 4 в. до нашей эры).
 Греческий язык — язык Нового Завета — был международным языком во времена Христа.   
 Сам текст Библии принадлежит к целому ряду литературных жанров. Среди них — история, законы (гражданские, уголовные, этические, ритуальные, гигиенические),  поэзия, дидактические трактаты, лирика, притчи, аллегории, биографии, личная переписка, воспоминания и дневники — не говоря уж о чисто библейских жанрах пророчества и откровения."
 Единство Писания
 Поверхностное чтение Священного Писания приводит к его поверхностному пониманию.  Однако люди, открытые для просвещения Духом Божьим и желающие терпеливо, со многими молитвами исследовать сокрытые истины, увидят, что Библии присуще внутреннее единство. Благодаря ее удивительной разносторонности она способна наиболее полно удовлетворять человеческие нужды во все времена.
 Бог открывал Себя человечеству постепенно, на протяжении ряда поколений. Хотя книги Ветхого Завета, начиная с книги Бытия, написаны за три с половиной тысячи лет до наших дней, а последняя ее часть — Новый Завет — две тысячи лет тому назад, представленные в них истины нераздельны и не противоречат друг другу. Оба завета едины, подобно тому, как един Бог. Оба открывают одного и того же Бога. Ветхий Завет служит основанием для Нового и  дает ключ к его пониманию, а Новый Завет объясняет тайны Ветхого.
 Что же сделало эту книгу столь известной? Почему время не стерло ее с лица земли? Ведь  она продолжает жить, и интерес к ней все возрастает.
 Авторитет и Богодухновенность Библии и роль Духа Святого.
 Священное Писание наделено Божественным авторитетом, поскольку через него говорит Бог Духом Святым. Следовательно, Библия — это написанное Слово Божье. Если бы Библия не была Словом Божьим, она давно бы перестала существовать. Как доказать это и какое это имеет отношение к нашей жизни и нашим поискам истины?
  Библия уникальна своим происхождением и источником. Для людей, писавших ее, она не была обычной книгой. Они относились к ней как к «святым писаниям» (Рим.1:2) «священным писаниям» (2 Тим. 3:15) и «слову Божию» (Рим. 3:2; Евр. 5:12). Библейские писатели заявляли, что их вести не принадлежат им, но получены от Бога.
 «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым.»(2Петра 1.21.)
 Не что иное, как Божественное откровение давало им возможность «видеть» истины, которые они передавали (см. Ис. 1:1; Ам. 1:1; Мих. 1:1; Авв. 1:1; Иер. 38:21). Эти писатели свидетельствовали, что через них к людям обращался Святой Дух (Неем. 9:30; ср. Зах. 7:12). Давид сказал: «Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня» (2 Цар. 23:2). Иезекииль писал: «Вошел в меня дух», «нисшел на меня Дух Господень», «дух поднял меня» (Иез. 2:2; 11:5, 24). Михей также свидетельствовал: «Я исполнен силы Духа Господня» (Мих. 3:8).
 Иногда библейский писатель оставался в тени, и признавался единственный настоящий автор — Святой Дух: «Говорит Святой Дух», «Дух Святой показывает…» (Евр. 3:7; 9:8); «Дух же ясно говорит…» (1 Тим. 4:1). Иоанн говорит: «я был в Духе» Отк.1.10;4.2.  « дав Святым Духом повеления Апостолам» (Деян.1:2)
 Новый Завет признает роль Святого Духа в написании Ветхого Завета. Иисус сказал, что Дух Святой вдохновлял Давида (см. Мк. 12:36). Апостол Павел верил, что Дух Святой говорил «через пророка Исайю» (Деян. 28:25). Апостол Петр утверждал, что Святой Дух руководил всеми библейскими пророками, а не только некоторыми из них (см. 1 Петр. 1:10, 11; 2 Петр. 1:21).
 Священное Писание и Святой Дух не могут быть никогда отделены друг от друга. Являясь автором библейской истины, Святой Дух также открывает и ее значение.
  Библию нельзя читать без молитвы, нужно обязательно пригласить Духа Святого, «ибо каким ключом дверь закрывалась, таким нужно ее и открывать.»Только с помощью Святого Духа, Который проникает в «глубины Божий» (1 Кор. 2:10), человек может убедиться в авторитете Библии как откровении Бога и Его воли, и человек может сказать вместе с Павлом: «Мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога» (1 Кор. 2:12).
  Так Бог в Личности Святого Духа открыл Себя через Священное Писание. И поскольку Бог Дух Святой вдохновлял писателей, настоящим автором Библии является Бог.
  «Все Писание богодухновенно, — говорит Павел (2 Тим. 3:16). Греческое слово «теопнеустос», переведенное словом «богодухновенно», означает буквально «вдохнуто Богом». Бог «вдохнул» истину в умы людей. Они, в свою очередь, выразили ее словами, которые мы находим в Священном Писании. Поэтому Божье вдохновение есть процесс, посредством которого Бог передает человеку Свою вечную истину.
  Это утверждение не оставляет сомнений в том, что Бог руководил подбором библейского материала. Приходило ли знание из личных наблюдений, устных или письменных источников или через непосредственное откровение — в любом из случаев писатель получал это знание под руководством Святого Духа. Этим гарантируется достоверность Библии.
  Апостол Павел заметил, что «духи пророческие послушны пророкам» (1 Кор. 14:32). «Ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам.»(Ам.3:7)
  Способ передачи и содержание откровения.
Библия, чтобы сделать истину понятной для нас, дана на человеческом языке. Подлинное вдохновение не стирает индивидуальности пророка, своеобразия его мышления и личности.Это сочетание двух начал — Божественного и человеческого — и делает Библию уникальной книгой.
  Следовательно, Библия — это Божественная истина, выраженная человеческим языком. Представьте себе попытку научить ребенка квантовой физике. Перед такой же примерно проблемой стоит и Бог, пытаясь передавать Божественные истины греховному, ограниченному в своем понимании человечеству.
  Нередко Святой Дух передавал людям Божественное знание посредством видений и снов (см. Чис. 12:6). Иногда Он говорил внятным голосом или влиял на их сознание. Бог говорил Самуилу «на ухо» (1 Цар. 9:15, англ. пер.). Захарии была показана символическая картина и дано ее объяснение (см. Зах. 4) Небесные видения, которые получали апостолы Павел и Иоанн, сопровождались устными объяснениями (см. 2 Кор. 12:1–4; Откр. 4:5).
  Иезекииль наблюдал события, происходившие в этот момент в совершенно другом месте (см. Иез. 8). Некоторые писатели оказывались непосредственными участниками своих видений, играя в них определенную роль (см. Откр. 10).Что касается содержания, то некоторым Дух открывал будущее (см. Дан. 2; 7; 8; 12). Другие описывали исторические события. (см. Суд.; 1 Цар.; 2 Пар.; Евангелия; Деян.). А Павел так говорит относительно того, что написал: «Я принял его [Евангелие] и научился не от человека, но чрез откровение Иисуса Христа» (Гал. 1:12).
  Богодухновенность и история.
Библия раскрывает Божий замысел, который заключается в активном участии Бога в жизни человека, не прибегая к помощи абстрактных идей. Бог открывает Себя в реальных событиях, происходивших в определенное время в определенном месте. Достоверность исторического повествования чрезвычайно важна, потому что оно формирует основу нашего представления о Божьем характере и Его целях относительно нас. Правильное представление ведет к вечной жизни, а искаженное — к заблуждению и смерти.
  Дух Святой наделял писателей особым духовным зрением, чтобы они могли описывать события в контексте борьбы между добром и злом, раскрыть характер Бога и помогать людям в поисках спасения.
  Бог давал указания пророкам как Своим вестникам (см. Агг. 1:13; 2 Пар. 36:16) говорить от Его имени и начинать свою весть словами: «Так говорит Господь» (Иез. 2:4; ср. Ис. 7:7). Его слова — это небесные верительные грамоты, они наделяют вестников особыми полномочиями и властью.
  Иногда человек, используемый Богом, остается в тени. Матфей приводит слова ветхозаветного пророка, но при этом ссылается на авторитет, стоящий за ним: «Все сие произошло, да сбудется реченное Господом чрез пророка» (Мф. 1:22). Он видит Господа как непосредственно воздействующую силу и авторитет, а пророка — как посредника.
  Библейские писатели рассматривали все исторические повествования Библии как подлинные исторические свидетельства, но не как мифы или аллегории. В Библии не сказано о частичном вдохновении или вдохновении разных степеней.
  Биографии библейских личностей служат еще одним доказательством богодухновенности Библии. Эти сообщения содержат в себе тщательно изложенные сведения как о слабых, так и о сильных сторонах их характеров, откровенно изображают их грехи и победы.
  Не остались сокрытыми от нас недостаток самообладания у Ноя или обман Авраама. Мы узнаем о вспыльчивости Моисея, Павла, Иакова, Иоанна. Библейская история высвечивает недостатки мудрейшего из израильских царей, слабости патриархов и двенадцати апостолов.
  Священное Писание не оправдывает их и не делает попытки приуменьшить их вину. Оно изображает их именно такими, какими они были и какими они стали посредством Божьей благодати или же не смогли стать, воспротивившись ей. Такого тонкого духовного анализа личности, который дает Библия, без Божественного вдохновения не смог бы сделать ни один биограф.
  Следует признать, что человеческое знание ограничено. Люди постигают Божественные действия лишь отчасти. Поэтому все то, что воспринимается нами как неточности, не должно подрывать наше доверие к Священному Писанию. Зачастую мы видим ошибки не потому, что они есть в действительности, а потому, что мы неточно понимаем библейский текст. Можно ли сомневаться в Боге лишь потому, что нам не ясен полностью какой–либо текст или предложение в Библии?
    Авторитет Писания и сферы его воздействия.
 Противоречия между Священным Писанием и наукой — зачастую лишь плод умозрительных рассуждений. Если мы не можем совместить науку и Писание, то происходит это из–за «недостаточности знаний в области науки или Слова Божьего.
  Но при правильном понимании становится ясно, что между ними существует совершенная гармония.  Еще задолго до того как ученые пришли к заключению о состоянии земли, Моисей ( XVII-XVв.до н.э.) и пророк Исайя (747г.до н. э.) писали: -  «Где был ты, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь.Кто положил меру ей, если знаешь? или кто протягивал по ней вервь? На чем утверждены основания ее, или кто положил краеугольный камень ее.» (Иов.38:4-6) «Он распростер север над пустотою, повесил землю ни на чем.» (Иов.26:7) «Он есть Тот, Который восседает над кругом земли;» (Ис.40.22.)
  Человеческая мудрость должна быть подчинена авторитету Писания. Библейские истины являются мерилом всех других идей. Оценивать Слово Божье ограниченными человеческими критериями — это все равно что измерять звезды с помощью обычной линейки. Библию нельзя подстраивать под человеческие мерки. Она возвышается над всей человеческой мудростью и литературой. Не нам судить Библию, но все мы будем судимы ею, потому что она есть мерило человеческого характера, всякого опыта и мысли.
  Авторитет Священного Писания в нашей жизни зависит оттого, насколько мы признаем его богодухновенность. Если Библия для нас просто собрание человеческих свидетельств и если мы признаем ее авторитет постольку, поскольку она влияет на наши чувства, то мы умаляем ее значимость. Но если мы различаем голос Божий, говорящий устами библейских авторов, какими бы немощными людьми они ни были, то Священное Писание становится для нас абсолютным авторитетом в вопросах научения, обличения, исправления и наставления в праведности (см. 2 Тим. 3:16). И мы обязательно принесем плод.
  Исполнившиеся пророчества подтверждают достоверность Писания. Об этом мы поговорим во 2-й части.