Спасенная лоза

Дмитрий Кашканов
В массово строящихся микрорайонах для новых пятиэтажек освобождали место традиционно, снося старое ветхое жилье. Не обязательно это жилье было ветхим, ведь оно устояло после землетрясения, но решение уже принято наверху и местным жителям осталось только покориться судьбе. 

Узбеки в своих домах жили десятилетиями. В каждом доме уважающий себя и любящий своих детей хозяин обязательно выращивал большой виноградник лучших сортов столового винограда. Виноградник закрывал от солнца весь двор, поддерживая в доме и семье хороший микроклимат. Некоторым лозам было уже по нескольку десятков лет. Солнечные ягоды с них ели прадеды и хозяева надеялись, что будут есть правнуки. А вот теперь дома ломают, людей расселяют в пятиэтажки, а лоза просто гибнет.

Папа в Ташкенте вместо пятиэтажки получил квартиру в сборно-щитовом коттедже-времянке. Такие дома строили для размещения первых строителей и собирались снести, как только острая нужда в жилье пропадет. Нужда прошла, а про коттеджи забыли. И, слава Богу.

Вокруг коттеджей скоро зазеленели сады и виноградники. Папа ездил по стройплощадкам, заходил в дома, назначенные к сносу, и интересовался сортами винограда. Расстроенные хозяева с радостью выкапывали самые лучшие черенки для посадки. Пусть у чужих людей, пусть у русских, но лоза, которую посадили еще деды, может, не умрет. Советовали, как правильно ухаживать, некоторые аксакалы даже предлагали свою помощь в устройстве виноградника.

Такого "Дамского пальчика" даже на изобильных Ташкентских базарах не всегда можно было увидеть. А розовый сорт "Победа", у которого ягоды величиной с грецкий орех и изумительный сладкий с кислинкой вкус?

Съесть такое количество винограда, сколько родила лоза, было просто немыслимо. Каждый год из "лишнего" винограда мама закрывала на зиму до ста литров виноградного сока.

Лоза благодарила своих спасителей.