Авиакатастрофа в Казани

Дмитрий Ятокин
Чёртова дюжина всё же себя проявила! Уходящий год отметился очередной авиационной катастрофой. Вчера, 17 ноября, при заходе на посадку в аэропорту Казань, разбился Боинг-737, летевший рейсом из Москвы. В текущем году это первая катастрофа тяжёлых самолётов, но родственникам погибших от этого не легче. Мы потеряли ПЯТЬДЕСЯТ человек!
Сорок четыре пассажира и шесть членов экипажа погибли, разбившись о ту землю, на которую должны были мягко приземлиться Хочу публично выразить свои соболезнования родственникам погибших. Ваша потеря – это наша боль!

Что известно о катастрофе на сегодняшний день? При заходе на посадку примерно в 19,30 по московскому времени пилот запросил у диспетчера разрешение по уходу на второй круг. Диспетчер разрешение дал, но самолёт набрать высоту не смог и, потеряв скорость, практически вертикально рухнул левее полосы, примерно в 150 метров от торца ВПП (взлётно-посадочной полосы). От удара о землю топливо сдетонировало и самолёт загорелся. Спастись не удалось никому… Аэропорт Казань на 15.00 московского времени 18 ноября по-прежнему закрыт.

Самолёт Боинг-737 модификации 500 – один из самых популярных региональных самолётов в мире. Перевозит около 120 человек на расстояние до 5 тысяч километров. Самолёт двухдвигательный. Казанский Боинг прослужил 23 года, был взят в аренду в 2008 году. До этого лайнер поколесил по миру, меняя хозяев: Франция, Уганда, Бразилия, Ирландия, Болгария, Румыния. Не рухлядь, но вид имел потрёпанный. Почему богатая республика Татарстан пополнила свой авиапарк старичком – вопрос к владельцам. Но по заверениям казанских эксплуатантов самолёт был полностью исправен. Косвенным подтверждением служит тот факт, что в злополучное воскресенье борт успел слетать сначала в Ереван, а затем уже в Москву. Серьёзных замечаний у пилотов к технике не было.

Аэропорт Казани – современный, с двумя параллельными полосами, на которые могут совершать посадку все типы имеющихся в мире пассажирских самолётов. Аэропорт сертифицирован по категории II ИКАО, что позволяет совершать посадку при горизонтальной видимости 350 метров и вертикальной видимости 30 метров (при условии, что командир имеет метеоминимум не хуже, чем указанный). При таких условиях обеспечивается автоматический заход самолёта на посадку практически до пролёта торца ВПП (пролёт торца осуществляется примерно на высоте 15 метров). Какие точно метеоусловия были на момент катастрофы пока не сообщается, но очевидцы уверяют, что шёл дождь.

Экипаж современных пассажирских самолётов состоит как правило из двух человек: командира и второго пилота. Пресс служба авиакомпании Казань выдала скудную информацию. Командир – Салихов Рустам, 1966 года рождения. Общий лётный стаж 21 год. Кресло второго пилота на Боинге 737 занял в 2012 году. В марте 2012 года был введён в командиры Боинга 737. Несмотря на общий богатый стаж и налёт, можно констатировать, что командир Салихов в пилотировании Боинга был новичком. Самолёты типа Боинг, Аирбас, Суперджет имеют разнесённые по крылу двигатели, что имеет свою специфику при пилотировании. Подобного опыта у Салихова, пилотировавшего советские самолёты, не было. Также в современных самолётах используются принципиально иные пилотажно навигационные комплексы с иной системой размещения приборов на кабинных панелях. И ещё один немаловажный аспект: вся информация по самолёту, в том числе и Руководство по лётной эксплуатации, даётся на английском языке. Все обозначения на приборных досках кабины также выполнены на английском языке. Не будем ни в кого бросать камни. Примем, что все лётчики владеют английским легко и свободно (в пределах требований, предъявленных к экипажу). Но что происходит в голове пилота при возникновении стрессовых, катастрофических ситуаций? Как быстро работает мозг по оценке ситуации у человека, родной язык которого татарский, большую часть жизни разговаривающего на русском и вынужденного принимать решения на английском? Это серьёзный вопрос!

Источник в следственном комитете отметил, что версия с терактом до сих пор не исключена. Среди погибших в авиакатастрофе были сын Президента Татарстана, руководитель ФСБ по республике Татарстан. В наше неспокойное время присутствие ответственных лиц на борту самолёта притягивает террористов смертников.

Если же версия с терактом будет окончательно отметена, то остаётся пресловутый человеческий фактор – ошибка экипажа. Во всяком случае, диспетчеры не получали сообщения о неисправности техники. Камеры видеонаблюдения аэропорта зафиксировали момент столкновения самолёта с землёй. Самолёт падал практически под углом в 90 градусов, отвесно. Пожара на борту и видимых разрушений не было. Самолёт загорелся только после столкновения с землёй. Эти факты позволяют предположить, что при уходе на второй круг самолёт слишком интенсивно начал набирать высоту, потерял скорость и свалился в плоский штопор. Почему пилот решил уйти на второй круг? Пока не ясно.

Даже для предварительного анализа информации очень мало. Учитывая нахождение на борту влиятельных лиц, не стоит исключать того, что информация о происшествии будет засекречена. Что породит волну слухов и домыслов.

Ещё раз выражаю свои искренние соболезнования родственникам погибших. Пусть земля всем будет пухом!