Я

Станислав Радкевич
Его «Я» возникло, когда он почувствовал, что отличается от других.

Думать он пока не умел. Границы его «Я» были пунктирно обозначены случайными тычками чувств. Эти границы оказались совсем близко. Полшага – и «Я» уже кончилось.

– Красота! – в упор оценил его первый другой.

– Супер, – согласился второй.

Множество других смотрело на него со всех сторон, оценивая. Одним он нравился, другим нет. От плохих слов его «Я» съеживалось, от хороших – взрывалось, сверкая.

– Мама, он светится! – заметил маленький другой.

– Это солнышко светит с неба, – вразумили его большие.

Солнце светило словно бы и снаружи, и внутри него. Преломленные сверкающими гранями лучи горели красным, оранжевым, зеленым, синим… Это, как он слышал, и была «красота». Но из-за этой красоты его «Я» никак не могло сплотиться в единое бело-голубое целое. Оторванный от полей льда и снега, посреди каменного города он все время оставался сиротой, «недоЯ»…

Гораздо лучше становилось, когда вместо солнца выходила луна. Она была сама по себе, а он сам по себе. Освобожденное «Я» оживало, наливалось новыми силами, пело, как юла. От сверкающих внешних границ он с готовностью дезертировал в самую середку, в глубины «Я» и там, наедине с собой, мог пробыть долго-долго…

Изредка прибегала ночная собака. Она торопливо лизала его бок, жаля горячим язычком. Ему было щекотно, и он неслышно посмеивался, стараясь не спугнуть мелкого зверя.

Даже другие по ночам были не столь уж другими. Правда, их было совсем мало: один-два в ночи. Но зато каждый из них в чем-то был точь-в-точь как он.

– Что, парень, не очень тебе? – остановился однажды перед ним ночной прохожий.

– Вот и мне чего-то…– вздохнул он немного погодя и пошел дальше по полутемной улице.

Ночью случались настоящие чудеса. Впервые ему открылось, как хитро, вверх ногами, построены солдаты-сосульки по краю крыши, как невидимые пальцы плетут косу ручья, как бесшумно-стремительно разрастаются грибницы на стволе дерева…

А иногда он видел даже что-то совсем далекое: возвращение усталых промокших охотников в засыпанную снегом долину в желто-зеленых сумерках. До него тогда долетели прекрасные, как кристаллы льда, аккорды клавесина, только они не образовывали гармоний. Клавиатура пела, но о чем-то неуловимом, своем…

Ночь бледнела, на улицы высыпали толпы других, и тут вставало солнце.

– Смотри, он тает! – расцветала случайная красотка.

– Весна скоро, – эхом вторила ей подруга.

День ото дня солнце разгоралось все ярче, злее. Не умея защититься от пронзающих лучей, он потел, болел. Его некогда сиявшие внешние грани покрылись оспинами, и их изломы, первое время задиристо острые, теперь круглились, лоснясь.

Пространство его «Я» неотвратимо расплывалось. Его осевшее, оплывшее тело, утратив прозрачность, весь день сохраняло мучнисто-молочную белизну. Но светлые сказки про снега и льды были давно забыты.  Все чаще «Я» погружалось в уют безразличия: солнце переставало быть врагом, собака – другом, другие – другими…

– Поколешь, вернешь лом, получишь деньги, – прошипела старуха-хозяйка кафешки.

– Ладно, – отмахнулся бомж.

Лом ударил в середину изъязвленной оспинами грани – она сразу дала трещину. Какое-то время его «Я» испуганно металось среди осколков, ища убежища понадежнее, но лом все бил и бил, и от него разлетались только мелкие и совсем малюсенькие осколки.  Тогда «Я» разделилось сразу между ними всеми: млечно-голубыми, будто фарфор, прозрачными, как стекло, и уже полурастаявшим,  растекавшимся бессильно по асфальту.

Бомж работал с отвращением. В ослепительном солнечном сиянии, матерясь, он, как машина, колотил ломом. Вскоре перед кафешкой осталась только плоская груда колотого льда.

– Ур-ра! – закричал маленький другой.

– Ур-р-ра! – подхватили другие маленькие.

Портфели полетели на асфальт, пошли игры детей. Некоторые из них вспрыгивали на ледышки покрупнее и, искусно балансируя, старались удержаться на них подольше. Другие, крича и толкаясь, гоняли по площадке одну совсем оплывшую ледышку, как футбольный мяч. Третьи бросались мелкими льдинками друг в друга… 

Ночью опасливо притрусила собака. «Я» замерло. Маленький зверь стал осторожно жалить беззащитные мелкие льдинки горячим язычком. Они были холодные и вкусные, как ее когдатошний большой друг. Но это был не он. Собака утолила жажду и убежала.

– Поколол-то как плохо… – вполголоса посетовала хозяйка кафешки.

– Одинокую всяк обманет, – вздохнула…

На следующий день от ледяного истукана, с Рождества проторчавшего перед кафешкой, осталось только мокрое пятно на асфальте. Но в одну тайную трещину натекла совсем крошечная лужица талой воды, к вечеру она замерзла, и «Я» получило еще несколько часов земной жизни. Всю ночь оно ждало луны, но то была безлунная ночь. 

Наутро солнце пробило сразу все щели и трещины, беспощадно выпаривая из них жизнь. Вода на ходу распадалась на молекулы. На одной из них отправилось в дальнее путешествие и «Я». Наверху оно найдет мириады себе подобных, сколько-то времени пробудет с ними и однажды вернется на землю. Как прозрачный весенний дождик. Или как армия разгневанных ангелов.