Отзыв на книгу Павла Шахматова Крест Православия

Алексей Суслов
Книга старообрядца Павла Шахматова, проживающего в Австралии, где корни древней веры произросли плодовито, начинается камнем в сторону известных историков и авторов, таких, как М. Зызыкин, протоиреей Л. Лебедев, митрополит Антоний, за то, что они, якобы, не видят козней дьявола в деяниях раскола 17 века. Павел Шахматов даёт нам понять, что не всё есть дело рук Божьих, но некоторые фрагменты истории России писаны врегом рода человеческого.

Здесь хочется сказать перво-наперво: история России - это есть часть всей мировой истории, а потому о заговоре  развала Российского госуддарства патриархом Никоном не может быть и речи. На это и опирались М. Зызыкин и другие, относя преобразования Русской Церкви к единой картине Реформации.

И пусть старообрядчество пыталось плыть поперёк течения, всё же история писалась не ими, а тем же Никоном, в коем время держало в своих руках тесало. А то, что, по словам  митрополита Антония Храповицкого " духовные школы выпускали из своих стен больше атеистов, чем верующих", то следует подчеркнуть, что  все времена  были богоборческие, даже и в лучшие годы Византии, ибо власть и Бог, хоть и идут рука об руку, тем не менее ударяют друг друга в пятки.

Если падение Российской империи есть наказание за преследования старообрядцев, тут хочется сказать следующее: мы видим духовно и телесно сквозь призму прошлого, а потому любой крах государства не есть наказание за прошлые грехи, а есть шаг в будущее. Просто коммунизм как новая ветвь, привитая к телу России. оказался живучее, нежеле другие политические течения в начале 20века. Столь схожее было и в Испании во времена Франко, и в Италии во времена Муссолини,пусть и эти режимы были окрашены в коричневый цвет, но всё же они имели больше коммунистического, чем фашисткого.

Был ли военным советником Альфред фон Штумпенхаузен, рыцарь Святой Марии у хана Батыя, мы точно не знаем, но доверяем опыту предков. Но что с того, что кто-то был у кого-то в советниках? Это совсем не говорит, что Римский Престол воевал с Древней Русью. И в наши дни, в ходе боевых локальных действий принимают участие выходцы со всего мира, взять хотя бы Сирию или Ливию - кого там только нет, однако мы не подразумеваем внешнюю агрессию против той же Сирии - её просто нет, а идёт внутригосударственная война, столкновение этноческих группировок и единоборство противников политических партий.

Хвала Ф. Е. Мельникову, известному смутьяну среди историков старообрядчества - так бы я сказал, если бы был сторообрядцем, но за что же хвалить разжигающего пожары в умирающем городе? За якобы милосердие: мол, быстрее отмучитесь! И этот самый Мельников, столь почитаемый старообрядцами, заявляет, что до раскола всё на Руси было чинно и гладко. Однако мы считаем, что это не так, и нам вторят многие, даже школьники, хорошо узучающие предмет "История". По-видимому, старообрядчество как сектанство сильно преувеличивает своё достоинство и закрывает глаза на то, что Русь и в древние времена переживала столкновения враждующих бояр и князей, и все мы знаем, сколько отдельных слабых княжеств было в пришествие монголо-татар. И пусть Мельников и говорит о благодатности жизни в Киевской Руси, мы опровергаем столь нелепое утверждение, ибо не было столь незащищённых государств на карте Европы в те времена.

Что же касается роли царя Алексея Михайловича в деле расскола, то его на самом деле мало интнресовало устройство Церкви, а прежде всего, притягивала сама личность Никона. К этому выдающемуся деятелю Церкви льнул и сам протопоп Аввакум,пока они не стали конкурентами в состязании о привлечении душ в свой удел. Возможно, Аввакум, не утолив свой пасторский голод (жаль, что он не стал монахом!), пошёл против патриарха Никона и новых обрядов из-за скандального характера, коий заслуженно осмеивался и вся эта история с обожжённой на свечи ладони есть песня гордеца.

И в заключении скажем: пусть и произошли какие-то ошибки в новопреобразованиях, но они не идут ни в какое сравнение с той пользой, придавшей новый импульс в русское общество.И последующие за тем новации Петра Первого закрепили крепкое устройство России во взаимоотношениях со всем миром.