Тема 13. 2. Социальная философия

Юрий Шпилькин
 13.2.1. Философия общества. Общество является предметом исследования социологии, политологии, социальной психологии, политэкономии и других наук. Социология изучает структурные элементы общества: отдельные социальные институты, процессы, социальные группы и общности, отношения личности и общества, общественное мнение; политология - проблемы власти и властных элементов в обществе; социальная психология - закономерности массового поведения людей, обусловленные фактом их принадлежности к социальным группам.
Философия рассматривает общество как целостную систему, единый социальный организм, систему всех его взаимосвязей и отношений, которая может порождать новые качества, делать ее способной к саморазвитию. Она изучает явления и процессы, существенно связанные с мотивацией преобразующей деятельности людей. Философия акцентирует внимание на таких понятиях, как цель, движущие силы, смысл и направленность исторического процесса. Философский смысл понятия общества состоит в определении специфики связей индивидов в единое целое. Основными типами таких связей считаются духовные (Августин Блаженный, Фома Аквинский), конвенциальные (Т. Гоббс, Д.Дидро, Ж.Ж.Руссо), материальные, основанные на взаимодействии людей (К.Маркс).
В академическом словаре русского языка приведено пять толкований понятия «общество». В обыденной речи этот термин имеет значительно больше вариантов: научное общество, высшее, светское, спортивное, общество книголюбов, филателистов и др. В философии понятие общество используется в двух значениях: в широком смысле - «обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей»; в узком смысле слова – «определенный этап развития человеческой истории». Проблемы общества были в центре внимания философов всех времен. Философский взгляд на общество неотделим от философских проблем человека. Не случайно еще Аристотель назвал человека «политическим животным», подразумевая, что только люди способны добровольно и сознательно объединиться в общество.
Основными понятиями философии общества являются: социальные группы – семья, этносы, нации, классы, сословия; государство, гражданское общество, связи и отношения между людьми; социальная деятельность, производительные силы, производственные отношения, общественное сознание; общественная закономерность и другие понятия.
Общество как система включает в себя социально-этническую структуру, классово-сословную структуру, профессионально-образовательную структуру, политическую структуру, а также социальные условия жизни общества и социальные отношения друг к другу в рамках социальной структуры, которая сеть система устойчивых и упорядоченных связей между элементами социальной системы, обусловленных отношениями социальных групп, разделением труда, характером социальных институтов (государства и других институтов).
13.2.2. Социально-этническая структура общества охватывает его деление по профессиональным, национальным, половозрастным, культурным и другим признакам населения. В зависимости от ступени развития общества его социальная структура будет различной. Например, в первобытном обществе отсутствовала не только классовая, но и поселенческая структура. Основные компоненты социальной структуры обществе в реальном историческом процессе возникали в следующем порядке: этническая, демографическая, классовая, профессионально-образовательная, поселенческая структура. Таки образом, социальная структура общества  - это целостная совокупность всех функционирующих в нем общностей во взаимодействии. Этническая и демографическая структуры по своим корням связаны с биологической природой человека, а поселенческая, классовая и профессионально-образовательная являются социальными в полном смысле этого слова, то есть цивилизационны и формационны.
Этническая структура общества. В современной науке не существует единого  определения, что такое этнос, какова его сущность, природа и строение  . Наиболее распространенное и общепринятое  определение, дал Ю.В. Бромлей: этнос – совокупность людей, имеющих общность территории, языка, культуры и психики, а также сознание своего единства и отличия от других подобных образований  . Л.Н. Гумилев определяет этнос  как «естественно сложившийся на основе оригинального стереотипа поведения коллектив людей, существующий как энергетическая система (структура), противопоставляющая себя всем другим таким коллективам, исходя из ощущения комплиментарности» . В мире насчитывается свыше 2 тыс. этносов или народов (в России и Казахстане — более, чем по  120).
Доклассовое общество в своем составе имело такие формы общности как род и племя. Род –  коллектив кровных родственников, ведущих происхождение от общего предка, носящих общее родовое имя. Счет родства ведется по материнской (материнский род) или отцовской (отцовский род) линии. Возник на рубеже верхнего и нижнего палеолита. Роды объединялись в племена. Распался с возникновением государства. Родо-племенное деление сохранилось у некоторых народов. Племя - тип этнической общности и социальной организации первобытного общества. Характерны: кровнородственная связь между его членами, деление на роды и фратрии, общность территории, некоторых элементов хозяйства, самосознания и самоназвания, обычаев и культов, для позднего этапа — самоуправление, состоящее из племенного совета, военных и гражданских вождей. Образование союзов племен, завоевания и переселения вели к смешению племен и возникновению более крупных этнических общностей. Племенная организация сохраняется у некоторых народов и в современную эпоху. Народность - исторически сложившаяся языковая, территориальная, экономическая и культурная общность людей. В современной литературе идет дискуссия о признаках и соотношении народности и нации. В основу этой, более высокой формы общности легли уже не кровнородственные, а территориальные, соседские связи между людьми; Тейп – родоплеменная организация чеченского народа; Диаспора - часть народа (этническая общность), живущая вне страны своего происхождения, своей исторической родины.
Нация (от лат. natio — племя, народ), историческая общность людей, складывающаяся в процессе формирования общности этносов в границах определенного государства, экономических связей, литературного языка, этнических особенностей культуры и характера. В философской литературе нет общепринятой теории нации. Одни ученые и политики рассматривают нацию в связи с национальными духом, сознанием и характером; другие рассматривают нацию как «бессознательную психическую общность»; третьи сводят к общности национального характера, сформировавшегося на почве общности судьбы  . Нация характеризуется следующими признаками: общность территории, общность языка или языков, общность экономической жизни. Поэтому нередко понятия нация и этнос отождествляют. Однако  понятие нация более широкое по своему содержанию, т.к. включает в себя этносы,  создающие единую страну. Нация не тождественна государству. В казахстанской литературе существует два подхода: первый называется «этнокультурное понимание нации», согласно которому в Казахстане существует только одна нация, которую составляют казахи, тогда как все остальные проживающие в республике народы являются диаспорами; другой подход предполагает формирование «гражданской нации» в единый народ на основе общности казахстанского гражданства, независимо от их этнической принадлежности  . 
Национальность – понятие не производное от слова нация,  субъективная самоидентификация человека, т.е. к какому этносу он сам себя относит по менталитету, по культуре, по языку и другим признакам.
Демографическая структура общества. Народонаселение как непрерывно себя совокупность людей наряду с географической средой является важнейшим условием жизни и развития общества. На Земле ориентировочно к концу эпохи палеолита (примерно 15 тыс. лет до н. э.) численность населения достигала 3 млн. человек, к концу неолита (2 тыс. лет до н. э.) — 50 млн. человек, в начале нашей эры на Земле было уже 230 млн. человек, к концу 1-го тыс. н. э. — 275 млн. человек, в 1900 — 1,6 млрд. человек, ныне население мира достигло 5,5 млрд. человек (1993). В 1993 проживало (млн. человек): в Европе - 728, в Азии - 3336, в Африке - 670, в Сев. и Центр. Америке - 442, в Юж. Америке - 308, в Австралии и Океании 28 млн. человек. В нач. 90-х гг. народонаселение мира ежегодно увеличивалось примерно на 70 млн. человек. Географическое распределение народонаселения неравномерно: на 7% суши живет 70% человечества. Основные факторы народонаселения: общая численность, плотность, темпы роста, половозрастная структура, психофизическое здоровье, миграционная подвижность.  Специалисты считают, что Единое производственно-рыночное пространство должно быть численностью не менее 250 млн. человек. Этим требования  по численности народонаселения стран отвечают только (на 1993 г. в млн. человек): Китай 1179,5, Индия 896,6, США 258,2 и Евросоюз (2005) – 492,9 млн. человек. В Индонезии - 188,2,  в Бразилии - 156,5, В самой населенной европейской  стране Германии (2007 г.) – 82,6, во Франции – 62,9 млн. человек. В России (в 2000 г.) – 145,9, а в Казахстане (2009 г.)  – 16,3 млн. человек. Не случайно  еще в феврале 2002 г. Президент Н.А. Назарбаев, излагая свое видение современных процессов глобализации, подчеркнул: «Самодостаточное государство только то, численность  граждан которого не ниже 60 миллионов». Президент указал, что жизненно необходимым фактором является евразийская интеграция: «Поэтому я настойчиво говорю об интеграции в Центральной Азии, где живут 50 миллионов человек  и где могли бы продаваться произведенные нами товары. А если сюда включить Россию – это уже 200 миллионов человек. Тогда и можно будет производить и продавать внутри свои товары. И производство будет развиваться, и люди будут иметь заработную плату» . В условиях мирового финансового кризиса, Китай перенаправил потоки товаров на внутренний рынок и удержал прирост валового продукта, продемонстрировал преимущества высокой численности народонаселения.
Поселенческая структура общества. Это есть пространственная форма организации общества, обуславливающая отношения людей между собой в связи с их принадлежностью к одному и тому же типу поселения либо к разным типам  поселения. В течение первых девятисот девяноста тысяч лет своего существования на Земле человек обходился без городов. И только между восьмым и третьим тысячелетиями до новой эры, на территориях между Босфором и Персидским заливом из оседлого земледелия возник новый тип общины - города.
Города -  населенные пункты, жители которых заняты, как правило, вне сельского хозяйства. Отнесение населенного пункта к категории «город» оформляется в законодательном порядке; при этом критерий численности населения города различается — от 250 человек в Дании до 30 тыс. в Японии. Первые упоминания о городе относятся к 4-3-му тыс. до н. э.; наиболее известны древние торговые, ремесленные центры: в Месопотамии — Ур, Вавилон; в Египте — Мемфис, Фивы; в Индии — Мохенджо-Даро, Хараппа; в Греции — Спарта, Афины. Почти каждое увеличение способностей человечества  к коллективным действиям и к освоению окружающего его мира приводило к новым скачкам в росте городов. У этой тенденции были и периоды затишья, и даже периоды обратного действия. Так в Европе отмечают лишь один пример деурбанизации - в период средневековья. Численность городского населения растет чрезвычайно быстро. Пять тысяч лет назад она была практически равна нулю, в 100 году до новой эры она составляла менее 1%, в 18 веке менее 5%,  в начале 19 в. в городах мира проживало 29,3 млн. человек (3% населения Земли), к 1900 — 224,4 млн. (13,6%), к 1950 — 729 млн. (28,8%), к 1980 — 1821 млн. (41,1%), к 1990 -2261 млн. (41%).
 Современные города делятся на малые (до 50 тыс.), средние (50-100 тыс.), крупные (250-500 тыс.), крупнейшие (500 тыс. — 1 млн.) и города-миллионеры (св. 1 млн. жителей). В 80-х гг. в мире насчитывалось ок. 220 городов-миллионеров, самый крупный Мехико (18 млн. жителей, 1990). У многих крупных городов возникают города-спутники. Часто города и города-спутники объединяются, образуя городские агломерации, которые могут быть объединены в мегалополисы.
Доля городского населения (1990, %): в Европе 73, в Азии 31, Африке 32, Сев. Америке 75, Латинской Америке 72, в Австралии и Океании 71; в экономически развитых странах мира (1990, %): США 75, Германия 78,3, Великобритания 89. В России город должен иметь не менее 12 тыс. жителей и не менее 85% населения, занятого вне сельского хозяйства. В 90-х гг. в Российской Федерации св. 1030 городов, в которых проживало 74% населения. Городское население  к началу 1990 гг. составляло в Казахстане – 57%, в Белоруссии – 65%, в Киргизии – 38%.
Главное социальное содержание урбанизации заключено в особых городских отношениях, охватывающих социально-профессиональную и демографическую структуру населения, его образ жизни, культуру, размещение производительных сил, расселение. Ментальность городского жителя формируется под влиянием ряда факторов. В качестве основных можно выделить следующие: тип города – столичный, провинциальный, крупный, малый  город,  этнические особенности населения, природно-климатическое своеобразие окружающей среды, плотность населения, особенности городской застройки, стиль городского управления и самоуправления, городские традиции, стиль городского поведения и особенности городской дисциплины, а также интенсивность ежедневных поездок в центр и из центра, объем деятельности, проходящей в общественных местах и просто ритм передвижения по городу.
Село (аул) ассоциируется с традиционным обществом, в котором доминируют межличностные взаимодействия лицом к лицу, основанные на чувстве принадлежности к определенной общности, к определенному месту в социальной, географической системе, на факте проживания среди родных и близких  . Сельское население к началу 1990 г. в  России составляло 26%, в Казахстане – 43%, в Белоруссии – 35%, в Узбекистане – 59%, в Киргизии – 62%. .   
В периодизации истории человечества традиционное общество  занимает самый большой отрезок времени. В нем с определенностью различают три исторические эпохи: первобытность (охотничье-собирательская, пастушеская и земледельческая стадии развития); рабовладельческую античность; средневековый феодализм. Ключ к пониманию традиционного общества дает само его название - это традиция. Традиция представляет собой особый способ или механизм передачи исторического опыта, обеспечения преемственности и устойчивости в индивидуальном и социальном развитии людей Доверие и подражательное (готовность повторять, воспроизводить) отношение к составляющим данный исторический опыт верованиям, взглядам, знаниям, а также практическим навыкам и умениям, основываются на самом факте их возникновения и существования в прошлом. В традиции прошлое господствует над настоящим. «Тогда», в прошлом, был создан этот мир; теперь, в настоящем, он просто продолжается, поддерживается, повторяется. Не только настоящее, но и будущее, которым в других условиях вдохновлялось бы настоящее, подгоняется так или иначе под прошлое, предстает как его реминисценция. Данное положение вещей закрепляется также доминированием нравственно-религиозных ценностей над инструментальными.
Традиция является своеобразным способом принятия решений. Здесь не нужно мучительно выбирать, взвешивать все «за» и «против». Достаточно просто согласиться, принять, положительно отнестись к тому, что предлагает исторический опыт, что, достигнуто и открыто в его границах. Остается только наложить прошлое на настоящее и, возможно, уточнить что-то в деталях. Традиция есть нечто вроде социального инстинкта, т.е. исторически унаследованной способности совершать действия (целесообразные и не очень) по безотчетному побуждению. Это некий автоматически работающий механизм, окруженный почетом и уважением, как правило, религиозно освященный.
Традиция, традиционность обеспечивает известную комфортность бытия, прочную, надежную и, главное, долгую. Хотя и не бесконечную. Расширение круга знаний, рост общей культуры, накопление, пусть и медленное, производственного опыта, рост населения, климатические изменения - словом, усложнение жизнедеятельности людей изменяет со временем и традиционные основы бытия. Они устают отвечать на вызовы времени, становятся исторически неадекватными. Исчезновение многих древних народов, некогда цветущих государств и цивилизаций является тому убедительнейшим подтверждением.
Традиционное общество – является обществом закрытого типа. Отсутствие или резкое ограничение социальной мобильности - пожалуй, самая существенная форма традиционной закрытости общества. Человек в таком обществе не имеет возможности активно перемещаться в рамках сложившейся социальной структуры, подниматься по социальной лестнице, менять (повышать) свой социальный статус в зависимости от личных успехов и достижений.
Различие между городом и деревней связано в первую очередь с отделением  ремесла и торговли от земледелия. Занятие городского населения преимущественно несельскохозяйственным трудом позволяет  иметь урегулированное рабочее время и, следовательно, выделение на отдых, образование гораздо больше свободного времени. В связи с концентрацией в городах населения возникло множество разнообразных вузов и колледжей, театров и музеев, обеспеченных высококвалифицированными кадрами и поэтому существует иной  качественно более высокий уровень получения образования  и удовлетворения духовных потребностей. В городах существует: большая по сравнению с селом миграционная подвижность, обусловленная, в том числе меньшей привязанностью к земле; большая свобода в выборе профессионального занятия или трудового коллектива; большая политическая активность; в связи с сужением ряда функций, прежде всего, хозяйственно-производственной городская семья имеет меньшую численность, причем, преобладает эгалитарный тип семьи.
Однако урбанизация имеет существенные отрицательные стороны городской жизни: загрязнение воздуха и воды; сверхнапряженный городской темп жизни, особенно в мегаполисах превращает людей в «толпу одиноких», что приводит к взлету нервно-психических и сердечно-сосудистых заболеваний; ослабевает социальный контроль поведения людей, и особенно воспитания детей. Поэтому сегодня справедливо говорят, что наступил кризис городской цивилизации как традиционной формы поселения, происходит процесс рурализации (от лат. rural - сельский) образа жизни, стремление избежать чрезмерной городской, эмоциональной нагрузки.
В современных условиях с улучшением коммуникационных связей эти различия оказываются все более размытыми. Конечно, речь не идет о возвращении городского населения к сельскохозяйственному труду, но все больше используются горожанами рекреационные возможности сельской местности: для краткосрочного (ночного и в конце недели) и долгосрочного (время отпуска) отдыха; работа на дачных участках; перенос из города учебных заведений; использование телевидения, компьютерной техники,  Интернета, делающего доступной любую книгу или информацию, позволяют совмещать преимущества городского и сельского образа жизни.
13.2.3. Классово-стратификационная структура общества. В марксизме классы – это основные социальные общности, которые возникли в процессе распада первобытнообщинного строя вследствие общественного разделения труда, возникновения частной собственности на средства производства, возможность получать дополнительный продукт в результате эксплуатации. В.И.Ленин дал классам такое определение: «…большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы, это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства» .
 Обычно учение об общественных классах связывают с теорией К.Маркса, но оно возникло задолго до него: «То, что я сделал нового, - писал К.Маркс, - состояло в доказательстве, что существование классов связано лишь с определенными историческими фазами развития производства» .  Маркс доказывал, что классы не всегда существовали и не всегда будут существовать, что они связаны только с теми экономическими способами производства, которые основаны на частной собственности. Отброшенные марксизмом факторы (умственные способности людей, различия в прибылях, имущественном и социальном положении, насилие и т.п.), узкая экономическая интерпретация - признание только двух классов: класса имущих, с одной стороны, и класса неимущих, пролетариев, с другой, между которыми существует непримиримая классовая борьба послужила причиной упрощений, абсолютизации классового подхода, на основании которого вся история объявлялась историей борьбы классов, которая должна привести к диктатуре пролетариата, а затем к бесклассовому обществу и, в конечном счете «к наибольшему счастью наибольшего числа людей». В современных условиях идет процесс формирования среднего класса.
Сословия представляет собой общественную группу с наследственными правами и обязанностями, закрепленными обычаями или законами. Феодальное общество средневековой Европы, в частности, делилось на три основных сословия: духовенство (символ - книга), рыцарство (символ - меч) и крестьянство (символ - плуг). В России до революции 1917 г. было шесть сословий: духовенство, дворяне, купцы, мещане (мелкие домовладельцы, торговцы, ремесленники), крестьяне, казаки (особое военное сословие). Регламентирование сословного бытия было на редкость жестким, вплоть до мелких обстоятельств и незначительных деталей. Так, согласно «Жалованной грамоте городам» 1785 г. российские купцы первой гильдии могли ездить по городу в карете, запряженной парой лошадей, а купцы второй гильдии - только в коляске парою. Сословное деление общества, как, впрочем, и кастовое, освящалось и закреплялось религией: у каждого своя судьба, свой удел, свой угол на этой земле. Оставайся там, куда поместил тебя Бог, возвышение - проявление гордыни, одного из семи (по средневековой классификации) смертных грехов.
Жузы – это хозяйственные и географически относительно обособленные районы, населенные группой общин, который до образования казахского этноса являлся территорией племенного союза. Само слово «Жуз» означает «Часть», «Сторона». В основе образования жузов лежало объединение отдельных родов и племен в племенные союзы. Эта социальная структура казахского народа, возникла в 16 в. В Казахстане – три жуза: Старший (южный Казахстан), Средний (центр. и вост. Казахстан) и Младший (западн. Казахстан). Старший жуз населяли усуни, канглы, дулаты, албан, суан, жала-иры, сиргели, ошакты и другие родовые объединения. Основные объединения Среднего жуза: кыпчаки, аргыны, найманы, кереиты, конраты, уаки, сложился из различных общин и отделений. В младший жуз  входили: табын, тама, жагалбайлы, кердери, кереит, телеу, рамадан, алимулы-каракесек, шомекей, кете, тоткара, карасакал, шекти, байулы-адай, жаппас, алчин, алаша, байбакты, бериш, маскар, таз, есентемир, ысык, кызылкурт, шеркеш.
Касты - это замкнутая группа людей, очерчивающая строго определенное место в обществе. Это место определяется многими факторами или признаками, главные из которых: традиционно наследуемая профессия, род занятий; эндогамия, т.е. обязанность заключать браки лишь внутри своей касты; ритуальная чистота (после контакта с "низшими" необходимо проходить процедуру очищения). Например, в традиционном индийском обществе существует четыре основные касты: брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры («неприкасаемые») и большое количество подкаст.
Стратификационная структура - социологическое понятие, обозначающее: структуру общества и отдельных его слоев как систему признаков социальной дифференциации. Речь идет о стратах (лат. strata – слой, термин взят из геологии). П.Сорокин писал: «Социальная стратификация – это дифференциация некоей данной совокупности людей (населения) на классы в их иерархическом ранге. Ее основа и сущность – в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества» . В теориях социальной стратификации на основе таких признаков как образование, бытовые условия, занятие, доходы, психология, религия и т. п., общество делится на «высшие», «средние» и «низшие» классы и страты. Некоторые концепции социальной стратификации различных типов опираются на марксистскую теорию общественных классов.
Основы теории современной социальной стратификации были заложены М.Вебером, который рассматривал социальную структуру как многомерную систему исходя из того, что наряду с понятиями классы и отношения собственности в обществе не меньшее значение социальный статус и власть. Более детально система социальной стратификации рассматривается в теориях функционализма (Т.Парсонс, К.Девис, У.Мур). В первую очередь анализируется распределение социальных ролей и позиций, которые необходимы для нормального функционирования общества. Причем социальная дифференциация различных групп, обусловлена  сложившейся системой ценностей и стандартов общественной жизни — совокупностью учреждений, норм, ценностей, культурных образцов, устойчивых форм поведения.
Современная социальная философия использует: теорию социальной стратификации М.Вебера, теорию социальной мобильности П.Сорокина, концепцию бюрократии как нового класса Г.Джиласа и другие. Особой популярностью пользуется концепция среднего класса, суть которой состоит в попытке обосновать процесс поглощения основных классов современного общества. Первоочередной задачей социальной философии является не только в определении основных признаков, с помощью которых станет возможным обособление одного класса от другого, но и изучение конкретных потребностей различных социальных групп, которые могут существовать в современных модификациях. Таковыми могут оказаться сословия, жузы или касты.
13.2.4. Профессионально-образовательная структура. Эта социальная структура образовалась значительно позже других подструктур общества.     Профессии и система образования сложились в условиях уже послепервобытного общества. Профессия – от латинского «объявляю свое дело». Профессия определяется характером продукта, который производится, средствами и специфическими условиями производства в одной из отраслей народного хозяйства. Специальность – это подвид профессии, который предопределяется последующим разделением труда в рамках одной профессии. Например, врач – профессия, а хирург – специальность; педагог – профессия, а преподаватель-математик – специальность; слесарь – профессия, слесарь-сборщик – специальность. Квалификация – определяется уровнем специальных знаний, практических навыков и характеризует степень сложности конкретного вида работы, которая выполняется.
С развитием общественного разделения труда количество профессий непрерывно увеличивалось. Испытывала изменения и качественная сторона профессий – в зависимости от сложности технологии, форм, организации труда и условий подготовки рабочих. Например, в эпоху патриархального рабства в Греции было около десятка профессий: гончары, мастера по обработке металлов, каменщики и др. Позже, в V-VI ст. до н.э., в Греции насчитывалось около 50 профессий. В ХІV ст. во Франкфурте-на-Майне существовало около 200. В словаре профессий, опубликованном в США в 1965 году, описано почти 22 тыс. видов работ, или свыше 35 тыс. названий профессий и специальностей. На данное время по подсчетам специалистов, в мире насчитывается 50 тыс. профессий. Количественное увеличение видов труда и их качественное изменение является следствием непрерывного, развивающегося быстрыми темпами, осложнения производства, его интеграции. По некоторым подсчетам, свыше 50 % существующих в наши дни профессий и специальностей были неизвестны еще 30 лет назад. Появление новых профессий связано не только с механизацией и другими направлениями научно-технического процесса, но и с появлением новых отраслей производства. Таким образом, принадлежность к определенной профессии – это один из многих общественных признаков человека, рядом с национальной или семейной принадлежностью. По профессиональным признакам люди могут объединяться в категории или группы людей, которые занимаются одинаковым видом трудовой деятельности. Таким образом, выбрать себе профессию – значит не только выбрать себе работу, но и быть принятым в определенную группу людей с ее этическими нормами, правилами, принципами, ценностями, образом жизни.
Пожалуй, самый эффективный путь саморазвития - это самообразование (конечно, в единстве с институциональным, государственным или частным, образованием). Без него в постиндустриальной среде просто не выжить. Раньше полученного в университете образования хватало человеку на всю жизнь, теперь же (а тем более в будущем), если не повышать квалификацию, не заниматься самообразованием, его удастся «растянуть» максимум на 10 лет. Представьте себе, что вам придется менять профессию (не работу, а именно профессию) З-5 раз в течение своей жизни. А ведь для постиндустриального общества это станет нормой. Образование и самообразование в информационном обществе - непрерывные, они не ассоциируются больше только с детством или юностью, но являются чем-то неотъемлемым и привычным для всех возрастных групп. Иначе говоря, теперь нам придется учиться всю жизнь; и очень важно при этом научиться учиться. Вместе с ростом образования будет (должен) повышаться и наш социальный статус, несущий с собой улучшение благосостояния, расширение влияния и престижа.
13.2.5. Политическая структура общества состоит из государства и гражданского общества.
Государство в политической структуре общества представляет собой политическую организацию с определенной формой правления (монархия, республика). По форме государственного устройства государство может быть унитарным или федерацией. Оно выполняет разветвленные властные функции через соответствующие государственные институты: законодательную, исполнительную и судебную ветви власти, а также только ему присущие функции таки как внешние сношения, сбор налогов. Поэтому политическое управление обществом не тождественно любому социальному управлению. Это более вид социального управления, направленный на поддержание нормального функционирования и сохранение целостности общества. Государство зачастую стремится выйти из-под  контроля гражданского общества, которое в свою очередь стремится осуществлять этот контроль.
Гражданское общество - система внегосударственных общественных отношений и институтов, гарантирующая человеку реализацию его естественных и социальных прав и выражающая разнообразные потребности, интересы и ценности свободных, относительно независимых членов общества. Идея гражданского общества представлена в общественном сознании и в науке в различных смыслах, из которых магистральными можно выделить три: 1) как нормативная концепция идеального общественного порядка; 2) как аналитическая схема интерпретации современной социальной реальности; 3) как идеологическая конструкция. Центральной идеей гражданского общества является проблема соотношения частной и публичной сфер общественной жизни. С точки зрения личных интересов, можно выделить в качестве системообразующих такие принципы гражданского общества, как личная свобода, неприкосновенность и безопасность граждан, право собственности, право свободного существования и функционирования независимых объединений. Причем реализация гражданских прав и свобод личности гарантируется не только с помощью права, но и всей совокупности норм, регулирующих взаимоотношения между личностью и обществом.
 
13.2.6. Философия истории. Вопросы возникновения общества и государства интересуют мыслителей с  древнейших времен. В литературных памятниках как Авеста, Веды, Эпос о Гильгамеше, Книга мертвых, Илиада упоминаются события, связанные с возникновением общества и государства.  В древнеарийском памятнике «Авеста» в главе «Сказание о Йиме», повествует миф о возникновении земли арийской. Ахурамазда вручает Йиме (сыну Вивахванта) золотую стрелу и золотом украшенную плеть и поручает ему стать «защитником, охранителем и надсмотрщиком мира». После трехсот лет царствования Йимы «Наполнилась земля множеством мелкого и крупного скота, и людьми, и собаками, и птицами, и красными огнями пылающими. Не находилось места для мелкого и крупного скота и людей». Трижды раздвигал Йима землю золотой стрелой, стегал ее плетью, приговаривая: «Дорогая святая Армаити (земля)! Подвинься, расступись ты, чтобы служить лоном для мелкого и крупного скота и людей…И прошло девятьсот лет царствования Йимы, наступила зима с суровыми морозами, а обильная вода после таяния снегов затопила пастбища. Чтобы охранить от мороза и наводнения живые существа, Йима, как и было предсказано Ахурамаздой, построил ограду длинною в лошадиный бег по всем четырем сторонам. Туда он снес семена мелкого и крупного скота, людей и собак, и птиц, и огней красных, пылающих... Туда он провел воду, там построил улицы, жилища, «и подпол, и преддверие, и стояки, и окружной вал» .
В эпосе о Гильгамеше (ок. 27–26 вв. до н. э.), легендарный правитель города Урука, отправляясь в странствие за эликсиром бессмертия, также построил заграждение вокруг города из бревен кедра, тем самым защитил город от врагов и остался в памяти народа. В древнем Египте термин «фараон» («великий дом»), начиная со времени Тутмоса III (15 в. до н. э.) рассматривался как божественный властитель, получающий власть, находясь еще «в яйце». Он олицетворял жизненной силы страны, совершал ритуалы, благодаря которым сменялись времена года и начинались разливы Нила, жизненно важные для Египта. Фараон был гарантом миропорядка, победителем тьмы. Считалось, что с его земной кончиной нарушалась мировая гармония.
Древнекитайский мыслитель Конфуций считал Золотым веком для Китая первые годы правления династии Чжоу (1027-256 г.г. до н. э.). А современное ему общество представлялось как царство хаоса. Поэтому в социально-политическом учении Конфуция важное место занимает принцип «исправления имен» (чжэ мин), призванный сохранить патриархальные отношения, высоко ценимые в китайском обществе. Цель «исправления имен» - расставить все население  в соответствии с их социальным, политическим и правовым статусом.  Образцом таких отношений является  иерархия между членами общества, взаимоотношения в патриархальной семье в соответствии с изречением Конфуция: «Правитель должен быть правителем, подданный - подданным, отец - отцом, а сын - сыном». Конфуций разработал концепцию идеального мужа – «Цзюнь-цзы». «Благородным мужем» может стать только тот, кто сумеет воспитать в себе пять основных качеств или добродетелей. Первейшей добродетелью  «цзюнь-цзы» Конфуций считал жень (гуманность). Образец идеального общественного устройства Конфуций видел - в патриархальных семейных отношениях, когда старшие любят младших и заботятся о них, а младшие, в свою очередь, слушаются старших по возрасту и званию, отвечают любовью, преданностью, сдерживают себя, избегают крайностей.
В политеистической интерпретации Гомера история представляла собой результат действия божественной воли. Однако боги Гомера не устанавливают общих законов исторического развития. Согласно воззрениям Гомера, окончательный смысл предопределения не может быть раскрыт человеку, этот смысл остается покрытым тайной. Ярко выраженная доктрина истории была выражена Гесиодом. Он ввел в обиход идею общего пути, или тенденции исторического развития. Предложенная им интерпретация истории носила пессимистический характер. Он считал, что человечество со времен, берущих начало в Золотом веке, обречено на вырождение – как физическое, так и моральное. Греческие философы под влиянием восточных идей рассматривали мир как огромное сооружение, для которого физические сущности служили строительным материалом. Мир был единством всего сущего – космосом (первоначально этим словом назывался восточный шатер или накидка). Новый взгляд на мир предложил Гераклит. Мир, считал он, является не сооружением, а колоссальным процессом, не суммой всех вещей, а целостностью всех событий, изменений или фактов: «Все сущее движется и ничто не остается на месте», «Дважды тебе не войти в одну и ту же реку». Философия Гераклита во многом повлияла на учение Платона.
Итогом раннегреческой философии истории является учение Платона. Он рассматривал человеческую историю в космическом обрамлении. Он выдвинул закон исторического развития, согласно которому всякое социальное изменение есть гниение, распад или вырождение. По его мнению, Великий год (длина которого исчисляется приблизительно в 36 тыс. обычных лет) имеет циклическую тенденцию и включает в себя период совершенствования и развития, соответствующий, вероятно весне и лету, а период вырождения и распада соответствует осени и зиме. В трактате «Государство» он выдвинул предположение, что после того, как распад достигнет своей крайней точки, боги снова возьмут бразды правления в свои руки и опять наступит период совершенствования мира. Социальная философия и этика, которые рассматриваются им во взаимосвязи с  проблемами идеального государства.  Платон считал, что у каждого человека душа состоит из трех частей: разумной, эмоциональной и чувственной, но одна из них  обязательно преобладает. Поэтому в идеальном государстве, по Платону, государством должны руководить охранители – философы, обладающие рациональной душой. Платон предусмотрел целый набор различных условий, в которых они должны воспитываться и жить. Они должны быть образованными и физически здоровыми. Только лучшие избираются для обучения философии. Они не имеют не только частной собственности, но  и семьи, питаются все вместе простой пищей. Правители передают свои функции из поколения в поколение, но мир оставленный богами быстро загнивает. Однако закон упадка, полагал Платон, может быть нарушен моральной волей человека при поддержке сил человеческого разума. Это обстоятельство дало основание К. Попперу назвать Платона защитником «тоталитаристской справедливости» и врагом «открытого общества». Платон предвосхитил многие построения идеального государства вплоть до нашей эпохи.
По мнению Аристотеля, форму государственного устройства, определяет верховная власть. В связи с этим он различает правильные и неправильные формы государства. Правильные формы - это монархия, аристократия и полития, а неправильные - тирания, олигархия и демократия. Самой правильной формой государства, считает Аристотель, является полития, которая ориентируется на «средний» элемент. К власти, утверждал Аристотель, нельзя допускать ни сверх богатых, ни нищих. Богатые не будут соблюдать законов, а бедным нечего терять, поэтому те и другие будут управлять плохо. Но политическое правление по Аристотелю - это правление не людей, а законов, потому  что даже лучшие из правителей подвержены чувствам, а закон - это всегда «уравновешенный разум». Аристотель разделял требование основополагающего тезиса античности - «ничего слишком». Философия Аристотеля оказала значительное влияние на последующие поколения философов, в том числе периода эллинизма. Наиболее значительный вклад в разработку проблематики общества внесли Августин Блаженный и Аль-Фараби.
Августин Блаженный христианский теолог и церковный деятель, главный представитель западной патристики, является родоначальником христианской философии истории. В сочинении «О граде божием» «земному граду» — государству противопоставлял мистически понимаемый «божий град» — церковь. Эсхатология и историческая тео-антропология трактата «О Граде Божьем», вводят в философский обиход идеи морального прогресса и линейного исторического времени. «Град земной» и «Град Небесный» — символическое выражение двух видов «любви», борьбы эгоистических («любовь к себе вплоть до пренебрежения Богом») и моральных мотивов («любовь к Богу вплоть до забвения себя»). Историю человечества Августин начинает с грехопадения Адама и рассматривает как поступательное движение к обретаемому в благодати нравственному совершенству, состоянию «невозможности грешить» Цель истории свершится не на земле: земные государства — «разбойничьи шайки» необходимые лишь в условиях человеческой греховности. Сообщество праведников и будет тем Градом, который не от мира сего.
По мнению Фараби, существуют правильные и неправильные общества. Правильным по Фараби является «аль-мадина» - добродетельный, благочестивый город (государство) создающий условия для счастья людей. Управлять этим городом должен эмир или халиф, будучи одновременно имамом - главой религиозной общины. Своеобразны суждения аль-Фараби об идеальном устройстве государства. Некоторые исследователи считают, что аль-Фараби были известны только платоновские «Законы», и он не имел возможности знать трактат Аристотеля «Полития». «Благочестивый город» - (идеальное государство) не ведет завоевательных войн, заботится об образовании и воспитании своих граждан, создает все возможное для обеспечения счастья.
В эпоху Возрождения и Нового времени были заложены основы современных подходов к проблеме общества. Мыслители Ренессанса проблемы общества рассматривали во взаимосвязи с проблемами власти (Н.Макиавелли), с проблемами социальной справедливости (Т.Мор, Т.Кампанелла). Английский философ Гоббс Томас  в Новое время обосновал взгляд на государство как на результат деятельности людей, согласившихся на его учреждение, но это государство отняло у людей все права, кроме, быть может, права на жизнь, стало им чуждым, подавляющим их творческие способности. С его точки зрения, до возникновения государства люди находились в состоянии «войны всех против всех. Угроза всем погибнуть в войне всех против всех вынуждает разум, в конце концов, прийти к заключению, что нужно искать согласие на путях отказа от своих прав. «Такое отречение, или отчуждение, - отмечает Т. Гоббс, - является добровольным актом, а целью добровольного акта всякого человека является какое-нибудь благо для себя» . «Мотивом и целью при отречении от права, или отчуждении его, является гарантия безопасности человеческой личности... Взаимное перенесение права есть то, что люди называют договором» . На этой основе и возникает государство.
Джон Локк  сформулировал социально-политическую концепцию, которая опирается на естественное право и теорию общественного договора. В своей концепции он обосновал необходимость соблюдения принципа разделения властей. Локк считается отцом западного либерализма, теоретиком конституционной монархии и разделения властей на законодательную, исполнительную (включая судебную) и федеративную (внешних сношений), которые находятся в состоянии динамического равновесия в правильно устроенном государстве. В отличие от Томаса Гоббса, трактовавшего «естественное состояние» общества как «войну всех против всех», Локк считал таковым состояние свободы и равенства людей, живущих своим трудом. Однако он полагал, что главное естественное право людей — право на собственность — должно быть закреплено с помощью разумных законов, дабы исключить возникновение конфликтов. Для этого, согласно Локку, путем общественного договора создается политическое общество, формирующее правительство, ответственное перед народом. Локк был решительным противником теорий божественного происхождения королевской власти. Элементы его политической философии легли в основу идеологии и практики американской и Великой французской революций.
Один из основоположников историзма итальянец Джамбаттиста Вико в сочинении «Основания новой науки об общей природе наций» (1725) исторический процесс рассматривал как объективный и провиденциальный; все нации развиваются по циклам, состоящим из 3 эпох: божественной (безгосударственное состояние, подчинение жрецам), героической (аристократическое государство) и человеческой (демократическая республика или представительная монархия).
Существенный вклад в разработку проблем общества внесли мыслители французского Просвещения Монтескье и Руссо. Идея о разделении властей у Монтескье развивается в целую теорию, цель которой состоит в том, чтобы обосновать принцип законности, обеспечить политическую свободу и сделать право истинным регулятором взаимоотношений между государством и гражданином. Если Монтескье отстаивал идею конституционной монархии, идею народного представительства, то Руссо в основу своей социальной философии положил идею народного суверенитета, близкую и понятную представителям третьего сословия. В сочинениях «Рассуждение о начале и основаниях неравенства...» (1755), «Об общественном договоре» (1762). Руссо выступал против социального неравенства, деспотизма королевской власти. Неравенство появляется с возникновением частной собственности. Люди, обманутые богачами, поступились своей естественной свободой с целью приобрести свободу гражданскую и посредством общественного договора создали государство и право. Руссо идеализировал естественное состояние всеобщего равенства и свободы людей, разрушенное введением частной собственности. Государство, по Руссо, может возникнуть только в результате договора свободных людей. Теории общественного договора предусматривают естественное равенство людей, равенство прав и возможностей каждого индивида, относительно социальных благ, что предполагает наличие перманентных конфликтов. Для прекращения данного состояния и регламентации общественной жизни, народ, как главный источник государственного суверенитета, договаривается с властителями об определенных обязательствах друг перед другом. Теория разделения властей другие идеи просветителей оказали огромное влияние на дальнейшее развитие социальной философии. В истории философии можно выделить несколько подходов к генезису общества: натуралистический, идеалистический, реляционный, формационный, цивилизационный и культурологический.
Согласно натуралистическому подходу общество рассматривается как естественное продолжение закономерностей природы и в конечном итоге - Космоса. С этих позиций генезис общества и ход истории определяется ритмами солнечной активности (А.Чижевский, Л.Гумилев), особенностями географической среды (Ш.Монтескье, Л.Мечников), спецификой человека как природного существа, взаимосвязи биологического и культурного развития (т. н. генно-культурной коэволюции) – его генетическими, расовыми и половыми особенностями (в США - Э. О. Уилсон).
Идеалистический подход основан  на комплексе тех или иных идей, верований, мифов. В качестве примера берутся теократические государства, где единство обеспечивается одной верой, которая является государственной религией, а также тоталитарные режимы с единой государственной идеологией, которая исполняет роль скрепа общественного устройства. Рупором этих идей выступает религиозный лидер или харизматический  вождь нации и народа. Под его руководством происходят те или иные исторические действия – войны, реформы.
Реляционный подход предполагает общественное устройство на основе межчеловеческих связей и отношений, которые возникают, безусловно, в определенных природных условиях и при наличии тех или иных верований или идей, но имеют определяющее значение. Это могут быть родственные отношения, совместная трудовая деятельность, «общественный договор» или, согласно Марксу, способ производства.
Формационный подход. К. Маркс разбил всю историю на пять формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная и коммунистическая. Правда, у Маркса есть еще и другое деление истории: первичная формация (первобытное общество), вторичная формация (рабство, феодализм, капитализм) и третичная формация (коммунизм). Причем, по Марксу, каждая последующая формация по сравнению с предыдущей является более прогрессивной, т.е. развитие общества непременно идет по возрастающей, но немало примеров свидетельствуют об обратном процессе. Конечно же, деление истории человечества на конкретные формации является схематичным. Не случайно до сих пор историки не нашли место в этой схеме принадлежащего также Марксу понятию «азиатский способ производства», да и по признанию Энгельса, феодализм никогда не соответствовал своему понятии.
Согласно Марксу, людей в социальный организм связывает не общая идея или Бог, а способ производства, в который входят: производительные силы – система субъективных (человек) вещественных (техника) элементов, осуществляющих обмен между обществом и природой в процессе общественного производства;  производственные отношения – совокупность материальных экономических отношений между людьми в процессе общественного производства и движения общественного продукта от производства до потребления. Эти системообразующие факторы зависят от природно-климатических условий, средств общения, языка, культуры и других факторов. Однако определяющим является общественное бытие людей – материальное отношение людей к природе, друг к другу, возникающее вместе со становлением человеческого общества и существующее независимо от общественного сознания – духовной стороны исторического процесса. Общественное сознание – целостное духовное явление, обладающее определенной внутренней структурой, включающее различные уровни (теоретическое, обыденное) и формы сознания: политическое, правовое, нравственное, религиозное, эстетическое, научное, философское.
Цивилизационный подход. Принято считать, что слово «цивилизация» впервые было использовано французским экономистом В.Р.Мирабо в работе «Друг законов» (1757) как «смягчение нравов, учтивость, вежливость и знания, распространяемые для того, чтобы соблюдать правила приличий и чтобы эти правила играли роль законов общежития» . Французские философы-просветители XVIII в. понятие «цивилизация» используют в тесной связи с понятием «культура». Они называют цивилизованным общество, в основе которого лежит разум и справедливость. С тех пор за этим понятием сохраняется ценностно-просветительское значение, в то же время нередко отождествляется с понятием «культура», например, Гельвеций, Вольтер и Гольбах используют их как синонимы и противопоставляют другим типам духовно-политической организации. Понятие «цивилизация» в английской и немецкой научной литературе появляется в конце XVIII в., причем, период «цивилизации» противопоставляется предыдущим периодам развития человечества – «дикости» и «варварству». Особую роль в становлении цивилизационных теорий сыграли концепции Н.Данилевского, О.Шпенглера,  К.Ясперса, А.Тойнби и П.Сорокина.
Данилевский за сто пятьдесят лет предвосхитил идею о возможной глобализации. Он предупреждал: «Большего проклятия не могло бы быть наложено на человечество, как осуществление единой общечеловеческой цивилизации. Всемирное владычество должно, следовательно, страшить не столько своими политическими последствиями, сколько культурными. Не в том дело, чтобы не было всемирного государства, республики или монархии, а в том, чтобы не было господства одной цивилизации, одной культуры, ибо это лишило бы человеческий род одного из необходимейших условий успеха и совершенствования – элемента разнообразия»  .
Английский историк и социолог Арнольд Дж. Тойнби в сочинении «Постижение истории» (т. 1-12, 1934-61) категорически заявляет, что «тезис о «единстве цивилизации» является ложной концепцией, весьма популярной среди современных западных историков, мышление которых находится под сильным влиянием социальной среды… Западное общество провозглашается, тем не менее, цивилизацией уникальной, обладающей единством и неделимостью, - цивилизацией, которая после длительного периода борьбы достигла, наконец, цели – мирового господства»  . Тойнби выдвинул теорию круговорота сменяющих друг друга локальных цивилизаций, каждая из которых проходит свойственные биологическому организму стадии возникновения, роста, надлома и разложения; движущая сила их развития — «творческая элита», увлекающая за собой «инертное большинство»; прогресс человечества — в духовном совершенствовании, эволюции от примитивных анимистических верований через универсальные религии к единой религии будущего.
Культурологический подход. Немецкий философ и историк Освальд Шпенглер одним из первых среди западных мыслителей подверг критике традиционную линейную периодизацию планетарного прогресса, представляющую исторический процесс как поступательное  развитие человеческого общества. Бывший учитель гимназии, практически не имевший научного опыта, скорее всего не знавший о книге Данилевского в сочинении «Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории» (1918-22) создал концепцию, получившую широкую известность в философии культуры. Согласно его концепции, периодизация истории человечества: «Древний мир – Средние века – Новое время» не имеет никакого смысла для неевропейских обществ. Такая периодизация «всемирной истории» в понимании культур, основанная на европоцентризме определяется Шпенглером как «птоломеева система истории». Шпенглер выдвинул концепцию о культуре как множестве замкнутых «организмов», подчиняющихся жесткому биологическому ритму, определяющему основные фазы развития культуры: рождение и детство, молодость и зрелость, старость, смерть всякой культуры – есть цивилизация. Шпенглер пишет, что «у каждой культуры своя собственная цивилизация…Цивилизация есть неизбежная судьба культуры» . Шпенглер отрицает наличие единой, мировой культуры, считает, что существуют многочисленные различные культуры, каждая из которых имеет свой собственный путь развития. «Человечество», считает Шпенглер, пустое слово, у «человечества» нет никакой цели, никакой идеи, никакого плана…Вместо монотонной картины линейно-образной всемирной истории, - пишет ученый, - я вижу феномен множества мощных культур, вырастающих из недр породившей их страны, к которой они строго привязаны на всем протяжении своего существования, и каждая из них налагает на свой материал – человечество – свою собственную форму и у каждой своя собственная идея, собственные страсти, собственная жизнь, желания и чувствования и, наконец, собственная смерть» . Шпенглер выделяет восемь замкнутых самостоятельных культур: египетская, вавилонская, индийская, китайская, античная, западная, арабская, мексиканская, выражающих коллективную «душу» народа и проходящих определенный жизненный цикл, длящийся около тысячелетия. Умирая, органическая культура перерождается в свою противоположность — цивилизацию, в которой господствует голый техницизм, а на смену творчеству и развитию приходят бесплодие и окостенение. Все эти символы промышленной революции по-своему оказывают влияние на экологии индустриального общества. Картина в целом удручающая. Индустриальное общество, пожалуй, самое грязное в истории человечества. Индустриальное освоение природы, достигнув невиданных ранее масштабов, превратилось в настоящую борьбу с ней. Борьбу не на жизнь, а на смерть. Не выдержав антропогенного натиска, природа стала умирать.
На первое место в ряду базовых ценностей индустриального общества его апологеты, как правило, ставят «свободу». Индустриальную общественную систему нередко называют пространством личной или индивидуальной свободы человека, свободным миром. Свободе поклоняются и присягают на верность, за нее борются, ее защищают, ради нее призывают к ограничению и жертвам. Свободу считают неотчуждаемой (вспомним Руссо: «человек рождается свободным»). Она, по общему убеждению, дает стимулы к развитию, индуцирует социальные изменения, лежит в основе личных инициатив, творческих прорывов, инновационных предприятий, дел, начинаний. Свобода наделяется моральной императивностью. Человек должен быть свободным, потому что он должен быть (стать) человеком. Несвобода оскорбляет личное достоинство человека, вызывает внутренний протест, воспринимается как моральная и социальная  ущербность. Европейская, а точнее американская «матрица свободы» объявляется эталонной, по ней «измеряют» общественный прогресс и уровень свободы.