Универсальное приспособление

Александр Соханский
   
        По сведениям МОТ, ежедневно от нарушений техники безопасности и от последствий болезней, вызванных работой, погибает 5-6 тысяч человек. В год это составляет до 2.300.000 смертей. Причина около 350.000 из них – несчастный случай. Помимо смертельных исходов каждый год более 400 миллионов человек получает на рабочих местах травмы и увечья либо приобретает болезни из-за неподобающих условий труда.
        Полная версия статьи: http://god2018.su/vsemirnyj-den-oxrany-truda-2018/



        Предлагаю вниманию читателей курьёзно-поучительный случай из практики инженера по охране труда.
      
        На одном, довольно крупном советском предприятии оборонной промышленности, по заданию главного управления проводилась плановая комплексная проверка состояния условий и охраны труда. Прибыла компетентная комиссия в составе ведущих специалистов и приступила к работе.
        В качестве руководства в своих действиях и полномочиях комиссия пользовалась исчерпывающим перечнем задач проверки, утверждённым главным управлением. Перечень был ёмким и охватывал практически все направления охраны труда: трудовое законодательство, безопасность технологических процессов, производственная санитария, обеспеченность средствами индивидуальной защиты на производстве, состояние  энергохозяйства и других участков производства с повышенной опасностью, уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и многое другое.

        Оборонные предприятия в советские годы обладали огромным потенциалом и наряду с основной продукцией выпускали широкий спектр товаров народного потребления – от зубочисток до разнообразных технически сложных изделий. Рынок китайских товаров широкого потребления в те давние времена ограничивался махровыми полотенцами и пледами да термосами и алюминиевыми электрическими фонариками, которые с тех пор называют «китайскими». Почти всё остальное было советским.

        На пути проверяющей комиссии оказался, среди прочего, участок сборки массажной щётки для волос головы.
        Вход на участок располагался так, что спиной по отношению к нему за сборочными столами сидело порядка 15-20-ти работниц, которые вошедших не видели.
        Участок предстал перед изумлённым взором вошедших весьма необычно. Все работницы, словно совершая некий таинственный ритуал, время от времени вразнобой раскачивались из стороны в сторону с изрядной амплитудой. Постороннему человеку было непонятно, с чем это связано.
 
        Между тем, такое странное поведение коллектива сборщиц объяснилось до чрезвычайности просто. Корпус щётки склеивался из двух половинок по плоскости разъёма. После кратковременной склейки под прессом, в образовавшуюся овальную нишу вставлялся выпуклый эластичный вкладыш-ёжик с массажными иголками. Щётка готова.
        Изюминка этого процесса заключалась в том, что половинки корпуса щётки, смазанные клеем-растворителем, клали под пресс ... женских ягодиц. Полистирол, из которого отливалась рукоятка щётки, склеивался довольно быстро. Заложив под себя промазанное изделие, сборщица отклонялась в противоположную сторону, из-под другой ягодицы извлекала прежде заложенный, уже схватившийся корпус, и вставляла в него «ёжик» с иголками.  Готовое изделие укладывалось в тару.    
        Затем смазывался новый корпус и закладывался «под пресс» освободившейся ягодицы, а предыдущая заготовка вынималась и собиралась с массажным вкладышем. Вот так они и качались всю смену.

        С технологической точки зрения это было издевательством над работниками и здравым смыслом.
        Не лучше обстояло и с безопасностью труда сборщиц. Участок работы с вредными клеящими составами не был оборудован вытяжной вентиляцией и вошедшие со свежего воздуха сразу ощутили резкий запах растворителя.
        Но, главное, при сушке под собой, токсические пары растворителя из стыка корпуса через одежду свободно проникали к коже и нижним органам. Длительное ежедневное воздействие вредных веществ реально могло привести к нешуточным профессиональным заболеваниям – дерматит, экзема.

        Проверяющие были неприятно поражены увиденным и немедленно потребовали технологическую документацию на процесс сборки массажной щётки.
        В технологической карте женские ягодицы, разумеется, не упоминались, а был указан шифр заводского приспособления для зажима и сушки склеенных деталей щётки. Здесь технологи оборонного завода, казалось бы, не дали промашки.
        Но на рабочих местах приспособлений не оказалось, пришлось посылать за ними в инструментальную кладовую.

        С затруднениями, но всё же нашли и принесли на участок одно массивное стальное приспособление, внешне напоминающее пресс-форму.
        Выяснилось, что нужно ослабить четыре гайки-барашка, откинуть шарнирные шпильки, снять полукилограммовую крышку, уложить внутрь на прокладки из губчатой резины смазанные клеем половинки корпуса щётки, закрыть крышкой и зажать барашками. Через несколько минут в обратной последовательности склеенный корпус извлекался из приспособления. Технически вроде бы всё было продумано.
        Но норму с таким приспособлением было невозможно выполнить даже наполовину. И смекалистые труженицы нашли «универсальное приспособление», которое всегда при себе и обеспечивает практически мгновенный и качественный прижим плоскости склейки.

        Вокруг этого события возник большой шум. Проверяющая комиссия предложила руководству приостановить работу участка.
        В акт обследования предприятия включили предписание по оборудованию участка вытяжной вентиляцией и разработке более совершенного быстродействующего приспособления для сдавливания половинок щётки при склейке.
        Сборщицам разъяснили опасность для здоровья сложившейся практики склеивания изделий. Молодые работницы отнеслись к предупреждениям специалистов комиссии с недоверчивой улыбкой и были недовольны остановкой производства...



        Александр Соханский