Битва хоров 2 или Попрание основ хорового пения

Павлова Вера Калиновна
Битва хоров. Сценический костюм коллектива Икс:
пёстрые домашние тапочки и разнофасонные халаты.

 БИТВА ХОРОВ  2  ИЛИ ПОПРАНИЕ ОСНОВ ХОРОВОГО ПЕНИЯ

       По классическому определению хорового жанра ХОР –это группа певцов-исполнителей, не менее 8 человек, обладающих необходимыми певческими навыками, а также наличием в своём звучании  таких элементов хоровой звучности, как ансамбль гармонический, мелодический, ритмический, дикционный, тембровый, динамический, исполнительский, умение петь не только громко.

       Но что снова демонстрирует собравшаяся клоунада под совсем не вокальным названием «Битва хоров»? Ведь пение означает от итальянского слова - cantabile – певуче. О чём кричат исполнители? В самом названии передачи заложен её агрессивный характер. Эта эмоция и сама «битва» - нечто грубое, ничего общего не имеющее с пением. Автор этого названия – человек, явно, не музыкальный и далёкий от вокально- хорового ремесла.

       Всё в «битвах» направлено на пренебрежение не только к высоким национальным певческим традициям, хоровой культуре, но к самим  основам хорового пения. Почему такая профессиональная профанация в виде кондово-дремучего дилетантства имеет место и такой широкий доступ на ТВ России?!
Кому нужно такое «искусство» в виде антимузыкального террора на всю страну?! Кому?! Снова долларовый ветер из-за бугра?

       Посмотрим на общий уровень участников этого физкультурно-хорового цирка. Я не вижу ни одного профессионала-хоровика ни в жюри, ни среди руководителей этих самых «хоров». Хоровое пение – сложнейший вид искусства, имеющий глубочайшие традиции, требующий специфических знаний , которые, оттачиваясь, прошли через исполнительское горнило веков. В результате этих «битв»  разрушается содержание самих понятий «ХОР» и «ХОРОВОЕ ИСКУССТВО». Ведь то, что звучит в этой передаче ни хорами, ни, тем более, хоровым искусством назвать нельзя! Это музыкально-хоровая порнография!

       Вспомните, дорогие читатели, до 91 года даже самодеятельное хоровое пение при огромнейшей массовости  достигло высокой культуры исполнения. Репертуар хоров никогда не носил характера такой, как сейчас, безвкусицы и балаганщины в отношении текстов и музыкально-художественной ценности. Хоровые произведения самые простые, в жанре хоровой миниатюры, просто обработки песен брали за душу, покоряли музыкальностью. Существовали ТРЕБОВАНИЯ  к репертуару и  к хоровому исполнению.

       Сейчас работа с хором и демонстрация её уровня, к позору редакторов и составителей музыкально-эстетических программ, превратились в очередное насильственное гламурно-развлекательное безграмотное шоу под названием «Битва хоров» с телеэкранов на всю страну и на зарубежье.
               
       В одной из рецензий к моей первой статье о «Битве хоров» было негативное упоминание о хоре Турецкого. Да, этот хор многое может, и многое в его исполнительстве является нетрадиционным и допустимым. Более того, введённые  во время пения движения, элементы хореографии и некоторая театрализация, в контексте с исполняемым произведением, на фоне совершенства и покоряющей выразительности хорового исполнения необычайно обогащают слуховые впечатления и делают этот коллектив непохожим на другие, вводя его в ранг «исполнительских хоровых чудес». Все новшества позволительны этому коллективу, обладающему высочайшей вокально-хоровой техникой. Ему доступна даже изумительно-тончайшая завораживающая филировка звука (постепенные и длительные усиление и ослабление звука), характерная для выдающихся певцов-солистов. Я не говорю о сложности и богатстве исполняемых аранжировок.

       Дело всё в том, что любое активное движение на сцене, тем более, физкультурные трюки и «па» несовстимы с процессом нормального звукоизвлечения. Поэтому «битвохоры» все кричат (точнее, истошно орут).  И ещё. От слуха народа давно отлучено хоровое исполнительство, как самый массово-доступный, воспитывающий хороший музыкальный вкус, вид искусства. Оно вытравлено из радио и телепередач. Куда делись наши многие выдающиеся детские и взрослые профессиональные хоровые коллективы?! На этом пустынном фоне и взращен этот бурьяноподобный неистовый ритмический звукопляс под названием «Битва хоров».

       Для удобства слухового контакта между хористами существует  оптимальная расстановка хора, чтобы каждый певец в хоровой партии слышал рялом ПОЮЩИХ коллег и другие партии хора в общем звучании. Хоровой практикой унифицирована форма одежды для женщин и мужчин, т.к. пёстрые костюмы воспринимаются разрозненно не только зрением, но и слухом, и психологически. Во время восприятия ничто постороннее, выбивающееся из «контекста» исполнения не должно отвлекать слушателя от звучания хора. И в этом так же состоит элементарная классика жанра, испытанные временем многовековые традиция и КУЛЬТУРА исполнительства.

       В условиях, когда совершенно выдавлено из СМИ нормальное хоровое исполнительство, эти «Битвы» воспринимаются настоящей массовой бесовщиной с телеэкранов, целью которых может быть только насаждение в людях низменных восприятия, реакции, вкуса и представлений об искусстве хорового пения. В конечном итоге, - изгнание его из менталитета народа.
Народа с самой богатой историей и культурой хорового искусства в мире!

       А ныне такое профессионально-бездумное отношение к хоровому искусству, как к застольной вакханалии, оказывает многократно- разрушительное воздействие на всю эстетическую и морально-нравственную сферу в обществе и в стране. Видят, слушают дети, подростки, молодёжь этупсевдо-искусство-шелуху, и формируется в них поверхностное, превратное представление о хоре и хоровом искусстве, как одном из самых несерьёзных и увеселительных времяпрепровождений в жизни.

       Уместно в контексте данной статьи упомянуть ещё об одном шоу - «Танцы со звёздами». По уровню проведения, профессионализму и эстетическому богатству оно – полная противоположность пресловутой «Битве». Интересно смотреть его от начала до конца. Одно только жюри заслуживает большого доверия, уважения и вызывает чувство гордости от профессионализма суждений и оценок мэтров от хореографии.

       А ведь хоровое пение обладает не меньшим, но ещё и более тонким арсеналом технических средств, эмоциональным воздействием, возвышающим душу духовным «камертоном», т.к.  нам Богом дано воспроизводить пение самым чутким и тонким органом – голосовым аппаратом, по богатству тембров не имеющим аналогов в живой природе.

       Где же специалисты высокого ранга от хорового дела? Они здесь отсутствуют. Видимо, потому, чтобы организаторам «битв» особо не внедряться в тонкости профессии, скорее, не ведая о них, заведомо и огульно снижать уровень требований к выступлениям до плинтуса и ниже. Как говорится, по Сеньке и шапка. Увы! Чтобы не бояться компетентной критики, которая, думаю, непременно обрушилась бы на эту околомузыкальную бесшабашность.

      Существуют вокальная школа, танцевальная, а где вокально-хоровая? До каких пор музыкально-эстетическое чувство народа будет унижаться вокально-хоровым суррогатом, организованным по своему уровню кучкой эстрадных певцов? Что делает на этой передаче Валерий Меладзе? Он её ведёт… Как может этот человек, занимавшийся вокалом, приобщённый к классике, допускать такую эстетико-исполнительскую разнузданность, более того, быть в числе её организаторов?! Считаю это предательством КУЛЬТУРЫ Отечества!
      Я требую прекращения этого антиэстетического террора в виде «Битвы хоров» на канале Россия 1!


Павлова Вера Калиновна

18 ноября 2013 года