О связи, сейчас, но не обо всём

Станислав Змачинский
 

  Надводные корабли и подводные лодки военно-морского флота оснащены разными
средствами связи. Одним из них является КГС (корабельная громкоговорящая связь), в просторечии – трансляция. Предназначена она для подачи команд по кораблю. Пост
управления трансляцией представляет собой коробку с четырьмя поворотными ключами,
включающими линии подачи команд:  боевую, офицерскую, матросскую и верхнюю  палубу. От коробки с ключами вьётся растягивающийся  кабель с микрофоном наконце.
Всё просто: включил нужные линии, прогавкал команду, выключил.Но, как и многое на флоте, всё не так просто. Нельзя прогавкать так, как воркует в микрофон тётенька на любом ж.д. вокзале – мило подбирая слова в нравящемся ей порядке. Существует официальный документ, называемый «Командные слова», в котором приведены команды, подаваемые во всех случаях корабельной жизни. Подаваемые строго так, как записано в этом документе. Отступление хотя бы на слог незамедлительно карается, с последующим разбором действий  провинившегося.
   Но жизнь подбрасывает свои примеры. Так, в тот день на нашем крейсере работала
передвижная флюорографическая станция. Экипаж состоял из восьмисот человек.Такчто
работа длилась почти целый день. По команде дежурной службы личный состав целыми
подразделениями прибывал в кубрик №40, где находилась установка, «просвечивался».
  День приближался к обеду, когда в рубку дежурного по кораблю влетел дежурный по
медицинской службе и скороговоркой обратился к находившемуся там мичману, дежурному по низам: «Товарищ мичман! Дайте по трансляции команду:«Личному составу дивизиона главного калибра прибыть в кубрик №40 на флюорографию!».Мичман,старый и седой  ветеран  Великой Отечественной войны (в те годы их на флоте ещё оставались единицы) прокашлялся, поправил на голове фуражку, включил нужные линии трансляции и дал команду: «Личному составу дивизиона главного калибра прибытьв кубрик №40 на флю… флю… флю…,  тьфу, ххх  твою мать, на рентген!!!»
   Внутренности корабля взорвались от дружного многосотенного смеха мужских глоток, а врубке дежурного по кораблю зазвонил телефон. « Ты, что же это, падел, совсем оборзел? – послышался  в трубке ласково-удивлённый голос старпома – сдай дежурство по низам. Вечером заступишь снова».
   Долго ещё жила на крейсере шутка, когда вместо мата произносили; « Флю – флю»
   Следующий попавший под описание случай произошёл совсем на другом театре, на
славном Северном флоте во времена Советского Союза. На соединении атомных лодок
в конце учебного года работала инспекция Министерства Обороны. В один из дней
случилось так, что все инспектора с утра разошлись по объектам проверки, аГлавный
Инспектор Министерства Обороны – Маршал Советского Союза появился на причаде
намного позже других. Попался ему навстречу командир одного из атомных подводных крейсеров. Ну и потребовал Маршал: « Веди меня, показывай свою лодку». Делать нечего,пришли на лодку, осторожно спустились в центральный пост. В посту командир начал объяснять Маршалу устройство поста и отсека в целом. В ходе своеобразной экскурсии Маршал приблизился к пульту управления  трансляцией (КГС), знакомому читателю по предыдущему описанию этого приспособления на  крейсере. Естественно, высоким гостем был задан вопрос: «Что это, для чего это, и как этим пользоваться?». Командир доступно объяснил всё, что заинтересовало военачальника, вложил ему в правую руку микрофон, включил на пульте пятый отсек и сказал Маршалу: « Вот сюда скажете «Пятый отсек – Центральный», Вам ответят: « Есть пятый отсек!» .  Маршал так и сделал. Но картина получилась  несколько смазанной. Из-за  возраста  голос у Маршала был скрипучим и надтреснутым, он , к тому же, ещё заикался чуть –чуть. В ответ на его фразу по  трансляции молодой звонкий голос спросил; « Какая б---ь с трансляцией балуется?».
Маршал от неожиданности выронил микрофон и с нескрываемой обидой спросил:«У вас что, матом ругаются?». « Никак нет! Товарищ Маршал Советского Союза!» - ответил
командир и чётким командным голосом, с присутствием металла в нём, приказал в
подхваченный микрофон :  « Пятый отсек – Центральный!». Тут же из динамика раздался громкий и чёткий ответ: « Есть Пятый отсек!». « Ну, хватит, выведи меня отсюда» - грустно проговорил Маршал. Этот подводный крейсер в акте инспекции упомянут не был