О былом

Геннадий Баум
Время.
  "Время сотрет память о нас, бездна поглотит дела и только сияющий ГЕНОМ  будет напоминать о нашем былом существовании".

   Увлеченные.
 Прослойка нашей молодежи со страстным увлечением плавающая в мире физики и математики очень  тонка. Малые города и райцентры России, Украины и Казахстана обеспечивают обильный приток талантливых абитуриентов в Московские технические вузы.

 Из лекции...
Когда беседуешь с религиозным человеком, снимаешь с него одежку за одежкой и прочую ерунду, то в итоге предстанет атеист. Вам даже станет страшно от материальности сущего. Религия провозглашает вечность души, а тут такое разочарование....

    Весна.
 После первой тяжелой студенческой московской зимы я сидел на солнышке в скверике и ел плавленный сырок с булкой, запивая кефиром. Одним глазом я смотрел на небо, другим на сырок. А думал вот о чем: "Так, сейчас допью, бутылку положу в портфель, приду в общежитие сразу помою и сдам, до стипендии  далеко."

202. Расчет.
Ну и как они рассчитали баллистику?
- Точно они рассчитали все.
- И ракета пришла к цели?
- Нет, недолет на 31 км.
- Так вы говорите, что точно рассчитали? А тут недолет!
- Это я знаю, что недолет, а комиссия и военные даже не догадываются.
- А смысл?
- А премия?
- А...

 Генерал.
А до Польши долетит?
- Долетит товарищ генерал - лейтенант!
- А до Германии?
- Долетит товарищ генерал - лейтенант!
- А до Франции?
- Не долетит товарищ генерал - лейтенант!
- А если баки увеличить?
- Тогда точно долетит!
- То то же салабоны!! Ничо без меня не можете! Мне бы такую зарплату платили, я б такое выдумал!!!!
- Правда, объект потяжелеет - скорость упадет, собьют враги!
- А вот этого я не учел, а ну ка пойдем ко мне в кабинет "покумекаем".
Мы всегда были под ними...

 Оригинал.
Мой сокурсник долго слыл оригиналом, пока не перестал почитывать художественную литературу. Иссяк источник...

 Дело души.
 Следующее утро началось с великого акта благотворительности. Наши коллеги с малым живым весом к тому же не поднаторевшие в борьбе со спиртным  добровольно уступали свою порцию алкоголя. На этом благодатном  примере утверждаю, что две вещи на Земле должны быть ЛИЧНЫМИ - благотворительность и просвещение.

Усталость...
Москвичи называют его подземкой, а я навсегда полюбил метро. Здесь все вертится, со скоростью тысяча людей в минуту заходят и выходят, бегут и торопятся. Я подождал пока все вошли и остался на перроне. Просто у меня пропало желание двигаться со всеми. Я очень устал и сел отдыхать. Подошел милиционер. У вас так было?

 По одну строну Я, по другую жизнь.
 Мы откладываем свои координаты в пространстве, - сначала не совсем правильные, потому что в нас горят великие силы.
В начале пути, в нас горят великие силы и дороги наши круты, а потом идем пологими склонами, и начинаем наживать имя. А в душе ещё клокочет вулкан, вырвись он, мы наговорим такого, о чем только могли мечтать лучшие умы человечества! Если такое случится молите бога, чтобы люди посчитали это блажью, иначе определят в психиатрическую лечебницу.

Наука.
 Если ты научился правильно выбирать вопросы на которые следует искать ответы, это большая удача.
 Если ты верно рассуждаешь и мыслишь - считай, что жизнь удалась.
 Если знаешь ответ на вопрос: "Что такое наука и что такое диссертация?"- ты просто баловень судьбы.
А если не способен - жди, когда научный руководитель вытянет на верную  дорогу.

 Уникум.
 Единственный раз в жизни встретил человека, который удивительно искренне радовался чужому успеху. Он бежал по коридору Бауманки, улыбался, всем жал руки и сообщал, что там позади идет его друг, который только что успешно защитил кандидатскую. Завидую человеку, у которого есть такой друг.

 Соискатель.
Прочитаны горы книг и журналов, произведены тысячи  расчетов, с научным руководителем просчитаны 999 вариантов развития событий на защите. По сутулости и бледности, мы, соискатели, узнавали друг друга и уважительно раскланивались, потому что за каждым из нас был элемент открытия!
 
Открытие.
 Когда научным советом вынесено решение: "Элемент открытия есть". Аспирант превращается в громадный эритроцит непрерывно движущийся в сосудах научно-исследовательского института, чувства распирают его, мир кажется тесным, но снаружи он спокоен, потому что существует важнейшая наука - наука защищаться.

 Ученная степень.Фраза из тоста.Шуточная.
 50% успеха соискателя заключается в выборе научного руководителя, 30% в выборе научным руководителем темы диссертации и его авторитета в научном мире, остальные 20% тоже не принадлежат соискателю.

  Шутник.
В те годы мы  жили в секционном общежитии. По соседству с нами молодая медицинская пара; она терапевт, он хирург. Собрались как то вечером, выпили, закусили пельменями и котлетами и а хозяин говорит: "Мы вчера мужику ногу ампутировали, я тут немного домой принес на ..."

 Лицо - отражение человека.
 Он появился в нашей лаборатории в самом конце формирования коллектива. Личико его представляло собой фарш из детскости и кристальной честности. Мы поняли; он больше нигде не сможет выжить и от всей души приняли! Новенький приставал к мужской части лаборатории с разговорами о вечной любви, неземной красоте, был очень влюбчив. Сейчас это доктор технических наук, преподаватель Бауманки, с его лицом можно выжить в волчьей стае.

  Из разговора.
 - Он Сорбонну закончил два года назад, примите его, уже два раза звонили из  ЦК. (Сорбонной - (от слова сор и бонна-нянчить)называли периферийные институты СССР,"лучшие выпускники" по разнарядке проходили у нас стажировку.)
 - Вы как хотите, но у нас работа секретная,лаборатория закрытая, второго не возьмем!
 - А первый догадывается, что стажируется в секретной лаборатории?
 - Нет ещё!
 - Возьмите, этот еще тупее....

   Из разговора в коридоре.
 - собрание будет в Большом зале!
 - А почему в Большом?
 -  Будет Шариков из ЦК.( Шариков - это выдающийся член партии)
 - А у меня нет хлебной ксивы. (хлебная ксива - партийный билет)
 - А ты руководитель лаборатории!

   Секрет успешной защиты.
 - Интересно, как он мог  выйти на защиту, при такой девственности ума?
 - Они фуганули в работу две твоих формулы и защита была объявлена закрытой.
 - А меня что не пригласили?
 - Так закрытая защита!
 - Но меня то могли позвать, мои же формулы!
 - Формулы твои, но защита закрытая.
 - Но моя защита была открытой!
 - Формулы твои, защита твоя была открытой, но его папа - академик!

 Психолог.
 Долгое время с коллективом лаборатории работал психолог. Задаваемые вопросы переходили границы разумного, он выискивал в каждом самые дурные склонности.  Кто то проговорился кому то о странных вопросах далеких от психологических дебрей". Психолога убрали,а виноватые и удрученно-опасливые физиономии сменились на веселые.

Телефон.
Было это во времена, когда тратили неразумно миллионы, а экономили на спичках! Приведу пример! Во вновь выстроенном здании НИИ нашей лаборатории выделили огромный зал, мы впервые вольготно разместились, а с установкой телефона тянули. На карту была поставлена моя репутация, как заведующего. Секретчикам я прямо заявлял, что  из-за отсутствия телефона вынужден ежедневно нарушать инструкции, посещая другие секретные лаборатории. Вопрос не решался!  Подал официальное заявление, вызвали к начальству!
Директор НИИ, академик, брякая Героями прямо с порога заявил: "Это я препятствовал установке Вам телефона! Телефон установим! Вот Вы отчаянно заикаетесь, мало того проглатываете окончания слов, отказываетесь выговаривать букву "Р". В личной беседе Вас понять можно, но по телефону? Я желаю видеться с Вами ежедневно!" Так что беготни не убавилось.

 Парторг.
С той поры, как его выдвинули наверх, он останавливал меня в коридоре, ложил свои глаза на мою переносицу и бранил припоминая все грехи. Помнить их стало его пастырской обязанностью. В его служебной характеристике значилось - "Пользуется уважением в коллективе..."

  Тактика.
 Новый директор делил коллектив на сереньких воробьев и попугаев. В беседах с попугаями давил на самолюбие, чтобы стимулировать открытия, а с воробьями беседа проходила с попреками и вздохами сожаления. "Мы вас держим, оплачиваем, а толку всё нет и нет...!". Но никто не уволился.

  Слово и дело.
На совещании  в двух-трех предложениях мы отчитывались за предыдущий день и вносили предложения, он коротко записывал и распускал нас. Для нового директора дело  было важнее слова.

  Каприз.
 В моем номере отсутствовал холодильник, администрация гостиницы извинялась, а я никак не унимался. Холодильник поставили. Я им ни разу не воспользовался!Важнее была победа, под которую я умиротворенно засыпаю.

 Яйца.
Среди парных органов человека эти самые важные. До тридцати лет они безустанно гонят хозяина осуществлять безумные мечты, их там бешено трясет, но это им и надо. Вволю наболтавшись успокаиваются, вальяжно покачиваясь до конца жизни.

Старые фотографии.
 Они улыбаются и полны надежд, напоказ - молодые зубы и улыбки, прически и одежда выдержана в духе хрущевской оттепели. Через время, мне уже чудится мертвый оскал позирующих, потому что этих людей уже давно нет в живых.

 Воспитание.
 Мой однокашник поделился: "Я воспитываю детей так же, как в свое время меня.
 Первое: молчание - золото, не говори о себе, не посвящай людей в свою жизнь.
 Второе: беседу с людьми вести в манере мирного диалога, не переубеждая собеседника.
 Третье: быть в любом деле первым.
 Христианство дает человеку веру, а иудейство еще и умение жить.
 
 Мысли.
Мысли теснятся в моей голове, перебивая друг друга, запутываются и крутятся, а потом складываются в стройную конструкцию, как листья на деревьях, составляя первооснову меня.

 Традиция.
С детства мои столовые принадлежности моются отдельно, вытираются отдельным полотенцем и укладываются на поднос и закрываются крышкой. Разумные традиции должны соблюдаться неукоснительно.

Фиг-с два...!
Как то меня зазвали на институтский семинар, сказав что буду гвоздем мероприятия. Мне было приятно! Оказалось, рядовым мероприятием для галочки, заранее подготовленные вопросы задавали по бумажке. Больше меня не купишь!

 Путник.
Для  редкого человека, мы, проходящие, являемся путниками. Он остановит, усадит, поговорит с нами и мы идем дальше. Вот так идут заблудшие путники от одной беседы к другой, по этим маякам выходя на верную дорогу.

 Встреча с другом.
Несмотря на высокое положение, он не вполне распоряжаться своим временем. График встреч забит до отказа. Сегодня он посетил посольство страны, которое  не имеет космической программы. "Надо!" подсказали товарищи из ЦК.

Успешный студент.
Еще студент, он уверенно и с блеском защищал дипломный проект по расчету пусковых установок автономного исполнения.
Безусловно, его будущее рисовалось нам прекрасным, - красный диплом и работа в оборонке. Защита закончилась, началось обсуждение, волна хвалебных отзывов неутихала - оценка ровно катилась к пятерке. В этом хвалебном песнопении раздался почти крик: "Ошибка!!!". Встал салага третьекурсник, вышел в центр аудитории и указал на ошибку. Вес передней станины не был указан в общем весе весе установки т.е. элементарная арифметическая ошибка записал, но не прибавил. Двигатель установки, расчет покрышек, скорость движения, передаточные числа коробки и раздатки следовало искать новые т. е. ошибка сводила на нет весь проект. Шум поднялся страшный, затем все разом успокоились- выставили
"четверку" поздравили и пожали руку "счастливчику". В оборонку его не взяли. Скажите, кому нужен специалист делающего элементарные ошибки!? Въедливый салага-третьекурсник ныне живет и работает в С.Ш.А.,
видно ищет теперь американские ошибки, ну и флаг ему в руки.

Язычок А.Эйнштейна.
Клоунская демонстрация язычка А. Эйнштейном, не что иное как фокус ребенка говорящий,- я немного натворил с ядерной энергией, а вы потом соображайте, что делать со всем этим!"

 Былое.
С экрана улыбается Самвел, на вечере встречи он танцевал  лезгинку. Это наша последняя встреча однокурсников.
Я точно помню, что улыбался Самвел мне, но его уже нет с нами, а рядом горестно вздыхая сидит его отец.

 Однокурсник.
 Двадцать лет не виделся с Мишей, как то нечаянно обнялись, так же вдруг сходили в кафе, а раньше враждовали, а теперь, оказывается,у нас много общего, мы выросли в одной среде, понимаем с полуслова, как понимают друг друга люди одного поколения.

Новый год!
   Накануне Нового года мой пронырливый однокурсник решительно уверил меня, что в качестве Деда Мороза собирается заработать 500 рублей. Я был немедленно нанят им в качестве личного ординарца.
   В детском садике получили костюмы Деда Мороза и Снегурочки. Мешочек с новогодними подарками для ребятишек наполнили конфетами. Из четырех претенденток на должность Снегурочки костюм оказался впору четвертой, мчимся в Нахабино за текстом новогоднего спектакля и рьяно принимаемся за разучивание ролей.
   На следующий день коротко прокатываем роли и выпиваем для храбрости по сто грамм. Утренник прошел на ура, родители довольны, дети целовали необыкновенно забавного Деда Мороза, заведующая детским садом расщедрилась на дополнительную тридцатку. После обеда мы дали еще два новогодних спектакля в подмосковной школе!
Переночевали у Снегурочки. За завтраком Дед Мороз и Снегурочка после первых ста же грамм заговорили о возможной блестящей театральной карьере. До обеда провели два новогодних мероприятия в детских садах, а остаток дня посвятили детскому дому. Нас везде принимали радушно, а провожали задушевно, хлебосольно угощая закуской и обязательным граненным.
А на третий день представление провалили. Снегурочка катастрофически быстро теряла былую привлекательность, а Деда Мороз пустился в такой пьяный пляс, что дети сразу почувствовали большой обман.
Этого горького опыта мне хватило навсегда.

Казахский язык.
  Английский язык в школе мне давался трудно, большие сложности с ним возникли в Бауманке, но увидев шуструю работу со словарем - плюнули.
  Тринадцатый год изучаю казахский язык, немного разговариваю.
В глазах казахов читаю нескрываемое уважение за мои скромные попытки и способности. Иногда заговариваю с казахами не знающими родного языка, но и они искренне радуются моим успехам.
  Особенно тяжело мне дается правильное произношение и построение предложений, поэтому многое приходится заучивать наизусть.
Большую пользу в постижении внутренней сущности языка и народа приносит чтение и перевод казахских стихотворений. Думаю это самый верный способ понять суть народа.

Запах сирени.
Очень далекая родственница с моего раннего детства изо всех сил старалась стать для меня совсем близкой. Сейчас мне за пятьдесят, ей за семьдесят. Мы сидим у окна и вспоминаем былое. И тут она очень свежо вспомнила свое прежнее: "У меня не сложилась женская судьба, поэтому многое осталось пусто, еще больше вычеркнуто, хорошо помню себя девочкой,- открытое окно на улицу,- запах сирени,- маму, идущую с работы.

Дети.
Всякий надеется на веселую старость и внезапную смерть, что не сразу забудут, что в вышине будут слышны вздохи сожаления. Давно истлела детская коляска, заняты жизнью хозяева, но пока жив - стою преградой на их пути. Не подозреваем мы о близком соседстве в ладье, уходящей с потоком времени. Их постоянно любишь, но любовь получается очень жуткой.