Наманганские сказки. Сокровища матери 1 часть

Наталия Рязанцева
 
 В очередную командировку в Касансай мы ехали с удовольствием: появилась возможность помочь семье чернобыльца, попавшего из-за  болезни  и пожара в крайне затруднительные обстоятельства. То были времена крайнего дефицита: достать продукты, одежду, постельное белье, одеяла  для семьи  из восьми человек было  задачей непростой. Хорошо, что всем отделениям Советского Детского фонда  решением  Правительства были выделены ресурсы для  помощи  детям и семьям с детьми,так что продукты , одежду, телевизор и диван  мы закупили в областном  центре, а  белье и одеяла  надеялись найти на месте.          
 Районное руководство тоже готовилось помочь семье, вместе со спонсорами приобрели стиральную машинку, посуду, школьные принадлежности и игрушки.
-Наталья Александровна, белье и одеяла  приготовлены в магазине «Ткани» на  центральном рынке,- сообщила  председатель  райисполкома Маризаева Тахирахон,- там заведущая магазином, Тошпулатова Ранохон-опа,обещала  помочь.
 -Она очень просила, чтобы вы сами  приехали за товаром. Как вы на это смотрите?- спросила она.
-Хорошо мы на это смотрим,- сказала я,  радуясь еще одной  возможности  познакомиться с новым человеком.
В магазине  нас встретила женщина, скажем прямо, на  завмага не очень похожая. Ни тебе  золотых перстней  на руке, ни браслетов, ни  люрекса в одежде, а платье  скромного кора-атласа,  камзол из бекасама, простой  платок,  на руке одно колечко  с красным камешком и много- много   приветливости и доброты.
- Добро пожаловать! Заходите, заходите, мне передали, что Детский  фонд к нам в район едет. Я  очень рада, вот кое -что приготовила. Посмотрите, это ли вам  нужно?
На прилавке лежали  два одеяла , два комплекта  постельного белья и  два полотенца, замечательного качества, красивые, но  для нас этого было явно  недостаточно.
-Опа, это замечательный товар, но извините, нам нужно  восемь комплектов белья, восемь одеял, восемь покрывал,…- я не успела  перечислить все необходимое, как Тошпулатова прервала меня и с укоризной спросила?
- Куда же это вам  столько, в Ташкент что ли, начальству? Да что вы! Я с таким трудом выбиваю  товар для  жителей района, а вы…- и она отвела  от нас  свои расстроенные глаза.
Пришлось рассказать Ранохон-опе о цели нашего приезда и такой  большой  закупки. Быстро, буквально через  двадцать минут, наш заказ был готов.
  -Пока ребята документы оформят, да товар погрузят, давайте, Наташа-хон по пиалушке чая  с вами  выпьем, - заведующая  пригласила меня к  маленькому столику ,на котором   мерцали  синие с позолотой  чайник и пиалы, рядом с ними  тарелочки с   виноградом, румяной лепешкой и сухофруктами.
От  такого приглашения  отказываться  грешно и я с благодарностью приняла из рук Ранохон-опы пиалу горячего ароматного черного чая.
- Слышала я  про Детский  фонд, про  Альберта Лиханова знаю. Нужное дело делает. Помощников  у  вас  много, я тоже  ваш помощник. Привет ему передавайте, пусть к нам  приезжает.
-  А у вас детки-то   имеются?- спросила она меня и внимательно выслушала всю информацию о моей семье, о маме, о муже, дочке и  сыне,-и заключила:
-Дети, семья - это хорошо, это ваше богатство, берегите  его и будьте благословенны!
Потом поднялась из-за стола, направилась за прилавок, открыла  сейф,  принялась что- то  искала.         
Я  тоже  собиралась  уходить. Мы остались  в магазине одни.  Вдруг  Ранохон-опа  спросила:
-Значит, Детский фонд  детям помогает? Семьям с детьми? Может быть, вы и мне поможете?
-Вам?- я была  в изумлении.
 В Узбекистане семья продавца, тем более  продавца  текстильных товаров, никогда не входила в категорию нуждающихся.
-Задержитесь на пять минут, Наташахон, я вам кое-что покажу.
Заведующая  магазином  достала из  глубин сейфа большую коробку из- под обуви, перевязанную суровым шпагатом, открыла ее и выложила на прилавок пачку бумаг.
Вот,- сказала она,- смотрите,- и  как-то виновато  замолчала.
 Это были свидетельства о рождении, внутри каждого  был  виден официальный бланк  горисполкома.
- Сколько их там?- пронеслось в голове,-  Много! Откуда?
-Ранохон-опа, что это  за коллекция?!- удивленно спросила я.
-Это  мои дети,- сказала Ронохон-опа  почти шопотом. Она  стала открывать и  читать содержимое документов.
- Вот моя старшая дочка ,Тошпулатова Мавлюда, свидетельство о рождении и решение об ее  удочерении.   Сынок, Тошпулатов Улугбек, свидетельство о  рождении и решение об усыновлении. Тошпулатов Бахтиер, Рустам, Лаззат, Джамиля…
Ранохон-опа выложила передо мной  четырнадцать свидетельств о рождении и  четырнадцать  решений  горисполкома об  усыновлении.
Я потеряла дар речи.
Многодетных семей в области всегда было много. Совсем недавно Касансайсккий район первым в области провел праздник  « Моя  мама- Героиня».
 В зоне отдыха 74 семьи, родившие  и воспитавшие  десять и более детей ,открыли свои филиалы, показали, как живут, как трудятся, как готовят своих детей к самостоятельной жизни, чем увлекаются, как хранят  и умножают   традиции и обычаи своей  семьи, своего народа.
Мамы-Героини, их семьи были кладовыми родительской любви, народными университетами, источниками  доброты и мудрости. Детский фонд   находил у них поддержку и сам всегда был готов придти  им на помощь.
В самой большой семье, которую я знала в нашей области, было  одиннадцать родных  ребятишек. А здесь  четырнадцать, да еще  усыновленных!
Такое было только в годы Великой Отечественной  войны, когда ташкентский кузнец Шаахмед  Шамахмудов и его жена Бахри-опа Акрамова усыновили  пятнадцать  осиротевших детей  разных национальностей.  Этот подвиг  великой любви к детям известен всему миру.
-Почему же  мы о вас до сих пор не  знали?- сдерживая  шквал эмоций  спросила  я  Ранохон- опу.
А что говорить, все они мне родные,- ответила она просто,-  это  мой секрет,  ради детишек просила всех молчать.
И добавила подумав: Может быть,  пора открыть его моим деткам. Кажется, время  пришло. Вы из-за меня не забудьте ради кого в район сегодня  приехали. Сделайте им радость  и  возвращайтесь, поговорим. Помогите  мне.
Разговор наш получился  долгим и удивительным.
Родилась Ранохон в дружной любящей семье,но счастье было недолгим: грянула война и отец ушел на  фронт. Разделяя во всей страной нужду и лишения, мать и дочери Тошпулатовы трудились от зари и до зари. Самая  маленькая, Рано-бегим, помогала  старшим в поле- собирать хлопок, дома - чистить до последнего белого волоконца курак, недозревшие и очень колючие хлопковые коробочки.
Свой  дом и свой  стол Тошпулатовы делили с тремя  семьями  эвакуированными из Ленинграда и из Днепропетровска.Каждую испеченную в их тандыре лепкшку, делили на четыре равные части.
В декабре  1943 года  пришло черное письмо – погиб отец. Плакали они по ночам, днем работали еще больше, все силы отдавали  фронту. Когда пришла долгожданная  победа,Рано закончила восьмилетку и пошла работать  помощником продавца в магазин тканей.
Работа ей  нравилась: всегда  рядом люди и она, Рано, помогает им выбирать ткани, кому на платье к свадьбе, к празднику, кому на костюм, кому на  курпачи, кому на занавески. Хорошее это дело – помогать  людям в радости.
И иные покупатели приходили в магазин .Близко к  сердцу принимала их слезы и печаль Рано и  понимала, что помогать людям в  печали- дело святое.
Пришло  время, наступила   весна ее любви. Добрый и работящий Джурахон давно приметил  приветливую и улыбчивую Рано. Три месяца он почти каждый день  приходил  в магазин, покупал то  отрез  ткани, то  полотенца, то  платки пока, наконец ,  не решился послать к Рано сватов. Свадьба получилась  щедрая и  веселая. И жили  Рано и Джурахон, как соловей с соловушкой, мир и любовь, казалось, навсегда  поселились  в их гостеприимном доме.  Они   ждали детей, но эта радость проходила  мимо их калитки.