Владивосток. Театр Виктора Федоровича Васютина

Идеалистка
                БЕЛЫЙ ЛЕБЕДЬ ВЫСОКОГО ИСКУССТВА
(воспоминания о директоре хореографического отделения Владивостокского института искусств ВИКТОРЕ  ФЕДОРОВИЧЕ   ВАСЮТИНЕ)

          "…Белый Лебедь сгорает в космической мгле
           Одинокой свечой во спасенье…"
                Поэтесса Галина Якунина В.Ф.Васютину

         «… Он понял очень рано, что танец – это поэзия тела. Он чувствовал это в себе денно и нощно. И был летящим человеком. И все, кто видел его одухотворенное лицо, понимали, что перед ними Личность, отмеченная Богом».
                Журналисты Нина Василевская, Иван Зюзюкин


          Великое искусство балет! Великий волшебник, превративший мою толстенькую одноклассницу в маленькую фею, танцующую польку Рахманинова на школьном празднике сахалинской школы забытого Богом поселка Леонидово. Родители феи выписывают журнал «Советский балет», а в нем юная Жизель – дебют Катеньки Максимовой, ученицы Галины Улановой. И вот уже теплоход «Якутия» везёт нас во Владивосток по серому Японскому морю. Вот и прекрасная бухта Золотого Рога, вот и город Спасск-Дальний.

          Как только разместили нас в николаевских казармах, где живут семьи офицеров, тут же бегу искать Спасский Дом пионеров через виадук над железнодорожными путями. Пусть страшный паровоз окутывает меня кислым, белым дымом, пахнущим углём, и ничего не видно, но я лечу на встречу с великим и святым искусством. Там меня ждут, там меня поймут. Там рай, где некрасивые девочки превращаются в летящих по воздуху фей с красивыми стройными ногами и плавными нежными руками.

          Рай возникает на три часа два раза в неделю и почти всё воскресенье с десяти до четырёх. Короткий перекус пирожка с водой и вперёд! К танцу.

          Всё серьёзно: безжалостный станок, потом –  то же в центре зала. Занимались до седьмого пота. «Это святой пот»,-- говорил Виктор Фёдорович. Затем элементы народного танца, а в воскресенье прогон всех танцев. «Виктор Федорович! Мы даже в кино не ходим!». Тихий ответ: «Я никого насильно не держу, но обратно не возьму». Ушли единицы, остались 35 человек. Зато какие танцы он нам ставил! Почти в каждом был сюжет.

          «Варежка» начинается на мотив русской народной песни «Ах, ты, зимушка-зима, все дорожки замела». Девушка потеряла варежку, мерзнет рука, а паренёк нашёл, да не отдаёт. Сердится девчонка –  топотушки дробит, и вертушки крутит, да и парень не отстаёт, мастерство своё показывает.

          «Наездники» --  туркменский танец. Скачут восемь лихих наездников на необъезженных конях. Вот одного из них конь сбросил, мчатся на него все кони, он пытается от беды заслониться, но в последний момент джигиты повернули коней, парень спасён!

          Украинский танец. Солистку вывозили на коляске, укрытую подсолнухами. А какие «голубцы»  с отмашкой мы выплясывали, не каждый сможет. Молдавский танец «Жок». Такого многообразия движений, да в быстром темпе, я больше не встречала ни в одном детском танцевальном коллективе. Узбекский танец «Хлопок», "Китайский танец" с разноцветными зонтиками, индийский, «Птичница» с пятилетней Алёнкой. Весь город Спасск сбегался на отчётные концерты, яблочку негде было упасть.

          Всех танцев не перечислить. Лучше посмотреть фильм Владивостокской студии телевидения «Мы из Спасска», снятый в 1962 году. Материал для костюмов, блёстки и пуанты Виктор Фёдорович заказывал в мастерской Большого Театра. Он умел убедить.  Виктор Федорович руководил прекрасным взрослым коллективом на Цементном заводе недалеко от Спасска и сам танцевал с ними на концертах, хотя у него было больное сердце. Цемзавод помогал деньгами на костюмы, на декорации. Васютин зажёг не только нас, детей, но и наших родителей. Костюмы шили наши мамы. Как он всё успевал?  Сподвижник земли русской! «Фанатик своего дела, в лучшем смысле этого слова», -- говорила о нём моя мама.

          Он нёс искусство людям через детей. Дети становились гармоничными и счастливыми людьми. Он был требовательным педагогом, но очень любил нас, детей.
Помню, как-то зимой я заболела и, к моему великому огорчению, не могла посещать  наш рай. Я шла из поликлиники, встретила В.Ф.  Мы немного поговорили, он покрепче завязал мой шарфик и велел беречь себя и не торопиться на занятия, чтобы не было осложнения.

         Летом он повёз нас во Владивосток на краевой фестиваль танца. Но оказалось, что участвуют только взрослые коллективы. Мы выступили перед  моряками Тихоокеанского флота на военном крейсере. У наших мальчиков был такой замечательный танец «Яблочко». И, конечно, «Венгерский» и «Китайский» и другие танцы, которые разместились в кают-компании. А ещё мы станцевали  "Китайский танец" перед делегацией из КНР и очень понравились китайским товарищам.  В это время, 1960 год, отношения с Китаем были непростые.

                Главное состоялось. Нас заметили. Телевидение сняло фильм «Мы из Спасска».А после "Мы тоже из Спасска"

          Моего отца перевели в город Горький. Сердце моё разрывалось от тоски: как я буду жить без нашего ансамбля, без Виктора Фёдоровича!

                Краевые власти направили Васютина на учёбу в Ленинградское хореографическое училище имени А.Вагановой на педагогический факультет. Виктор Федорович успешно его закончил и создал ансамбль «Белые лебеди», который в 1968 году завоевал в Москве второе место и отправился в турне по стране: Москва, Артек, «Орлёнок», Хабаровск, Петропавловск-Камчатский и по городам Приморского края.

                Через много лет я узнала, что его пригласили во Владивосток, он организовал с нуля хореографическую школу на Второй речке , в которой учились одарённые дети. Здание было как храм искусства. Его выпускники поступали в известные хореографические училища, танцевали в театрах оперы и балета по всей стране. Успех, как известно, рождает недоброжелателей. И вот, в восьмидесятые годы один из его учеников, вознамерившись занять его место руководителя, возглавил группу «товарищей», написавшую донос на этого святого человека.  Кому-то из партийных чинуш Васютин не нравился. Тому, кто всячески тормозил  Святое Дело Искусства. И Виктора Фёдоровича посадили на три года!!! С обязательным привлечением к тяжёлым работам. Талатливый педагог копал канавы, работал матросом в порту. Но сила духа его не оставляла. В тюрьме он писал стихи, без бумаги, на память. Весной кто-то прислал с воли охапку подснежников. Его любили, поддерживали передачами. Вступились журналисты, родители учеников. И только вмешательство знаменитого мастера танца Махмуда Эсамбаева восстановило справедливость. Васютин был освобождён досрочно, но назад, в его школу, его не пустили. Восемь лет он руководил кружком в стареньком клубе.

          Пришли новые времена. И он заново построил новый храм искусства на Фонтанной улице. Теперь это уже хореографическое училище. Вот Васютин  стоит на беломраморной лестнице, устланной прекрасным ковром, кругом чудесные вазы. В руках его огромный букет роз. Это фото Виктор Федорович прислал мне, которую он помнит маленькой девочкой Галей в Спасске-Дальнем. Его книга «Под созвездием красоты» с его автографом навечно у меня. А ещё навечно -- его умение летать.

                В 90-е годы я, успешный радиоинженер, оказалась не у дел. Муж болен, семья голодает. Но Дворцу культуры завода НИТЕЛ был нужен руководитель хореографического кружка. У меня уже был небольшой опыт этой работы в дочкиной школе, в пионерском лагере.  Директор Дворца взяла меня с испытательным сроком. Я начала со станка и чешской польки. Проштудировала учебник Костровицкой, который нашла в областной библиотеке имени Ленина.Через месяц  уже взяли с трудовой книжкой. Виктор Федорович за два года вложил в меня столько, что я в сорок три года показывала все движения, ноги стояли в позициях, в перекидном приземлялась мягко, почти без стука. Он учил нас создавать рисунок танца. Моё тело помнило все движения из народных танцев. Кроме народных танцев  рискнула поставить маленький балет «Времена года» на музыку «Вальса цветов» Чайковского, за который получила повышение оклада. Всем этим я обязана соприкосновению с гением Васютина. Гениальный педагог и организатор!

          Театр оперы и балета в городе Владивостоке – это его мечта, ему это обещала министр культуры Е.Фурцева. Дважды я обращалась к Президенту Путину с вопросом: когда же будет построен Театр? Думаю, что не только я, но и все друзья и сподвижники В.Ф. Васютина. Мечта Васютина сбылась: Театр построен, идёт кастинг певцов. Театр прекрасный, современный, настоящая поэзия в стекле.

           А вот человек, который мог бы стать художественным руководителем балетной части театра, человек, который создал на Дальнем Востоке, в Приморском крае васютинскую школу танца, человек, который является Достоянием России, опять оклеветан,растоптан и отстранен от дел.

           Высшая справедливость требует, чтобы Виктор Федорович Васютин был награжден самым высшим Орденом России для гражданских лиц, а Владивостокский Театр Оперы и Балета со временем назывался именем Виктора Фёдоровича Васютина.

           Обращаюсь за поддержкой к ученикам и соратникам В.Ф.Васютина, ко всем дальневосточникам.

           Люся Алфёрова, Оля Гусарчук, Слава Скуратовский, Эдик Ключник,Таня Данилевская, Лена Мамро, Оля Чернецкая, дорогие наши солисты, прошу поддержать меня и обратиться на сайт Президента РФ.

Галина Марковна Миневич, бывшая участница Ансамбля песни и пляски Спасского Дома Пионеров, ученица В.Ф. Васютина

P.S. Наберите в Яндексе "Васютин - Прерванный полет лебедей" и Вы увидите прекрасный фильм Е.Бондаренко, Л.Василенко, оператора А.Смирнова и узнаете горькое продолжение этой истории. А также статью "Плие" журналиста Лады Глыбиной  http://www.ug.ru/old/00.25/t39.htm

           Васютин продолжает бороться! Так поможем ему!

P.S. Недавно узнала в Одноклассниках от его учеников: Виктор Федорович Васютин умер с 12 на 13 июня 2022 года. Светлая ему память. Очень больно и грустно.
     Прошу всех, кто знал и любил В.Ф.Васютина обратиться на сайт Президента РФ и просить присвоить имя Васютина  Владивостокскому театру оперы и балета. Конечно, логичнее было бы просить присвоить имя Васютина Владивостокскому хореографическому училищу, которое он организовал и создал на Фонтанной улице, но будут энергично противиться те непорядочные люди, которые оболгали и ограбили этого святого человека. Я верю, что со временем им будет воздано за дела их неправедные, училище обязательно назовут именем Васютина со временем, если мы, его ученики, будем постоянно бороться за это.