Осень -это старость лета

Виктор Панько
ОСЕНЬ - ЭТО СТАРОСТЬ ЛЕТА
Сентябрь – моя самая любимая пора. Видимо, связано это  ещё и с тем, что у меня в сентябре день рождения, да ещё и у многих моих друзей и родственников. Именно в этом месяце у нас больше всего фруктов, ягод, винограда, арбузов, и начинают освобождаться от горькой зелёной кожуры орехи. Все сельские ребятишки, да и взрослые, ходят с руками, чёрными от этой ореховой кожуры, и она долго-долго не смывается. Кожура – зелёная, а от неё руки – чёрные. Говорят, что, если просушить эту кожуру, а потом хорошо её проварить и этой водой помыть голову, то укрепятся волосы, а заодно можно их покрасить в каштановый цвет, чтобы скрыть седину. Ну, это мне ни к чему.
В сентябре заполняется детскими голосами здание школы. Наш дом находится рядом с бывшей школой, и моё детство прошло в общении с множеством друзей. В мае обычно мы не могли дождаться летних каникул, а в августе – начала нового учебного года. Мы все, независимо от того, кто как учился, - стремились к знаниям, и даже самые дремучие троечники читали книги. Может, не по теме, но – читали. Тогда ещё не было телевидения, а, тем более, - компьютеров, и существовал дефицит информации. И поэтому к первому сентября какой-то магнит притягивал нас в школу…
А осень, как время года – очень противоречива. Красота бесподобная. Но – только до дождей и туманов, до слякоти и холодов.
Об осени я написал несколько стихотворений, и я хотел бы познакомить вас с одним из них:
ДОЖДЬ
Снова осень, мой друг, снова осень:
Всю неделю – вода да туман…
Ручейками с водою уносит
Нашей юности сладкий обман.
Зарядили дожди с полуночи,
Унося майский мед наших грез.
Что ж вы плачете, карие очи,
Довела и вас осень до слез?
За окном – под зонтами, в обнимку,
Двое весело мимо прошли,
И счастливую эту улыбку
От дождя они скрыть не смогли.
Зарядили дожди, ну и что же?
Брось печалиться, брось, старина!
Наше солнце покажется все же,
Ведь еще далеко не зима.
Посмотри вокруг? Сколько работы!
Не убрали еще виноград,
Кукуруза не сжата, заботы…
Неужели ты им уж не рад?
Загрустил… 
Да встряхнись, не печалься!
В доме сухо, тепло и светло…
И под звуки старинного вальса
От дождя запотело стекло…

А об осенних туманах можно узнать из украинских народных песен. Например:
Туман, туман по долині, тяжко жити в чужинині,
Тяжко жити-проживати, як той камінь підоймати.
Камінь здойму – відпочину, в чужинині  марно гину.
Бо чужина – не родина, плаче серце як дитина.
Плаче-плаче, має чого – нема правди не від кого…

Так вот и получается, что осень – не только старость лета, но и старость всего года. Как это ни печально осознавать.