Боги Древнего Египта

Петр Котельников
Люди, жившие в древности, понимали, что сохранить память слишком сложно из-за разрушительности времени, которому немало помогали военные действия людей. Смерть – вот, что царило вне времени. Оно стояло надо всем, непокорное, тайное, непостижимое. И даже боги древних обладали относительным бессмертием. Большей степенью бессмертия обладали те боги, которым не только служили люди, но и которые сами служили людям. Это – боги плодородия, в том числе и богиня любви. Они перекочевывали из одного человеческого общества в другое. Таким же древним казался и бог смерти. Остальные боги умирали, как и люди, только через более значительный отрезок времени. Да и при жизни, боги часть своего времени проводили в мире мертвых.  Бог древнего Египта Осирис половину своего времени проводил в царстве бога смерти Анубиса. Ничего удивительного в том, что человек начинал готовиться к смерти задолго до того, когда начинали проявляться первые признаки его физического увядания. Фараоны для загробной жизни строили пирамиды, сановники – гробницы, украшали их стены рисунками эпизодов, взятыми из жизни покойного. Ставились скульптурные изображения, как богов, так и фараонов. В погребальные камеры помещали  все необходимое, что могло бы понадобиться в потустороннем мире.

АНУБИС
« Анубис, бог, был, есть, и будет,               
Пока земля вращается, живет,
До срока никого не губит,
От бога мертвый не уйдет».

Об этом всем поведал Геродот.
С тех пор немало лет прошло…
« Бог мудрости и знаний Тот,
Рогами проколовший зло,

Богиня чистого письма - Сешат,               
С глазами  изумрудными газели
Пусть мне, писцу простому  разрешат
Писать о том, как парасхиты пели…

Заговорит ли сфинкс, не   знаю,
Какую тайну он хранит в груди?
О боги грамоты, к стопам я припадаю,
Несу слова признания, любви.

Печать  снимите с моего пера,
Хочу поведать всем о том,
Как умер фараон Мен-хе-пера,
Жрецами был отравлен Эхнатон.

Подайте знак, чего хотите,
С земли придет ли он, с небес,
Что рассказать о жизни Нефертити?               
Как умирали Тутмес и Рамсес?

Как в пирамидах хоронили «Ка»
Как охранялись и тела, и души…
Катились над Египтом волнами века,
Моря, озера превращались в сушу…

Нес воды к морю дивный Нил,
Хирели города. Трещали троны,
И мир людской имен не сохранил,
Канули в вечность фараоны…

Как резко изменился древний мир,
Следы цивилизаций стерты,
Исчезли Карфаген, Пергам, Эпир,
И только уцелел мир мертвых.

Залита мягким светом звезд равнина,
Нет смены года, дня и ночи.
Одни  кругом пески - унылая картина.
Не слышно голосов. Шакал хохочет…

Здесь  властвует Анубис - бог,
Могучий, черный, с головой  шакала,
Он землю всю испепелить бы мог,
У ног его поверженной лежала б.

Но, нет, Анубис не тщеславен, нет,
Характер ровный и спокойный,
Он царством правит много лет,
Здесь нет войны и он - не воин.

Здесь нет иллюзий, нет надежд,
Нет слез и солнечного света,
Здесь пищи нет, никто не ест,
Здесь нет весны, нет осени и лета.

Здесь правды нет, но нет и лжи.
Мир миражей и привидений,
Здесь время не стоит и не бежит,
Здесь действий нет и нет свершений.

И подкупить Анубиса нельзя,
Не избежать его оков.
Хоть царство на земле, но не земля,
Богатств нет никаких, кроме песков.

Ни капельки дождя - нет туч,
Нет ветра, солнца и луны.
В мир мертвых  не пробьется луч,
Лишь отблески кровавые видны

У перехода в мир живой,               
И здесь же стая черных псов.
Переступил - становишься  немой,
В стране Анубиса не слышно голосов.

А вместе с голосом слова исчезнут
 все,
Нет памяти  о жизни прошлой…
Утробный бас, шакалий смех…
Из мифов и сказаний - крошево.

У бога мертвых - ледяная  кровь,
Пронизывающий душу взгляд,
Но даже он познал любовь
Десятки тысяч лет тому назад.

Как он мечтал о женском теле,
Объятьях пламенных и страстных!
Но слов любви и слушать не хотела,
Растрачивал их Исиде он напрасно.

Он помнит и сейчас те резкие слова,               
Они слетели с губ Исиды:
« Тебя я не люблю, шакалья голова »
Ушел Анубис, не стерпев обиды. 

Покинул полный красок мир,
Остались от него лишь грезы.
К богам не ходит он на пир…
Исиды не волнуют слезы…

Когда в печаль  погружена она,
О гибели, тоскуя мужа.               
Месть богу мертвых не нужна,
В его душе - покой и стужа.

Лишь изредка слышны его шаги,
Мелькнет фигура черная  из мрака.
Здесь нет друзей, и не живут враги,               
Сюда не забредет случайная собака.               

Здесь злобы нет и нет любви.
Здесь нет притворства и коварства.
Сюда не по желанию пришли
Правители, оставив государства.
 
Здесь не увидишь плотных тел,
Мелькают, фосфорятся тени,
У всех одни права, один удел,
Здесь царство жутких привидений.

Здесь все, что жили на земле.
Придут сюда и все живущие,               
С потухшим взором на челе,
Все, прежде бедные и всемогущие.

Здесь нет восхода, нет зари
И нет удобств, пусть и убогих,
Здесь равны все - герои и цари,
Красавицы, уроды, даже боги.               

К ногам Анубиса  склонились
Бог солнца - Ра, Амон, Атон.
Сам бог богов Осирис.
Познали все Анубиса закон.

Помощников у Анубиса немного:
Страх, Ужас, миражи…
И испытали Тот и Гор, другие боги,
Что значит у Анубиса служить.

Всяк здесь оставь свои надежды,
Здесь душ обнажена вся суть,
Здесь нет ни формы, ни одежды
Здесь ожидает мертвых суд.


        Даже такому великому богу, как бог солнца, половину своего времени (ночь) приходилось проводить в царстве мертвых, в царстве Анубиса. Здесь же находился в ночное время  весь пантеон древнеегипетских богов. Правда, в отличие от других богов, бог солнца – Ра не находился в состоянии биологического анабиоза, он продолжал свой путь на солнечной барке, готовясь к следующему дню.

КНИГА   МЕРТВЫХ 
Плывёт в небесах золотистая барка,
Лучи озаряют божественный Нил.
Подул ветерок, и не так стало жарко,
Священный на берег взошел крокодил.

Разинувши пасть, он смотрит на небо,               
Оттуда ему улыбается Ра,
Живущих  земными делами проведал,
Теперь возвращаться под землю пора.

Всё глубже ладья погружается в землю,
Навстречу выходит богиня Хатор,
Здесь царство Уэрнес, счастливых,
блаженных,
Земля плодородна и водный простор.

Небесная барка иной стала формы,
Концы приподнялись, а тело – змеи,
Не страшны ей будут ни огни, ни штормы,
Здесь боги проводят свиданья свои.

Тут встретишь Маат, Озириса, Нефиду,
Ладью провожают и Апис, и Тот,
Луч света  коснется и Гора, Изиды.
Путь солнечной барки сквозь землю идёт.

Путь сложный к Сокариса тайной пещере
И врат того места сокрытой страны,
И в каждом углу, и узенькой щели
Тела привидений и богов видны.

Живут своей жизнью и своды, и стены,
То слышатся вздохи, то россыпь огней,
Душа у Сокариса ждёт перемены,
Её охраняют и демон, и змей.

Путь бога Великого солнечной барки,
Влекомый песками, дорогами Дат,
Богам не до смеха и демонам жарко,
Тела рассекаются, кости трещат.

Меняются формы от часа, до часа,
Двенадцать часов слились, словно в один,
Бог Ра возглашает негромко, но часто,
Ведь в Дате и Ра – не един господин.

В пути ему нужны знаменья, заклятья,
У каждого часа свои знамена,
Свет душам увидеть – огромное счастье,
У света обратная есть сторона.

В Анубиса мире закон – книга мёртвых,
Лишь зная её, можно ждать перемен,
Без книги Озирис остался бы смертным,
И вечным бы стал у Анубиса плен.

Великим богам к богу Дат не пробиться,
Окутан он тайной и много имён,
Атум  и Сокарис – Анубиса лица,
Пути все земные ведут в его дом.

Здесь в ларце – «Хену» Озириса могила,
Холодный на ощупь, пылает огнём.
Энергия вся здесь ночного светила,
И звезды ночные купаются в нём.

Не замерла жизнь, только форма иная,
Первичное здесь живёт божество,
Ведь в Нуце вся жизнь зародилась земная,
Во всех её формах – его существо.

В чудовищном мире, пройдя испытания,
Погрузится тело в седой океан,
Воскреснет для жизни, чтоб помнить
страдания.
Урок справедливый живущему дан.

А грешное тело разрежут, раскроят
И бросят его на съедение псам,

Оно никогда не познает покоя,
Ему никогда не взглянуть в небеса.

Скользить будет робкою серою тенью,
И демоны будут гоняться за ней,
Она не познает простого везенья,
Сожрут ее монстры за несколько дней.

Есть бог, избегающий яркого света,
Он прячется в тень, с головою змеи,
Никто не встречает коварного Сета,
Здесь душу и тело спасает свои.
               
Волшебники, ведьмы, пророки, сивиллы
Всегда книгу мертвых пытались достать,
В той книге хранятся могучие силы,
Заклятья б давали им полную власть,               

Они становились подобными богу,
Мир света и тьмы подчинялся бы им,
Желанье любое, пусть будет их много
Всегда исполнимо, коль им одержим.
     Следует сказать, что имя солнечного бога, верховного бога Египта,  могло меняться. Это зависело от того, в каком городе находилась, в тот или иной отрезок времени, столица Египта. Вот что, к примеру, происходило с богом солнца:

АМОН  (буквально – «сокрытый», «потаенный», в египетской мифологии бог солнца). Священное животное этого бога – баран. Изображался в виде человека в короне с двумя высокими перьями и солнечным диском, или человек с головой барана. Женой Амона  была богиня неба – Мут, сыном – бог луны Хонсу. Амон был главным богом города Фив. Фивы были столицей Египта, и Амон возглавил пантеон египетских богов.
 
АТОН  - «диск солнца» Изображался в виде диска. Бог солнца во времена фараона Аменхотепа III  (Эхнатон) – столицей Египта был город Эхнатон - «полезный Атону»
АТУМ – бог солнца в древнейшие времена, когда столицей Египта был Гелиополис. Изображался в виде образа  исполинского змея.
РА – бог солнца. Изображался в виде человека, с головой сокола. Столицей Египта тогда был Гелиополис, древнейшее название – Иуну. В древнем Египте, в тот период времени, использовали оба названия: Ра, когда солнце находилось на небосклоне, и Атум, когда солнце уходило в страну мертвых.
               
У бога солнца множество имен –               
Понятно, почему они менялись.
Сегодня Ра, а завтра он – Амон,
Жрецы для этого немало постарались.

Изображение солнца – диск,
У остальных тела людские,
А головы животных, даже птиц –
Ответственны за все дела мирские.
 
Пойдут века и все они уйдут,
Отдельные – пересекут границы.
Останутся лишь те, которые умрут,
Не могут перевоплотиться