Боги Шумера

Петр Котельников
       Мы живем в то время, когда летательные аппараты запускаются в глубины вселенной, когда мы заглянули в глубь атома, познали возможности генной инженерии, но остается открытым вопрос о самом нашем появлении. Большая часть живущих людей, к ним отношусь и я, считают появление жизни результатом создания ее космическим разумом, названным нами Богом. Вторая часть, меньшая, пытается создать модель жизни, как результат многократного случайного столкновения атомов, с последующим эволюционированием  появившегося росточка жизни. Я в этом сочинении не собираюсь вступать в полемику ни с теми, ни с другими. Меня интересует вопрос эволюционирования самой веры в сверхъестественное, породившее жизнь. Не следует приуменьшать значения самой веры, которая является главным объединительным рычагом общества. Недаром, разрушение общества врага сопровождалось уничтожением храмов, алтарей, изображений богов. Естественно, вера в бога, его деяния соответствовали уровню общественного развития человечества.

Такое множество богов
На каждое селение,
И каждый был из них готов
Служить для населения.

         Посмотрите на изваяния некоторых богов Индии, поскольку рук у них. А многорукие и многоногие гиганты Древней Греции?  Зачем им столько конечностей?..  Почти у всех народов многорукие боги ушли, а в Индии остались, почему? Ушедшие уже не возвращались. На место их становились те, кто выполнял роль главного бога в каком-то небольшом человеческом ареале, вдруг возвысившимся Возвеличивание одного из городов или государств делало ранее незнакомого бога великим и почитаемым. Так случилось с богом Мардуком – богом Вавилона. Ему передаются функции многих шумерских богов (Энки, Анну, Энлиль, Асаллухи), Главный бог шумеров Шамаш   называется братом Мардука. Затем  в обращении к Мардуку употребительными становятся титулы – «владыка богов», «отец богов» и т.д.

Ну, что сказать не успевал,
Хоть много ног и много рук,
Кто уходил, кто умирал.
Богов возглавил бог Мардук.

Он незаметным прежде был,
И вдруг создал законы.
Над миром власть распространил
Владыка Вавилона.

Но время шло. Пал Вавилон.
Пропали боги в драке.
Мардука лик был сохранен
На стеле с Хаммурапи.
        Господство Ассирии сопровождалось появлением новых имен богов, хотя практически только менялись их имена. Так бога Мардука заменяет Ашшур – центральное божество ассирийского пантеона богов, наследуя все функции предыдущего...
Висячие сады Семирамиды
И стены городские Ниневии –
Богами иноземными разбиты.
Взывать о справедливости
не смели.

Повержены крылатые быки,
Погребены под слоем хлама.

Потери местных богов велики –
Им больше не построят храмов.
 
Изображения, возможно, извлекут,
Но для открывшего останется
загадкой:
Чей лик изображен был тут?
Что спрятано под каменною
кладкой?

       Говоря об этом периоде истории, мне бы хотелось сказать несколько слов о шумерско-аккадском мифоэпическом герое Гильгамеше. В этом сказании говорится о допотопном периоде и о времени после потопа, что роднит это сказание с соответствующей главой библии.. Деяния Гильгамеша во многом напоминают действия мифологических героев последующих времен. Он сражается с демоническими существами  и реальными созданиями, например, со львом, выходя из всех житейских передряг победителем. Несмотря на то, что  сказания о Гильгамеше насыщены вымыслом, сам он был реальной исторической личностью – пятым правителем первой династии города Урука в Шумере (конец 27 – нач. 26 вв. до нашей эры) Обожествлен после смерти. Так, уже  в «царском списке» III династии Ура Гильгамеш  выступает, как мифологическая личность. Само появление на свет Гильгамеша было следствием священного брака правителя Лугальбанды и верховной жрицы (ежегодного сексуального публично совершаемого акта в честь бога Мардука). Таким образом, он был сыном  урукского правителя Лугальбанды и богини  Нинсун (следует учесть, что вступающая с правителем в сексуальный акт верховная жрица была олицетворением самой богини).  В молодости Гильгамеш не отличался высокой моралью поведения, поскольку до нашего времени дошли многочисленные жалобы жителей города на то, что Гильгамеш отбивает у них женщин в то время, когда их мужья и женихи  выполняют тяжелые городские повинности. С этого времени, видимо, по повелению отца, его действия выходят за границы города;  начинаются путешествия Гильгамеша и совершаемые им подвиги. В завершение их, он должен был получить от совета богов вечную жизнь, как это уже было с одним единственным человеком Ут-напишти, пережившим потоп и получившим бессмертие (Соответствовал библейскому Ною)  Но, как говорит сам Ут-напишти: «Второй раз совет богов ради Гильгамеша не соберется!» Чтобы утешить героя, Ут-напишти, по совету своей жены, дарит ему цветок вечной молодости. Получив  цветок вечной молодости, Гильгамеш не сумел им воспользоваться. Пока он омывал свое тело в водах реки, цветок украла змея. Помолодев, змея сбрасывает с себя старую шкуру и уползает. А Гильгамеш возвращается в свой Урук и наблюдает, как вокруг него поднимаются высокие, крепкие стены. По смерти он сходит в подземный мир и становится там судьей

ГИЛЬГАМЕШ

Сначала царь, потом он – бог,
Судья в загробном мире,
Он быта мирного залог.
Он – в центре мифов, былей.
Он сын  шумерского царя,
Зачат в священном браке.
О том сказанья говорят
Замечен в буйствах, драках.

Портрет его не завершен...
(Когда остепенится?)
Он был охоч до дев и жен.
Пока народ трудился,

Он отбивал у горожан...
В проделках славен многих.
Путь Гильгамешу указал
Энлиль – правитель богов.

Остаток жизни посвятил
Герой боям, походам.
Земель он много посетил,               
Освобождал народы...

Стремился к участи богов,
Бессмертие утратил,
Когда к нему он был готов,
Забыв о смертном страхе!

Бессмертье унесла змея,
И в миг помолодела.               
А Гильгамешу жизнь своя,
Признаться, надоела.

В подземный мир сошел герой,
Назначен там судьею.
Вот, что случается порой
Со мною, с ним, с тобою...

        Тщетны человеческие усилия, даже такого героя древности, как Гильгамеш и помогавшего ему  друга Энкиды, в попытках получить бессмертие. Бессмертие смертного заключается в оставляемой им о себе памяти. И тут, бесспорно, и Гильгамешу, и его другу повезло...
И Гильгамеш, и друг его – Энкида,
В мир прошлого ушли,
С собою унося сомнения, обиды...
В загробном мире, что они нашли?..

А мир живой их не забыл.
Деянья их и до сих пор знакомы.
И честь большую каждый заслужил –
Стоять у входа во дворец Саргона.

Да, это достоверно, каменные изваяния Гильгамеша и Энкиды охраняли вход во дворец ассирийского царя Саргона II (8-й век до нашей эры)