О Витебске

Татьяна Бирченко
               
                Эссе

   Витебск окружает меня неповторимой аурой удивительного города. Никогда не исчезнет память о том, как по булыжникам Покровской улицы лёгкими стопами бежал молодой Марк, держа за руку Беллу, Беллу с миндалевидными глазами, ослепляющую ландышевым светом белого лица, неудержимо влекущую к себе, влекущую настолько, что он не замечал, как его шаги начинали прокладывать дорогу сначала в околоземном слое воздуха, а потом подымались всё выше, и наконец не нужно было шагать, а просто можно было плыть, обняв Беллу, осторожно поддерживая её тоненькую талию, смеясь, когда щекотная тучка помавала им разгорячённые щёки и влюблённые носы.
   Ту, единственную, которая суждена ещё до рождения и которую, как правило, никто никогда не находит, он, счастливчик, держал, как величайшую драгоценность, и Витебск раскинулся под ними всеми покосившимися заборами, кривыми окошечками с любовно выложенными на пожелтевшей вате ёлочными украшениями, узкими проулками с неуклюжими домишками, всем напряжённо-жилистым неказистым остовом, и острый зрачок рисовальщика впивался в убогий, грязный и бесконечно родной город, а лёгкие вдыхали, напитывали в себя сладкий воздух отчизны.
   Город – это прославленные люди, которые в нём родились и выросли, и так велик Витебск потому, что вырастил Шагала.
   Позже, когда перед Марком открылась удивительная страна Франция, сверкающая иллюминацией Парижа, расстелившая под ноги Елисейские поля, зазывающая в балаганы и балаганчики, церемонно представляющая ему самую знаменитую парижанку – Эйфелеву башню, он тосковал по маленьким еврейским дворикам, и кисть упрямо выводила на полотне не красоты западной цивилизации, а пасущихся у почерневшего от дождей забора коз, мрачных раввинов и беспокойных старух, и не Франция представляла ему Эйфелеву королеву, а он королеве – местечкового, горластого и огненно-рыжего петуха. Париж принял в свою душу гений Марка, но по отношению к родному городу Шагала Париж – предместье Витебска.
   Верно, нечто особенное есть в почве и воздухе родины Шагала, породившее, мало того, оригинального художника, но необыкновенного фантаста и поэта, настолько яркого, что для сравнения с ним в воображении встают полотна Леонардо да Винчи, искрящиеся фантастикой и поэтикой, и пронизывает сожаление о том, что только малая толика дошла до нас из произведений обоих мастеров. Думаю, Леонардо, как и Марка, поразила во всю свою прячущуюся обычно силу любовь, и это роднит их полотна.
    Фиолетовые, безумно насыщенные тона картин Шагала, перемежающиеся охристо-жёлтыми пятнами лиц его пёстрых персонажей (бедный, бедный Пэн, неизменно трудолюбивый и педантичный), одушевляются в Париже сильнейшей ностальгией по родным улочкам. Марк стремится не потерять ни одной детали, ни единой чёрточки старого Витебска, в новом непрерывно меняющемся мире его гуаши реальнее того, что происходит с ним и со страной. Свадьбы и похороны, клезмер, сопровождающий любые праздники, – всё это связывалось художником с небесами над Витебском, с переплетением ветвей, с движущимися струями воздуха, увлекающими в своё течение и библейскую фигуру странника-Илии, и белое невестино платье, и бидон, плавающий возле молочницы, и даже голову самой молочницы, потерявшей её от неумеренной похвалы молочку коровы.
   Таков город Шагала. Но город – это и великие люди, оказавшиеся на его улицах или жившие в нём некоторое время. Солнечный, светлый гений Пушкина, ехавшего в изгнание на юг по майским улицам Витебска, вобрал в себя своеобразие этого города на Двине и Витьбе, цветение его деревьев, благовест церквей, храмов и костёлов. Через четыре года августовским днем Пушкин возвращался из Одессы в Михайловское, и многоцветные краски летнего Витебска снова восхищали его. В 1989 году, в празднование стодевяностолетия со дня рождения поэта, в Витебске был открыт памятник А. С. Пушкину работы скульптора А. Казака и архитектора В. Ягодницкого, и небольшого роста бронзовый Пушкин, прижав левую руку к сердцу, стоит вровень с витебчанами и до сих пор любуется славным городом. А когда проходишь дальше памятника Пушкину, видишь изваяние Марка Шагала, словно взлетающего над землей юноши, так они и остаются в сердце: рядом.
   Сохранились акварели выдающегося художника Юзефа Пешки, они показывают нам Витебск конца 18 – начала 19 века. Успенская горка, на которой стоял красавец Успенский собор (увы, в 1935 году был взорван подрывниками и, издав протяжный стон, рассыпался на кирпичи), вид на Воскресенскую церковь и бернардинский костёл, Марков Свято-Троицкий мужской монастырь, церкви Святого Духа и Иоанна Богослова, ратушная вежа… По витебской земле много путешествовал белорусский пилигрим Наполеон Орда, и благодаря его рисункам возможно представить себе Витебск второй половины 19 столетия, по которому ходил Иван Бунин, Витебск, потрясший его игрой органа в костёле настолько, что сумрачный этот костёл замечательный писатель описал в «Жизни Арсеньева» и в стихотворении «Костёл».
   Здравнёво, приют Ильи Ефимовича Репина, где он жил около 12 лет и создал много известных полотен, в том числе «Белорус», «Охотник с ружьем», «На Западной Двине. Восход солнца», «Осенний букет». Было велико влияние Репина на художественную жизнь города, художник часто бывал в мастерской Ю. Пэна и оказал определенное воздействие на его творчество, а в дальнейшем на развитие витебской живописной школы. Знаменитый художник высоко ценил росписи Троицкой церкви Маркова монастыря, а выполнили их народные мастера Павел Игнатович и Иван, сын Сергеева (крепостной Огинских, подмастерье Игнатовича).
   Если вы хотите насладиться красотой белорусской природы, приезжайте в Здравнёво летом, походите по репинским местам, встретьте восход солнца на Западной Двине. Так когда-то ходил по витебским окрестностям Франтишек Рысинский, изысканный латинист, изучавший Сенеку. Он живо интересовался современным ему народным белорусско-польским языком, собирал пословицы и поговорки и писал множество стихов, разошедшихся в рукописных списках по всей округе.
   В Витебске прожил большую часть своей жизни публицист и просветитель Игнат Антонович Маньковский, которого предположительно считают автором поэмы «Энеiда навыварат». Он, один из организаторов эвакуации государственного имущества вглубь России при подходе французов вплотную, оставил свидетельства о бесчинствах французской армии в «Письме из Витебска». Душа его страдала, истерзанная видом разорённых красивейших мест.
   Известный русский писатель Иван Лажечников был вице-губернатором в Витебске. Сколько можно назвать славных имен деятелей просветительства Витебщины: поэт Тадеуш Лада-Заблоцкий; Александр Феликсович Рыпинский, поэт, фольклорист, книгоиздатель; Константин Вереницын, считающийся наиболее вероятным автором поэмы «Тарас на Парнасе»; Артём Игнатьевич Вериго-Доревский, выдающийся народный поэт, прозаик и переводчик, псевдоним которого – Белорусская  Дуда; этнографы-фольклористы Николай Никифоровский и Павел Шейн; и многие, многие другие…
   Современный Витебск бережно восстанавливает сохранившуюся в испепелительных войнах старину. И воссоздает заново уничтоженную указами советских чиновников красоту. Восстановленная церковь Благовещения, самый древний памятник храмовой архитектуры, – гордость великолепного современного города. Исторический центр Витебска, словно ядро ореха, располагается на насыпном берегу Витьбы, и четыре водные артерии – Западная Двина, Витьба, Пилатов ручей и ручей Песковатец очерчивают его территорию. Древние слободы – Задунавская, Заручавская, Взгорская, Задвинская, посады – Русский и Завитебный сейчас стали большими и удобными микрорайонами, а о «Славянском базаре», торжественном празднике славянской культуры, ежегодно проводимом в Витебске, известно во многих зарубежных странах, и эстрадные исполнители и крупные танцевальные ансамбли считают честью для себя выступить на витебской сцене.
   Давид Симанович, витебский поэт, часто приходит к музею Шагала. Старый мудрый поэт всматривается в юные лица, он ищет среди них того, чья детская рука трогает сейчас хвостатое кометное шагаловское время (макет часов с картины Марка Шагала у музея), а завтра, может быть, возьмёт перо или кисть и послужит к вящей славе Витебска.

______________________________
Использованы различные историографические материалы о Витебске.


Фото из личного архива автора. Снимок сделан в 2003 году перед входом в Арт-музей Шагала в Витебске. Справа внучка художника госпожа Мерет Мейер-Грабер.


А ещё я написала поэму "Марк Шагал", которую подарила госпоже Мерет.
Ссылка на стихи. ру:  http://www.stihi.ru/2012/04/20/2871



Номинация Лауреат - Конкурс 33. МФ ВСМ.

Номинация 1- го Конкурса на свободную тему. МФ ВСМ.