Ангел и Маргарита

Михаил Зенин
Они встретились в троллейбусе, Букашка не спеша ползла по Садовому сортируя пассажиров, а с  чернильного  осеннего неба спускалась ночь, зажигая московские окна. Он стоял, держась за поручень, и смотрел в окно, когда на Маяковке вошла она. Их глаза встретились, и, обжегшись друг об друга, начали искать спасенье в лицах одиноких прохожих, в витринах ночных магазинов. Его сердце билось, металось в груди, его пальцы, белея,  из последних сил сражались с раскаленным холодом металла, а он равнодушно смотрел на бегущую ленту тротуара. Колхозная площадь, – бесстрастным голосом  сказал громкоговоритель. В дверях она обернулась, - прошла секунда, две, может вечность, в ее больших серых глазах, он прочитал насмешку, тайну, затаенную нежность и надежду. Что же ты делаешь, - кричало его сердце, - она же уходит. Ничего страшного будут другие, - спорил холодный ум. Двери захлопнулись, Букашка вздрогнула и поползла по виражу Садового кольца, а он смотрел и смотрел на уплывающую в одиночество хрупкую беззащитную фигурку.   

- Эй, шеф, - закричал он на весь салон, - Останови.

- Ты не в такси, - ответил громкоговоритель.

***
Он ждал, он ждал на ее остановке, провожая и встречая каждый троллейбус, наконец, на четвертый день он увидел ее. 

Он протянул руку и негромко сказал, - Меня зовут Илья, разрешите я провожу, Вас, домой. 

Ее большие серые глаза смотрели  насмешливо, как будто знали.

- Рита, - Улыбнулась она, - Почему бы и нет. Только я не хочу домой. Давайте пойдем вниз к Цветному, мне нравится там гулять.

- А мама не будет ругаться, уже довольно поздно? –  Илья сделал серьезное лицо.

- Нет, я ее предупредила, - рассмеялась Рита.

- Вы, что знали? - удивился он. Конечно,  знала, - опять улыбнулась она, - Современные мужчины немного глуповаты. Не дуйтесь, - Рита взяла его за руку, - Во всем виновата пресловутая женская интуиция. Пойдемте, пойдемте. Мне очень нравится это время года, и я готова гулять всю ночь.

- А я Вас сразу раскусил, еще там в троллейбусе, мне подсказала моя скромная мужская интуиция, - насупился Илья. 

- А вы оказывается злюка! И потом у мужчин нет интуиции, только холодный расчет. Пойдемте злюка  - и она потащила его за собой, - Не дуйтесь, я  знала о нашей встрече, знала давно, мне бабушка нагадала.

Они вышли на Сретенку, потом  переулком направо к Цветному. Рита работала в театре костюмером, а Илья недавно получил диплом МИСИ, и мечтал построить, что-нибудь замечательное. Они говорили, о чем говорили молодые люди в начале восьмидесятых? - о русском театре, о французском кино, о Ремарке и Хэмингуэе, о Сэлинджере и Доктороу, об Аксенове и Саше Соколове. Они гуляли и говорили и не могли наговориться, иногда они спорили,  останавливались и безумно враждебно смотрели друг на друга, и она, смеясь, подносила к его носу свой маленький кулачок.

***
Прошла неделя, они встречались каждый вечер, и каждый раз Илья провожал ее до дома. Они стояли около ее подъезда, взявшись за руки, он был на голову выше, и Рита, смотря снизу вверх, строго спросила, - Ну что карапуз, готов ли ты отведать чаю в компании с моей мамой. 

- К чаю, милая Рита я расположен генетически, а вот отвечать за поведение Вашей мамы, впрочем, если Вы только поручитесь за нее, - Илья сделал любезное лицо.

- Вот гад, - Рита оттолкнула его и быстро пошла к подъезду. Илья  догнал ее и поцеловал в шею. 

Они сидели втроем на кухне, и пили чай с абрикосовым вареньем.

Ритина мама, посмотрела на часы и ахнула, - Полвторого ночи, Илья Вам пора, наверно родные волнуются.

- Да мне пора, родные волнуются, - Илья встал.

- Рита, проводи Илью, -  строго сказала мама.

Илья и Рита вышли на лестницу.

- Между нами все кончено ты совершенно не понравился моей маме, - строгим маминым голосом сказала Рита.

- Вот, как, может и к лучшему, только ты должна знать на прощанье, что сегодня меня никто не ждет, мама с отцом уехали к бабушке в Ярославль.

- Ты обманул мою маму? Классический подлец…

Они несколько секунд, не отрываясь, смотрели друг на друга, потом она перевела взгляд на его ботинки. Илья быстро разулся и взял ботинки в руку, она приложила палец к губам и открыла дверь. 

- Мама Илья ушел, - сказала она громко.

Илья на цыпочках прошел в прихожую.

- Мне твой Илья понравился, - донесся из кухни мамин голос.

Илья обернулся и сделал торжественное лицо.

Рита махнула ему рукой, - И чем же он тебя заворожил?

- Ну как, высокий, красивый, и очень умный  мальчик, - голос утонул в шуме льющийся воды.

- Да, ладно, - Рита, сморщив нос, посмотрела на замершего в дверях ее спальни Илью, - Алеша был на голову выше, и в два раза умней. 
- Какой Алеша? – раздался звук битой посуды.

- Да ладно мам завтра, очень спать хочется! – она быстро подошла к Илье и толкнула его в комнату.

- Какой Алеша, - растерянно спросил Илья.

- Алеша Попович на гнедом жеребце, он мой кумир, - и она обняла его за шею.


***
Утром раздался скрип дверной ручки и стук.

- Рита, Рита, ты спишь? Ты чего закрылась?

Илья голый забегал по комнате, Рита приподнялась на кровати и пальцем указала ему на платяной шкаф.

- Я еще сплю мам, - сонно крикнула она.

Илья скрылся в шкафу.

- Ты почему закрылась? Ты никогда не закрывалась? – шумела у двери мама.

Случайно мам, приготовь мне завтрак, я сейчас встану, - улыбнулась Рита.

- Ты же утром не ешь, - послышался удаляющийся голос. 

Дверь шкафа открылась, и показалось глупое лицо Ильи, Рита показала  язык, и  беззвучно смеясь, закрыла рот рукой.

***
На следующий день Илья ждал ее на троллейбусной остановке. Она выскочила из Букашки и повисла на шее.

- Что с тобой Илья? – тревожно спросила она, гладя его по волосам.

- Понимаешь, Рит, мне предложили контракт на три года в Северную Африку, отец расстарался, он же у меня партийный бонза, - глухо сказал он, отводя глаза.

- Конечно, поезжай, глупо отказываться. Я буду ждать, - Рита попыталась улыбнуться.

Илья посмотрел в ее большие серые глаза, в них жила надежда.

***         
Они встретились через двадцать пять лет, ровно в тот самый день, когда в Букашке… Они встретились около Казанского вокзала на лавочке в глухом дворе.  Жизнь  сильно потрепала, Илью Ильича - он болел малярией, его брали в заложники, он бежал, он прошел все Африку с севера на юг по западному побережью, в Кейптауне он женился на голландке, и они прожили вместе шесть лет.  На востоке он жил вместе с английской корреспонденткой, пока ее не убили повстанцы, и всего  год назад он вернулся в Москву. Бабушка и отец  давно умерли, мама жила в деревне под Ярославлем и  не узнала его. Илья Ильич начал сильно пить и женился на молодой добродушной грузинке, а два дня назад она не пустила его в квартиру. Милиция и прокуратура над ним посмеялась, а трое крепких мужчин крепко избили его в подъезде. И теперь он с разбитым лицом, сидел на лавочке около Казанского вокзала и пил водку в компании с  Игнатом Федоровичем.

Они только что выпили из бумажных стаканчиков, когда Игнат Федорович крикнул, - Маргарита, ангел мой, иди к нам.

Илья Ильич курил и смотрел в землю, горестные мысли охватили его.

- Илья Ильич, знакомьтесь, это Маргарита наш ангел, это самая лучшая женщина на земле, поверьте старому человеку, -  сказал старик.

Илья Ильич поднял глаза и увидел Риту, свою Риту, нет, может он бы ее никогда не узнал, стрижка под мальчика, седые волосы, но глаза, - это были ее глаза, он увидел в них, он увидел  только боль, одну бесконечную боль.

Он хотел подняться, но силы покинули его, - Здравствуй Рита.

- Здравствуй Илья.

- Вы, что знакомы? -  удивился Игнат Федорович.

- Шапочно, - сказала Рита, - Илья, что с твоим лицом?

- Все хорошо, немного подрался, представляешь,  оппоненты не любили  Фолкнера, обычный мужской треп, - он старался не смотреть ей в глаза.

- Господа, - закричал старик, - По маленькой, и все невзгоды пройдут, откроется связь поколений.

Они говорили о правительстве, ценах, о московской осени. Рита и Илья старались не смотреть друг другу в глаза, как тогда в той Садовой  Букашке.

- Ну, что господа, пора отведать сновидений. Айда на товарную. У меня пароль от спального вагона, - Игнат Федорович торжественно поднял над головой ключ.

- Без меня. У меня встреча с подругой на Яузе.

Илья Ильич долго смотрел ей вслед, замечая, как пустота огромного города, забирает ее маленькую беззащитную фигурку, - Что с ней случилось?

- Что случилось? – переспросил Игнат Федорович, - Все истории этого города, как под копирку. Сначала умерла мать, потом погиб сын.

- Сын, у нее был сын?

- Да, Ильюша, красивый умный мальчишка. Сразу после выпускного, его на Самотечной сбил пьяный лихач.

- Вы его знали?

- Конечно, знал я же школьный учитель, учитель истории. И Ильюша и Маргарита у меня учились.

- А муж?

- Мужа у Маргариты не было. Она первые годы еще держалась в церковь ходила, но наверно и там не смогла успокоить свою душу. Начала сильно пить, а тут не русская женщина, проявив утонченную вежливость, предложила услуги по хозяйству. Дальше я рассказывать не буду, все и так ясно. Единственно позволю себе заметить, как историк, - И царь, и Советы уделяли национальному вопросу большое внимание, потому как хищник с дипломом лицемера, вещь в природе неестественная. Пойдемте Илья Ильич, как поет современный певец, - Пора гулять ночь.

***
Илья Ильич проснулся в вагоне один, Игната Федоровича нигде не было, и он пошел на Казанский вокзал. Он помогал разгружать ящики, переносил пассажирам вещи. Где-то к полудню он пришел к знакомой скамейке, Игнат Федорович пил водку из бумажного стаканчика.

- Однако, сначала Вы бросили меня… А вы знаете, что пить в одиночестве грешно? – Илья Ильич сел рядом, - Вы Риту не видели?

- Вы спали, как убитый, не хотелось будить, - и старик поднял заплаканное лицо.

- Что с Вами Игнат Федорович?

- Рита, Маргарита Ильинична Соболевская. Она улетела.

- Куда? – тихо спросил Илья Ильич.

- А  куда улетают ангелы? После нашей беседы, она поднялась на крышу дявятиэтажки…

Но Илья Ильич уже не слушал его, он пошел прочь.

-  Илья Ильич, голубчик, куда Вы? Постойте! - кричал вслед старик.

Илья Ильич со странной фамилией Ангел под землей пересек Комсомольскую площадь, и сел в электричку на Ярославском вокзале.

***
Два года спустя знакомый Игнат Федоровича рассказал, что видел Илью Ильича в мужском монастыре под Вологдой. Он принял обет молчания, и теперь никто и никогда не услышит его голос. Он молится, он молится безмолвной молитвой, за всех за нас еще живущих.