Христос воскрес из мертвых? Ограбление могилы?

Виталий Полищук
Продолжая свое расследование, Морисон начал изучать мотивы поступков учеников Христа. Может быть, так называемое воскресение было результатом похищения тела. Но если это так, то как объяснить все описываемые появления Иисуса после воскресения? Историк Пол Джонсон в своем труде History of the Jews писал: “Важны не обстоятельства его смерти, а тот факт, что многие упрямо верили в его воскресение, и круг таких верующих становился все больше.”

Гробница была действительно пуста. Но учеников Христа, должно быть, сплотило не просто отсутствие тела (как они могли поверить, если бы сами выкрали его). Чтобы ученики Христа перестали скорбеть, перестали скрываться и начали бесстрашно проповедовать, что они видели живого Христа, должно было произойти что-то необыкновенное.

Все очевидцы описывают явление Иисуса Христа своим ученикам во плоти, в первую очередь женщинам. Морисон размышлял, почему заговорщикам надо было сделать женщин центральными фигурами своего заговора. В первом веке женщины не имели практически никаких прав и никакого социального статуса. Если заговорщики рассчитывали на успех своего заговора, аргументировал Морисон, то должны были бы сделать мужчин ключевыми лицами, первыми увидевшими живого Христа. И тем не менее, в писаниях говорится, что именно женщины первыми, прикоснулись к нему, говорили с ним и первыми обнаружили, что гробница опустела.

Позже, по свидетельствам очевидцев, все ученики Христа видели его при разных обстоятельствах более десяти раз. Они писали, что он показал им свои руки и ноги и просил прикоснуться к ним. Кроме того, он по-видимому трапезничал с ними и затем однажды предстал живым перед группой более 500 последователей.

Исследователь, профессор юриспруденции Джон Уорвик Монтгомери говорил: “В 56 г. [апостол Павел писал, что более 500 человек видели воскресшего Христа, и что многие из них были еще живы (1-е послание к Коринфянам 15:6). Было бы абсолютно невероятно, если бы ранние христиане придумали такую легенду и затем проповедовали ее среди тех, кто легко мог ее опровергнуть, представив тело Иисуса Христа”.[21]

С ним соглашаются исследователи Библии Гейслер и Турек. “Если Воскресения не было, зачем апостолу Павлу понадобилось представлять такой список людей, которые якобы были очевидцами? Он сразу же потерял бы всякое уважение у Коринфян после такой откровенной лжи”.

Апостол Петр объяснил собравшимся в Кесарии, почему он и другие ученики были так уверены в том, что Христос жив.

И мы свидетели всего, что сделал Он в стране Иудейской и в Иерусалиме. Они предали его смерти через распятие, но Бог воскресил его через три дня …. Мы с ним ели и пили по воскресении его из мертвых. (Деяния 10:39-41)

Британский исследователь Библии Майкл Грин замечает: “Явления Иисуса Христа подтверждены так же хорошо, как и другие события древности. …Никакого здравого сомнения в том, что их не было, не может быть”.

Действительно ли Христос воскрес из мертвых?
Последовательны до конца

Если сообщений очевидцев было недостаточно, чтобы развеять скептицизм Морисона, то поведение учеников Христа совершенно сбило его с толку. Тот исторический факт, что 11 бывших трусов теперь вдруг готовы были терпеть унижение, пытки и смерть, одинаково поставил в тупик и историков, и психологов, и скептиков. Все ученики Иисуса Христа, кроме одного, приняли мученическую смерть. Как они могли пойти на муки за ложь, если знали, что сами же и украли его тело?

Исламские террористы 11 сентября доказали, что есть люди, готовые умереть за ложь, в которую верили. И все же, быть готовым на муки за известную ложь – это сумасшествие. Как писал Пол Литл, “люди пойдут на смерть за то, что считают истиной, хотя это может оказаться ложью. Но они не пойдут на смерть за известную им ложь”. Поведение учеников Христа соответствовало истинной вере в то, что их учитель был жив.

Никто не смог дать должного объяснения, почему ученики были бы готовы умереть за известную ложь. Но даже если все они сговорились лгать о воскресении Христа, то как они смогли в течение десятилетий хранить этот секрет, причем ни один из них не продал его за деньги или за выгодную должность? Морланд писал на этот счет: “Те, кто лгут ради личной выгоды, долго не продержатся вместе, особенно, если нужда уменьшает пользу от такой лжи”.

Чак Колсон, бывший “подручный” в администрации президента Никсона, уличенный в скандале Уотергейт, обращал внимание на то, насколько трудно нескольким людям поддерживать одну и ту же ложь в течение длительного времени.

“Я знаю, что воскресение Христа – это факт, который мне доказал Уотергейт. Доказал чем? Тем, что 12 человек свидетельствовали, что видели Христа воскресшим и затем в течение 40 лет, ни разу не отрекаясь, проповедовали, что это правда. Всех их избивали, мучили, забрасывали камнями и бросали в тюрьмы. Они не выдержали бы этого, если бы это не было правдой. В Уотергейте было замешано 12 наиболее влиятельных лиц в мире, которые в своей лжи не продержались и трех недель. И вы говорите мне, что 12 апостолов продолжали лгать в течение 40 лет? Это абсолютно невозможно”.

Произошло что-то такое, что кардинально изменило все в жизни этих мужчин и женщин. Морисон подтверждает: “Любой человек, занимающийся этим вопросом, рано или поздно сталкивается с фактом, который невозможно объяснить иначе. …Этот факт состоит в том, что… небольшая группа лиц прониклась глубоким убеждением — именно эта перемена в сознании людей и подтверждает тот факт, что Иисус Христос воскрес”.

Действительно ли Христос воскрес из мертвых?Были ли у учеников галлюцинации?

Одним до сих пор кажется, что они видели, как растолстевший седой Элвис Пресли заскочил в кафе Dunkin Donuts. Другие верят, что провели предыдущую ночь на космическом корабле инопланетян, где их подвергли неописуемым опытам. Иногда некоторые способны “видеть” то, что им хочется, то, чего в действительности нет. И поэтому некоторые утверждают, что ученики обезумели после распятия, и их желание видеть Христа живым вызвало массовую галлюцинацию. Похоже на правду?

Психолога Гэри Коллинза, бывшего президента Американской ассоциации психологов-христиан, спросили, возможно ли, что причиной резкого изменения поведения учеников были галлюцинации. Коллинз ответил, что “галлюцинации – индивидуальное явление. По своей природе, каждая галлюцинация присуща только одному конкретному человеку. Групповой галлюцинации просто не может быть”.

Как говорит психолог Томас Дж. Торберн, галлюцинацией здесь и не пахнет. “Абсолютно непостижимо, чтобы…пятьсот человек, в здравом уме… испытывали всякого рода воздействия на органы чувств—органы зрения, слуха и осязания – и чтобы все эти… воздействия были бы полностью результатом… галлюцинации”.

Более того, психология галлюцинаций подразумевает, что галлюцинирующий должен находиться в особом психологическом настрое, когда мозг создает образы, которые хочет видеть галлюцинирующий. Два основных лидера ранней церкви, апостолы Иаков и Павел, встретили воскресшего Иисуса, причем каждый из них не ожидал от такой встречи ничего хорошего. Апостол Павел фактически возглавлял ранние преследования христиан, и его обращение в христианство остается необъяснимым, за исключением его собственного свидетельства, что Иисус явился ему воскресшим.

От лжи к легенде.

Некоторые неубежденные скептики приписывают историю о воскресении легенде, которую начали один или несколько человек, которые лгали или думали, что они видели воскресшего Христа. Со временем легенда разрослась и была приукрашена. По этой теории воскресение Иисуса Христа предстает на том же уровне, что и рыцари Круглого стола при дворе Короля Артура, или неспособность Джорджа Вашингтона лгать в детском возрасте, или обещание того, что программа социального обеспечения будет платежеспособной, когда она нам потребуется.

Но у этой теории есть три больших проблемы.

1. Легенды редко получают развитие, когда есть много живых очевидцев, готовых их опровергнуть. Н. Шервин-Уайт, историк Древнего Рима и Древней Греции, заметил, что новости о воскресении распространились слишком быстро, чего не бывает с легендами.

2. Легенды получают развитие в результате устных традиций, а не передаются через современные исторические документы, которые можно проверить. К тому же Евангелия были написаны в течение трех десятилетий после воскресения.[30]

3. Теория легенды не может адекватно объяснить ни факт пустой гробницы, ни исторически подтвержденное убеждение апостолов, что Иисус Христос был жив.

Действительно ли Христос воскрес из мертвых?
“Почему христианство победило?

Морисона озадачил тот факт, что “такое крошечное, незначительное движение смогло взять верх над хватким коварством иудейских первосвященников и над могуществом Римa.” Почему оно победило перед лицом стольких непреодолимых препятствий?

Он писал: “В течение двадцати лет утверждения этих крестьян из Галилеи подорвали устои Иудейской Церкви. … Менее чем через пятьдесят лет, эти утверждения начали становиться угрозой существованию Римской империи. После того как все, что можно было сказать, сказано … мы сталкиваемся с величайшей из тайн. Почему они победили?”

По всем правилам, христианство должно было бы умереть у креста в тот момент, когда ученики Христа бросились спасать себя. Но апостолы все же оказались верны учению и основали растущее движение христианства.

Дж. Н. Д. Андерсон писал: “Представьте психологическую абсурдность такой картины, когда группка побитых трусов забилась от страха в самую дальнюю комнату, а спустя всего лишь несколько дней превращается в сплоченное движение, которому не страшны никакие преследования, но затем такую драматичную перемену пытаются объяснить лишь жалким подлогом. … Это просто теряет всякий смысл.”

Многие исследователи считают (со слов древнего комментатора), что “кровь мучеников была зерном церкви.” Историк Уилл Дюрант заметил, что “Цезарь и Христос сошлись на арене, и Христос победил.”

Неожиданный вывод:
Исключив миф, галлюцинации и неудачное вскрытие, имея неопровержимые доказательства пустой гробницы, учитывая значительное количество очевидцев его появления после смерти и необъяснимую трансформацию тех, кто видел его и их влияние на мир, Морисон пришел к убеждению, что он был неправ в своем предубеждении относительно воскресения Иисуса Христа. Он начал писать другую книгу под названием “Кто отодвинул камень?” (Who Moved the Stone?), чтобы описать свои новые выводы. Морисон просто следовал ходу доказательств, нить за нитью, до тех пор, пока перед ним не предстала вся правда.  Неожиданностью для него было то, что доказательства привели к вере в воскресение.

В первой главе, названной “Книга, которая не хотела быть написанной”, этот бывший скептик объяснил, как доказательства убедили его в том, что воскресение Иисуса Христа было реальным историческим событием. “Это было похоже на человека, отправившегося через лес по знакомому и проторенному пути, который неожиданно вывел его туда, куда он не предполагал”.

Морисон не одинок в своих выводах. Многие другие скептики после изучения свидетельств воскресения Христа приняли воскресение как самый удивительный факт за всю историю человечества. Но воскресение Иисуса Христа поднимает такой вопрос: Какое отношение к жизни имеет тот факт, что Иисус победил смерть? Ответ на этот вопрос в христианстве Нового Завета.

Говорил ли Христос о том, что будет после смерти?
Если Христос действительно воскрес из мертвых, то только он должен знать, что ждет нас после смерти. Что Христос сказал о смысле жизни и о нашем будущем? Существует ли множество путей к Богу или же Христос утверждал, что он — единственный путь?

Можно ли найти смысл жизни благодаря Иисусу Христу?
“Почему Иисус Христос?” – в этой статье рассматривается вопрос о том, актуален ли Христос сегодня. Может ли Христос ответить на главные вопросы жизни: “Кто я есть?” “Почему я здесь?” и “Куда я движусь?” Опустевшие храмы и безмолвные распятия навели некоторых на мысль о том, что Христос не может ответить на эти вопросы, и что он оставил нас на произвол судьбы с неуправляемым миром. Однако Христос сделал заявления о жизни и о нашей цели здесь на земле, которые нужно хорошенько рассмотреть, прежде чем обвинять его в равнодушии и бессилии. В данной статье рассматривается тайна прихода Христа на землю.

Актуален ли Иисус Христос сегодня?

Многие считают, что Иисус Христос хочет, чтобы мы были религиозными.  Они думают, что он послан нам, чтобы убрать из жизни все веселье и жить по невозможным установленным им правилам.  Они признают его великим лидером прошлого, но говорят, что сегодня он не актуален.

Джош Макдауэл, студент колледжа, тоже считал, что Христос был всего лишь одним из религиозных лидеров, который установил для нас невозможные правила.  Он считал, что Иисус Христос совершенно не актуален в его жизни.

Но однажды, во время обеда в студенческом кафе, он подсел за стол к молодой энергичной студентке с сияющей улыбкой.  Заинтригованный, он спросил ее, отчего она так счастлива. Ее ответ не заставил себя долго ждать: “От Иисуса Христа”.

- Иисуса Христа  — ощетинился Макдауэл:

“Ой, только ради Бога, не нужно мне это впаривать. Я религией, Церковью, и Библией сыт по горло. Не нужна мне эта ерунда о религии”.

Но студентка невозмутимо ответила ему:

“Послушай, я не говорю “религия”, я говорю “Иисус Христос”.

Макдауэл был поражен. Он всегда считал Иисуса Христа не более чем религиозной фигурой и не хотел быть участником религиозного лицемерия. Но эта радостная христианка, говорила о Христе как о том, кто наполнил смыслом ее жизнь.

Христос утверждал, что имеет ответ на все глубоко волнующие нас вопросы о существовании. Время от времени все мы думаем о смысле жизни. Вам ведь, наверное, приходилось смотреть на рассыпанные по ночному небу звезды и задумываться о том, как они там оказались? Или же, смотря на закат солнца, задавать себе самые главные вопросы:

“Кто я есть?”

“Почему я здесь?”

“Что будет со мной после смерти?”

Хотя многие философы и религиозные лидеры предлагали ответы на вопрос о смысле жизни, только Иисус Христос доказал свою сущность, воскреснув из мертвых. Скептики, подобные Макдауэлу, первоначально высмеивающие воскресение Христа, обнаружили убедительные доказательства реальности воскресения.

Иисус Христос дает жизни конкретный смысл. Он говорил, что жизнь – это намного больше, чем зарабатывание денег, веселье, успех и в конце концов — кладбище. И, несмотря на это, многие по-прежнему пытаются отыскать смысл в славе и успехе, даже величайшие из суперзвезд.

Актуален ли Иисус Христос сегодня?
Певица Мадонна, которая пыталась ответить на вопрос “Для чего я здесь?”, став поп-дивой, признается: “Я в течение многих лет думала, что слава, богатство и общественное признание принесут мне счастье. Но наступает день, когда ты понимаешь – нет, не приносят… Я чувствовала, что чего-то в моей жизни не хватает… Мне хотелось постичь смысл истинного и непреходящего счастья и найти правильный путь к нему».]

Другие отчаялись найти смысл жизни. Курт Кобэйн, главный солист грандж-группы “Нирвана”, покончил с собой в возрасте 27 лет. Карикатурист джазовой эпохи Ральф Бартон также не нашел смысла в жизни, оставив перед самоубийством такую записку: “У меня было мало трудностей, много друзей и большой успех; я менял жен и дома, посетил много стран, но устал придумывать, чем заполнить свой день”.

Великий французский философ Паскаль считал, что эту внутреннюю пустоту, которую мы все испытываем, можно заполнить только Богом. Он говорил: “В сердце каждого есть созданная Богом пустота, которую можно заполнить только Иисусом Христом”. Если Паскаль прав, то тогда Иисус Христос может не только ответить на вопрос о том, кто мы, и о смысле жизни, но и даст нам надежду на жизнь после смерти.

Может ли быть смысл без Бога? Нет — по мнению атеиста Бертрана Рассела, который писал: “Жизнь не имеет смысла, если не принимать Бога”. Рассел считал, что его конечный удел – “гнить” в могиле. В своей книге “Почему я не христианин” Рассел не соглашается ни с чем, что Иисус Христос говорил о смысле жизни, в том числе и с обещанием вечной жизни.

Но если Христос в действительности победил смерть, как утверждают очевидцы (см. статью “Действительно ли Иисус Христос воскрес из мертвых?”), то только он один может объяснить нам смысл жизни и ответить на вопрос “Куда я движусь?” Чтобы понять, как Иисус Христос своими словами, жизнью и смертью может ответить на наши вопросы о себе, дать смысл жизни и дать надежду на будущее, нам нужно понять, что он сказал о Боге, о нас и о себе.

Актуален ли Иисус Христос сегодня?
Что Иисус Христос сказал о Боге?

Бог знает каждого лично.
Многие думают о Боге, как о какой-то силе, а не о человеке, которого мы можем знать и любить.  Бог, о котором говорил Иисус Христос, — это не обезличенная Сила, как в фильме “Звездные войны”, чье благо измеряется электрическим напряжением.  Но Он и не является злым небесным страшилищем, с радостью создающим невзгоды для нас.

Наоборот, Бог связан с нами лично и даже более того. Он думает, Он слышит. Он говорит на понятном нам языке. Иисус Христос показал нам, каков Бог. Как сказал Иисус Христос, Бог знает каждого из нас близко и лично и постоянно думает о нас.

Бог любящий
Иисус Христос сказал нам, что Бог любит свои создания. Христос показывал Божью любовь везде – и когда исцелял немощных, и когда протягивал руку помощи бедным и обиженным

Божья любовь отличается от нашей тем, что не зависит от внимания или успеха. Она представляет собой полное самопожертвование и бескорыстие. Христос сравнивал Божью любовь с любовью идеального отца. Хороший отец желает своим детям самого лучшего, идет для них на жертвы и обеспечивает средствами к существованию. Но он и дисциплинирует их, исходя из их лучших интересов.

Иисус Христос приводит пример любящего Божьего сердца в истории о взбунтовавшемся сыне, который отверг совет отца о жизни и о том, что важно в жизни. Высокомерный и своевольный, сын пожелал бросить работать и “зажить красивой жизнью”. Не дожидаясь своевременного получения наследства, он настаивал, чтобы отец передал ему наследство сразу же.

В истории, рассказанной Христом, отец исполнил просьбу сына. Но дела у сына не заладились. Потакая своим желаниям, непослушный сын промотал деньги и был вынужден работать в свинарнике. В скором времени он так оголодал, что даже корм для свиней казался ему вкусным. Подавленный и неуверенный, примет ли его обратно отец, он собрал свои вещи и вернулся домой.

Христос говорит нам, что отец не только принял сына, но даже выбежал на улицу, чтобы встретить его. А затем в проявлении своей безграничной любви вообще устроил пир, празднуя возвращение сына.

Интересно, что, несмотря на огромную любовь к сыну, он не стал его удерживать. Он дал возможность сыну, которого любил, почувствовать боль и страдания последствий своего непокорного решения. Точно так же Писание учит, что Божья любовь никогда не поступится нашими лучшими интересами. Она позволит нам выстрадать последствия наших неправильных решений.

Христос также учил, что Бог никогда не пойдет наперекор своим “внутренним убеждениям”. Внутренним убеждениям, по которым мы знаем самих себя, тому, из чего складываются наши мысли и поступки. Итак, из чего же складывается Бог?

Бог свят
В Писании Бог (почти 600 раз) упоминается “святым”. Святой означает, что Бог морально чист и совершенен во всем. Безупречен. Это означает, что у него нет нечистых или несоответствующих его моральному совершенству помыслов.

Более того, святость Бога означает, что Он не может быть в присутствии зла. Поскольку зло противоречит Его сущности, Он не выносит зла,  которое для Него подобно скверне.

Но если Бог свят и не выносит зла, почему Он не сотворил наши моральные качества подобно Своим? Почему существуют на свете педофилы, преступники, насильники и извращенцы? И почему нам так трудно сделать моральный выбор? Это приводит нас к следующей главе в нашем поиске смысла жизни. Что Иисус Христос сказал о нас?

Актуален ли Иисус Христос сегодня?
Что Иисус Христос сказал о нас?

Сотворены, чтобы знать Бога.
Если вы прочтете Новый Завет, то обнаружите, что Христос постоянно говорил о нашей неизмеримой ценности для Бога, что Бог создал нас своими детьми.

Рок-звезда ирландской группы “U2” Боно заметил в интервью, что “просто непостижимо, что Бог, создавший Вселенную, хотел быть в компании людей и поддерживать отношения с ними ….” Иными словами, прежде чем создать Вселенную, Бог имел планы взять нас в свою семью. И не только это. Он также планировал для нас невероятное наследие безо всяких условий. Также как и в истории Христа о любящем отцовском сердце, Бог хочет одарить нас щедрым наследием – невообразимым благословением и царской привилегией. В Его глазах мы особенные.

Свобода выбора
В фильме “Степфордские жены” (Stepford Wives) слабовольные, лживые, жадные и кровожадные мужья превратили своих раскрепощенных жен, которых они считали опасными, в покорных и исполнительных роботов. И хотя мужья якобы любят своих жен, они заменили их игрушками, чтобы добиться послушания.

Бог мог бы сотворить нас как в этом фильме – роботами, запрограммированными любить, слушаться его и молиться ему. Но тогда наша обязательная любовь стала бы бессмысленной. Бог хотел, чтобы мы любили его добровольно. В реальных отношениях мы желаем, чтобы нас любили такими, как мы есть, а не по принуждению. Мы предпочитаем “невесте по каталогу” родственную душу. Сёрен Кьеркегор подытожил эту дилемму следующим образом.

Допустим есть царь, который любит смиренную служанку. И этот царь не похож на других царей. Все государственные мужи трепещут перед ним… и вдруг он тает от любви к смиренной служанке . Как ему объявить о своей любви к ней? Поскольку он – царь, его руки, в некотором смысле, связаны. Если он возьмет ее во дворец и провозгласит царицей …конечно, она не будет возражать – никто не осмелится ему возражать.  Но будет ли она его любить?  Конечно, она скажет, что любит его, но так ли это?

Проблема очевидна. Это можно представить более прозаически: Как порвать отношения с молодым человеком, который все всегда знает наперед? (“Наши отношения ну никак не ладятся, да ты это и сам знаешь”.) Но Бог создал людей с уникальной способностью свободно выбирать, кого любить: способностью свободного выбора.

Актуален ли Иисус Христос сегодня?
Бунт против моральных законов Бога
К. С. Льюис замечал, что, несмотря на то, что мы внутренне запрограммированы желанием познать Бога, мы противимся этому с самого рождения. Льюис также начал размышлять над собственными мотивами и пришел к выводу, что инстинктивно отличал правильные поступки от неправильных.

Льюис задумался над тем, откуда появилось это чувство правильного и неправильного. Нам всем приходилось испытать это чувство, когда мы читали об уничтожении Гитлером шести миллионов евреев, и о герое, жертвующем своей жизнью ради другого. Мы инстинктивно чувствуем, что лгать и обманывать нельзя. Это осмысление того, что мы запрограммированы внутренним моральным законом, привело бывшего атеиста к выводу о существовании морального “Законодателя”.

И, действительно, согласно и Иисусу Христу, и Писанию, Бог дал нам моральный закон, которому мы должны следовать. А мы не только отвернулись от Него, но и нарушаем эти моральные законы, предписанные Богом.  Большинство из нас знает хотя бы некоторые из Десяти заповедей:

“Не лги, не кради, не убивай, не прелюбодействуй” и т.д. Иисус Христос подытожил их, сказав, что мы должны любить Бога всем сердцем, а ближнего своего — как самого себя. Грех поэтому есть не только неправильный поступок, которым мы нарушаем закон, но и невыполнение того, что правильно.

Бог создал Вселенную и законы для управления ею. Они незыблемы и неизменны. Когда Эйнштейн пришел к открытию формулы Е=MC2, он постиг тайну атомной энергии. Если сложить вместе правильные компоненты, соблюдая необходимые условия, то можно управлять величайшей силой. Писание говорит нам, что Божий моральный закон точно так же действителен, поскольку исходит от “внутренних убеждений” Бога.

Начиная с первых мужчины и женщины, мы ослушались Божьих законов, хотя они даны для нашего же блага. И мы не выполнили то, что правильно. Мы унаследовали это состояние от первого человека – Адама. Библия называет это непослушание грехом, что означает “промах”, как не попадает в свою цель стрелок из лука.  Таким образом, наши грехи разорвали связь с Богом, которую Он намеревался поддерживать. Как в примере с лучником, мы не попали в цель — ту цель, для которой мы созданы.

Грех рвет все связи: отрывает человечество от окружающей среды (отчуждение), людей — от самих себя (вина и стыд), отдельные народы и отдельных людей — от других народов и людей (война, убийство); и людей — от Бога (духовная смерть). Как звенья одной цепи, разрыв первого звена между Богом и людьми ведет к разрыву всех последующих звеньев.

Мы оторваны. Как замечает в своей песне рэпер Канье Уэст, “Мне кажется, я ничем не могу исправить свои плохие поступки…я хочу говорить с Богом, но боюсь, поскольку так давно не обращался к нему…” Уэст говорит о том отчуждении, которое вносит в нашу жизнь грех.  По Библии, такое отчуждение – не просто слова песни. Оно несет смертельные последствия.

Наши грехи отделили нас от Божьей любви.

Наш бунт (грех) создал стену, отделяющую нас от Бога (см. Книгу пророка Исайи, 59:2). В Писании сказано, что “отчуждение” означает духовную смерть. А духовная смерть – это полное отчуждение от света и Божьей жизни.

“Но минуточку”, — скажете вы. “Разве Бог не знал всего этого до того, как Он создал нас?

Разве Он не мог увидеть, что Его планы обречены на провал?” Конечно, всезнающий Бог должен был знать, что мы взбунтуемся и согрешим. В действительности, именно наше невыполнение его законов делает Его планы такими потрясающими. Мы, таким образом, подошли к причине, по которой Бог сошел на Землю в образе человека. И даже к более невероятному событию – удивительной причине его смерти.

Что Иисус Христос говорил о себе?

Идеальное решение Бога.
В течение своего трехлетнего служения Иисус Христос учил нас, как следует жить, творил чудеса и даже воскрешал мертвых. Но он сказал, что его основная цель – спасти нас от грехов.

Иисус утверждал, что он – обещанный Мессия, который возьмет на себя наши грехи. За 700 лет до прихода Мессии пророк Исайя писал о нем, давая нам подсказки. Но самой трудной для понимания подсказкой была та, где говорилось, что Мессия будет одновременно человеком и Богом!

“Ибо младенец родился нам, Сын дан нам. И нарекут имя ему…Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира.” (Исаия 9:6)

Рэй Стедман пишет про обещанного Богом Мессию: “С самого начала в Новом Завете присутствует чувство надежды и ожидания, как звук приближающихся шагов: Кто-то идет! …Это чувство надежды усиливается от пророка к пророку с провозглашением вновь и вновь волнующего намека: Кто-то идет!”

Древние пророки предрекали, что Мессия станет идеальным жертвоприношением Богу за грехи, понеся его кару. Этот безупречный человек возьмет за нас все грехи. (Исаия 53:6)

Как говорится в Новом Завете, единственная причина, по которой Иисус Христос смог принять на себя все наши грехи состоит в том, что, будучи Богом, он был морально абсолютно чист и не мог быть осужден за грехи.

Трудно понять, как мог Иисус своей смертью искупить наши грехи. Может быть, если мы приведем юридическую аналогию, она поможет нам разрешить дилемму истинной Божьей любви и кары.

Представьте, что вы, виновный в убийстве (серьезное обвинение), входите в зал суда. Подходя к столу судьи, вы осознаете, что судья – ваш отец. Зная, что он любит вас, вы тотчас же начинаете умолять его отпустить вас.

На что он отвечает: “Я люблю тебя, сын, но я судья. Я не могу просто отпустить тебя”.

Отец не знает, что делать. В конце концов он бьет судейским молоточком по столу и объявляет вас виновным. Судья не может поступаться правосудием . Но поскольку он любит вас, он покидает кресло судьи, снимает свою мантию и предлагает искупить вину вместо вас. И, в конечном итоге, занимает ваше место на электрическом стуле.

Новый Завет рисует такую же картину. Бог спустился к людям в лице Иисуса Христа и сел на электрический стул (читай: пошел на распятие) вместо нас за наши грехи. Иисус — не посторонний мальчик для битья, взявший наши грехи, а сам Бог. Проще говоря, у Бога было два выбора: покарать нас за грехи или взять наказание на самого себя. В Христе он выбрал последнее.

Хотя солист группы “U2” Боно не претендует на роль теолога, он безошибочно определяет причину смерти Христа:

“Смысл смерти Христа в том, что он принял на себя все грехи мира, чтобы к нам не вернулось содеянное нами, и чтобы наша грешная сущность не повлекла за собой неминуемую смерть. В этом весь смысл. Поэтому мы должны быть смиренными. Мы попадем в рай не через собственные добрые дела”.

И Иисус Христос ясно дал понять, что только он может привести нас к Богу, сказав “Я есть путь, истина и жизнь. Никто не приходит к Отцу, как только через меня.” (Иоанна, 14:6)

Но многие спорят, что утверждение Иисуса о том, что он – единственный путь к Богу, слишком узкое, что к Богу есть много путей. Те, кто считает, что все религии одинаковы, отрицают проблему греха. Они отказываются принимать слова Иисуса Христа всерьез. Они говорят, что Божья любовь примет нас всех, независимо от того, что мы сделали.

Актуален ли Иисус Христос сегодня?

Возможно, Гитлер заслуживает кару, объясняют они, но ни они сами, ни другие люди, ведущие “приличную жизнь”, не заслуживают ее. Это все равно, что сказать, что Бог судит средней меркой, и каждый, получивший два балла или выше, попадет в рай. Но в этом-то и есть дилемма.

Мы увидели, что грех является абсолютной противоположностью святости Бога. Мы, таким образом, согрешили против того, кто нас создал и любил нас так, что пожертвовал своим собственным Сыном за нас. Наш бунт, в некотором роде, плевок Ему в лицо. Ни добрые дела, ни религия, ни медитация и ни Карма не могут искупить долг нашего греха.

Теолог Р. С. Спраул говорил, что только Иисус Христос может искупить этот долг. Он пишет:

“Моисей мог медитировать о законе; Мухаммед мог размахивать мечом; Будда мог дать личный совет; Конфуций мог предложить мудрое решение; но никто из них не мог предложить прощение за все людские грехи. Христос – единственный, кто достоин безграничной преданности и служения”.

Незаслуженный дар
Библия называет бескорыстное прощение Бога через жертвенную смерть Христа милостью. И если помилование спасает нас от того, что мы заслуживаем, то Божья милость дает нам то, что мы не заслуживаем. Давайте еще раз посмотрим, как Христос выполнил для нас то, что мы не смогли сделать для себя сами:

• Бог любит нас и создал нас, чтобы мы знали Его.

• Нам дана свобода принять или отвергнуть эту связь.

• Наш грех и бунт против Бога и Его законов создали стену, которая отделяет нас от Него.

• И хотя мы заслуживаем вечной кары, Бог искупил наш долг сполна через смерть Иисуса Христа, сделав вечную жизнь с Ним возможной.

Боно дает нам свой взгляд на милость.

“Милость противоречит разуму и логике. Любовь препятствует, если можно так сказать, последствиям ваших поступков, что в моем случае – очень хорошая новость, поскольку я наделал за свою жизнь много глупостей… У меня были бы большие неприятности, если бы в конце концов карма воздала мне должное… Она не прощает мои ошибки, но я надеюсь на Милость.  Я верю, что Христос страдал за мои грехи на Кресте, поскольку я знаю самого себя, и надеюсь, что мне не придется зависеть от собственной религиозности”.

Теперь мы имеем картину плана Божьего на века, который соединит всех.  Но одна составляющая все же отсутствует.  Как сказал Иисус Христос и апостолы в Новом Завете, каждый из нас должен ответить на дар, предлагаемый нам Иисусом Христом. Он не заставляет нас принять этот даВы сами выбираете конец
Нам постоянно приходится делать выбор – что надеть, что съесть, какую карьеру выбрать, с каким человеком связать свою жизнь в браке и т. д. То же самое и в наших отношениях с Богом.  Рави Захариа пишет:

“Слово Иисуса Христа открывает, что каждый человек… познает Бога не от рождения, а посредством сознательного выбора, позволяющего Ему вести каждого в жизни по Его правилам”.

Зачастую наш выбор зависит от влияния других. Но иногда нам дают неправильный совет. 11 сентября 2001 г. 600 невинных людей поверили такому неправильному совету и в результате невинно пострадали. Реальная история такова:

Один человек на 92-м этаже южной башни Всемирного торгового центра услышал, как самолет врезался в северную башню. Потрясенный этим взрывом, он позвонил в полицию, чтобы узнать, что делать. “Нам нужно знать, следует ли покинуть здание, поскольку знаем, что был взрыв”, спросил он с тревогой в голосе.

На другом конце ему ответили, что покидать здание не нужно. “Советую вам подождать дальнейших распоряжений.”

“Хорошо”, ответил звонящий. “Не покидать здание”.  Затем он повесил трубку.

Вскоре после 9:00 другой самолет врезался в южную башню на уровне 80-го этажа. Почти все 600 человек на верхних этажах южной башни погибли. Невыполнение эвакуации южного здания стало одной из самых больших трагедий дня.

Эти 600 человек погибли потому, что полагались на неправильную информацию, несмотря на то, что она исходила от человека, старавшегося им помочь. Трагедии не произошло бы, если бы эти 600 погибших получили правильную информацию.

Наш сознательный выбор в отношении Иисуса Христа бесконечно более важен, чем выбор, перед которым стояли дезинформированные жертвы теракта 9/11.  Под угрозой – вечность. Мы можем выбрать одно из трех решений.  Мы можем проигнорировать его.  Можем отвергнуть его.  Или – принять его.

Причина, по которой многие в течение жизни игнорируют Бога, в том, что они слишком заняты своими планами. Так обстояло дело и с Чаком Колсоном. В возрасте 39 лет он занимал рабочий кабинет рядом с кабинетом президента США. В администрации президента Никсона он славился своей твердостью и имел репутацию “подручного”, который не боялся принимать трудные решения. Несмотря на это, в 1972 г. в результате скандала Уотергейт он потерял и репутацию, и карьеру. Позднее он скажет:

“Я думал только о себе. Я занимался многими делами, я многого достиг, я преуспел в жизни, но ни разу не воздал должное Богу, ни разу не поблагодарил Его за Его дары. Я никогда не задумывался над тем, что может быть “несоизмеримо могущественнее” меня, и если в какие-то мимолетные мгновения и думал о безграничной власти Бога, то никак не связывал Его со своей жизнью”.

Многим понятно, о чем говорит Колсон. Легко попасть в водоворот событий жизни и не оставить в ней места для Бога. Но игнорирование милостивого дара всепрощения Божьего имеет такие же тяжелые последствия, как и откровенное отвержение. Наш грешный долг все равно остается неискупленными.

В уголовных делах редко кто отказывается от полного прощения. В 1915 г. Джордж Бердик, редактор газеты New York Tribune, отказался назвать правосудию имена своих источников, и, таким образом, нарушил закон.  Президент Вудро Вильсон объявил о полном помиловании Бердика за все преступления, которые он “совершил или возможно совершил”. Дело Бердика вошло в историю тем, что он отказался от помилования. После отказа дело было передано в Верховный суд США, который в своем решении поддержал Бердика, заявив, что президент не может никому навязать помилование.

Когда речь заходит об отказе от полного прощения Христова, люди ссылаются на разные причины. Многие говорят, что нет достаточных доказательств, но, как и Бертран Рассел и многие другие скептики, они в действительности недостаточно заинтересованы в поиске доказательств. Другие отказываются, поскольку имеют пример нескольких лицемерных христиан и ссылаются на нелюбящее и непоследовательное поведение, как оправдание своего нежелания заглянуть глубже. А третьи отвергают Христа, поскольку винят Бога в каких-то печальных или трагических событиях своей жизни.

Но Захариа, проводивший дискуссии с творческой интеллигенцией в различных университетах, считает, что основная причина, по которой люди отвергают Бога, — моральная. Он пишет:

“Человек отвергает Бога не по причине интеллектуального неверия или недостатка доказательств.  Он отвергает Бога по причине морального сопротивления, отказываясь признать необходимость в Боге”.

Желание моральной свободы удерживало К. С. Льюиса от Бога в студенческие годы. После того как поиск истины привел Льюиса к Богу, он объясняет, что принятие Иисуса Христа подразумевает большее, нежели простое интеллектуальное согласие с фактами. Он пишет:

“Падший человек – не просто несовершенное существо, нуждающееся в улучшении: он бунтарь, которому нужно сложить оружие. Сложить оружие, сдаться, попросить прощения, осознав, что он был на неправильном пути и готов начать жизнь заново… это есть покаяние в понимании христиан”.

Покаяние означает коренной поворот в мышлении. Именно это произошло с бывшим “подручным” президента Никсона. После скандального разоблачения Колсон начал думать о жизни иначе. Чувствуя отсутствие смысла в своей жизни, он начал читать книгу Льюиса “Просто христианство” (Mere Christianity), подаренную ему другом. Будучи юристом по образованию, Колсон достал блокнот и начал записывать логические доводы Льюиса.  Он вспоминает:

“Я понял, что для меня настало время… спросить себя, готов ли я безоговорочно принять Иисуса Христа , Господа моего в своей жизни? Я словно находился перед воротами и обойти их было невозможно. Или я войду, или останусь перед ними.
Сказать “может быть” или, что “мне нужно еще подумать”, было бы самообманом”.

После такой внутренней борьбы этот бывший помощник президента Соединенных Штатов наконец понял, что Иисус Христос заслуживает его полной преданности. Он пишет:

“И вот, рано утром в пятницу, сидя в одиночестве и глядя на мое любимое море, я ощутил, как те слова, которые я не мог произнести ранее и в смысле которых я не был уверен, естественно истекли из моих уст: “Господь Иисус Христос, я верую в Тебя.  Я принимаю Тебя.  Приди в мою жизнь.  Я отдаю ее Тебе”.