Новая алтайская поэзия

Игорь Муханов
Рядом с Майминским районным краеведческим музеем, в котором проходят заседания литературно-поэтического клуба «Повозочка», садится вертолет. Из кабины выходят президент страны и министры. Гости держат в руках цветы, улыбаются. «Мы – в «Повозочку», - объясняют они сторожу, стоящему у дверей. – Знаете, управляем такой огромной страной, а стихи писать не умеем...»

Не беспокойся, Читатель! Министры не прилетят, президент страны скорее махнет в Америку, чем в Майму. Факты говорят о том, что поэзия сегодня не в моде. Поэты идут в министры, а не наоборот. Почему?

Маленький Принц, герой сказки Антуана де Сент-Экзюпери, прилетев на нашу планету и познакомившись со взрослыми людьми, удивлялся. «Когда говоришь взрослым:  "Я видел красивый  дом из розового  кирпича, в окнах  у  него  герань,  а  на  крыше  голуби",  -  они  никак  не могут представить себе этот дом.  Им надо сказать: "Я  видел дом за сто тысяч франков", - и тогда они воскликнут: "Какая красота!"

Быть может, и мы стали взрослыми, полюбив европейскую цивилизацию, где даже дети мечтают стать взрослыми людьми?


***


Токсичными бывают не только химические вещества, но и мысли. Например, мысли о том, что все может быть измерено и сосчитано.

Упадочная цивилизация боится поэзии. Оттенки и полутона, которые поэзия различает, чужды мышлению автоматов. Упадочная цивилизация боится и поэтов. Их длинные, чересчур длинные шарфы, небритые подбородки – о, как они напоминают ей страшные сцены из Апокалипсиса!

Поэта Евтушенко однажды спросили:

- Где можно ожидать всплеска интереса к поэзии?

- В Латинской Америке, - ответил тот.

- Почему?

- Там происходят революции, люди стремятся к свободе…

Ответ Евтушенко профетичен. Поэзия расцветает лишь на почве подлинной демократии. Европа давно не пишет стихов, погрязнув в кредитно-финансовой кабале и сервисном благополучии. Сегодня всплеска поэзии можно ожидать в Азии и, в частности, на Алтае, частью которой он является.


***


Алтай - особый регион Азии.
 
Здесь проживают как алтайцы, так и русские. Здесь вот уже столетие ожидают пришествия Ойрота – легендарного хана, который освободит людские души от уходящей в прошлое жизни.

Теория алтайца Николая Шодоева говорит об особом типе человека, который складывается сегодня – русском алтайце. Духовное кровосмешение, идущее на пользу векам. Взаимообогащение вместо расчленения!

Каким же он будет, этот человек? Вихрастым бунтарем с ноутбуком под мышкой? Воином Света, взявшим, вместо меча, в руки цветок? Или романтиком, окончившим строительный колледж? Скажем об этом человеке только одно: он будет понимать язык поэзии!

Семья Рерихов, исколесившая Центральную Азию вдоль и поперек, также писала о возрождении Алтая. О том, что в будущем переустройстве народов Алтаю уготовлена ведущая роль.


***


Маркс писал о революции, возможной в отдельно взятой стране. Поэзия в сегодняшней России возрождается в малых народах, еще не успевших глотнуть смертельную дозу постиндустриального цинизма. На наших глазах в Бурятии и Туве возрождаются религия и искусство, алтайская литература также беременна чудом. В Усть-Коксинском районе, например,  местная газета завалена письмами. Стихи, проза, стихи… Пишут, начиная от уборщицы кафе и кончая управляющей коммунальным хозяйством. На заседания литературного клуба ее привозит машина. Талант чтеца помогает проводить планерки. Завгазом читает Веронику Тушнову, отпуская баллон заказчику. А одна женщина ходит на заседания литклуба, не начав писать стихи. «Все равно начну… Чего уж! Потому и пришла!»

Алтай кабацкий перерождается в Алтай литературный.


***


Новая алтайская поэзия уже рождена. Ее кормят манкой искрящихся на солнце снегов, приучая к суровости будней. И поят росою лугов, непременно альпийских, на которые садятся облака, словно уставшие лебеди.

Какой она станет, когда вырастет? Будет ли поклоняться ямбу и хорею или предпочтет свободное течение рассказа кайчи, уходящего летней ночью по тропинкам преданий к звездам?

Алтайцы называют человека ээзин - «имеющий душу». Ээзин – Есенин на русском языке. Имеющий душу будет воспевать душу, видеть ее повсюду. Как Светлана Костина, воспевшая продавщицу на базаре, как Ольга Истомина, которая радуется, как брату родному, встречному бомжу. Как Александра Зыкова, Бронтой Бедюров, Сергей Дыков и многие другие, стоящие у колыбели новой алтайской поэзии.

В ногах ее светит луна, в изголовье сверкает солнце. Новая алтайская поэзия – дочь Ойрота и Сети, именуемой Интернетом. Она – зеркальное отражение своего непростого времени.

Пожелаем новой алтайской поэзии, стремящейся летать на своих собственных крыльях, не пуха, но пера.


***


На Алтае, согласно эпическим сказаниям алтайцев, произойдет последняя битва Света и Тьмы.

Когда-то шли войны за утварь и золото, после этого стали делить территорию. Последняя война будет за чистоту Идей, за Любовь, за Непорочное Детство. Поэзия на этой войне будет работать медсестрой в полевом госпитале, заниматься реанимацией человеческих душ.

Закончу свои заметки просьбой, обращенной к Читателю.

Если увидите на улицах Горно-Алтайска  Пегаса – белого коня с крыльями за спиною, не спешите обращаться в милицию. Он приписан к литературно-поэтическому клубу «Повозочка», расположенному в Майме. К тому самому клубу, о котором так и хочется сказать в рифму:


«Повозочка», вези меня, вези
По жизни на духовное УЗИ!