Вячеслав Вишенин 2 тур

Конкурс Сказка За Сказкой 4
9.1
Сказка о просыпанной соли
http://www.proza.ru/2013/11/17/1460

                Жил да был в Поморье  в прежние времена купец Еремей. Умный был мужик, толковый, хваткий. Серьезным делом занимался – торговал солью со своей солеварни. Отличным варничным мастером был Еремей. Соль из морской воды вываривал. А ремесло  свое  он получил от отца, а тот – от своего отца. Так что, солеварню - труженицу еще дед  строил, сам налаживал, подсобных рабочих нанимал. Еремей сызмальства на солеварне рядом с отцом крутился, познавал секреты варничного мастерства,  помогал, где надо, смотрел, приглядывался. Поэтому, став взрослым, продолжил родительское дело,  в котором разбирался  до тонкости  и любил шибко. Знал, как правильно печь затопить, сколько рассолу в котел налить,  когда вываренную соль вынимать. Одно слово – мастер.  Готовую соль Еремей возил  на продажу по большим  и малым  городам, деревням и селам. И не только. На княжеских дворах ее всегда с охотой покупали, потому, как на соль спрос большой был. Производили ее в те времена мало,  и хорошая соль стоила  дорого.  А соль у Еремея отменная была, высшего качества, белая и без примесей.

                Однажды заехал во двор к Еремею княжеский гонец. Так, мол, и так, великий новгородский князь Святослав просит Еремея прибыть в Новгород с обозом соли, потому как закончилась сия приправа к пище во всем княжестве и надобно сделать очередной запас. Еремей  отвечает гонцу, что  с вечера заготовит все необходимое и  следующим же  утром отправится в дорогу. Но гонец настаивал, чтобы Еремей не мешкал и собирался немедленно. Князь, мол, за спешку обещал каждый мешок соли обменять на такой же с золотом. Так что, пусть Еремей поторопится, да сколько есть мешков с солью возьмет.  Что тут делать Еремею?  Уж больно  не хотелось,  на  ночь глядя,  в дальнюю дорогу ехать. Мало ли кто в пути встретится -  звери дикие или люди лихие. Да захотелось князю угодить, ну и,  деньжат, конечно,  подзаработать. Одним словом, дал наказ своим работникам быстро собираться и выезжать. Поворчали работники, да делать нечего, хозяина не ослушаешься, да и князя Святослава уважить надо. Так вот, через час уже выехали. Одно успокаивало -  дорога знакомая, не первый раз езженная.

                А гонец тот был вовсе и не гонец княжеский. А  разбойник  из шайки Архипа Рыжего, известного вора и бандита.  Тем и промышляла шайка, что грабила,  кого ни попади,  в лесах и на дорогах, не гнушалась ничем.  Прослышал Рыжий Архип, что Еремей в одну поездку за проданную соль хорошую деньгу выручает. Вот и решил одним махом солидный куш сорвать. Потому и послал к Еремею своего гонца с наказом, чтобы тот уговорил купца как можно больше мешков с солью взять.

                Когда обоз проезжал вдоль реки, напали разбойники на людей Еремея, связали всех, да с обрыва в реку побросали. Все потонули, один Еремей спасся. В воде сумел вытащить из-за голенища нож, который разбойники в темноте не заметили,  и разрезал путы. Чуть не потонул, воды нахлебался, однако ж, выплыл на берег и тут же лишился чувств. Очнулся Еремей к утру. Поднялся на берег, глянул вокруг. Никого. Ни телег с солью, ни лошадей, ни людей. Заплакал тут купец, обронил мужскую скупую слезу. Обидно стало Еремею, что так жестоко с ним обошлась судьба. Тут заметил он горстку соли, оставшейся на месте, где на них напали разбойники. Подойдя поближе, Еремей увидел, что от этой горстки тянется тоненькая дорожка из соли далеко вперед. В сторону, куда грабители повезли свою добычу. Видать,  во время ночной потасовки один из мешков продырявили, вот он и начал сыпать. «Эта просыпанная соль приведет меня к тому, кто нас ограбил», - решил Еремей и отправился в путь. Мало ли, много ли, привела его дорога к большому дому посреди леса, где и жили разбойники. Смекнул Еремей, что за лихие люди на него напали. Однако дом  был пуст. Как видно, разбойники всю награбленную соль повезли на продажу в Новгород. И Еремей, не мешкая ни минуты, отправился вслед за ними.

                А в это время Архип Рыжий со своей шайкой, одевшись в богатые одежды и представившись купцом  Белояром из Галиции, уже заканчивал торговлю. Архип получил последние золотые монеты за соль, и. удобно расположившись за трапезным столом, попивал чай с медовым пряником и вел задушевные разговоры с князем Святославом. Тут к князю подошел один из слуг  и доложил, что у порога в княжеские хоромы стоит грязный, оборванный человек и просит дозволение увидеться с  ним. Князь ответил, что не может пустить к себе нищего. Пусть, мол,  скажет охране, что ему нужно. Тогда князю передали, что незнакомец настаивает на встрече и говорит, что у него дело государственной важности. Нехотя князь Святослав разрешил путнику войти.

                «Что тебе нужно,  оборванец?  -  сурово обратился князь к вошедшему. - Говори быстрей. У меня нет времени на разговоры с тобой. Меня ждет почетный гость, уважаемый человек, торговец солью из Галиции, купец Белояр. И если ты сейчас не сообщишь мне весть, которая заслуживает того, чтобы я ее выслушал, получишь пятьдесят ударов палками».  - « О, великий княже! – вошедший склонился в поклоне. -  Я купец из Поморья Еремей. И именно я вез к тебе обоз с солью на продажу. Но по дороге в Новгород нас ограбили. Я – единственный, кому удалось выжить. А человек, которого ты называешь купцом из Галиции, ни кто иной, как вор и разбойник Архип Рыжий. Это он и его люди ограбили наш обоз».  -  «Да как ты смеешь? – закричал Лже-Белояр. - Я честный человек! Великий князь, прикажи выкинуть его на улицу и выпороть хорошенько!»  - «Чем ты можешь доказать правоту своих слов? – обратился Святослав к Еремею. – Ведь то, что ты сказал,  является серьезным обвинением. За такой донос можно поплатиться жизнью».  - «Я могу доказать правду, великий князь. На каждом моем мешке с солью был вышит фамильный вензель – кружок с буквой «Е» внутри, что означает «Еремей». Стоит осмотреть мешки и  истина тут же откроется».  - «Неправда твоя! Никаких вензелей на мешках не было. Я сам лично проверял» - воскликнул Лже - Белояр и… осекся, поняв, что тем самым выдал себя.  И теперь уже ничто не могло спасти его от неминуемой кары.

                Суров был гнев князя Святослава. Архипу Рыжему и всей его шайке отрубили головы. Ни мольбы о пощаде, ни лживые уверения о начале честной жизни не могли  разжалобить  справедливого князя. А Еремея с почетом и славой проводили домой. По возвращению купец снова занялся своим мирным и очень нужным делом. Эту историю передавали из уст в уста, из поколения в поколение, и до меня она дошла через шестые руки.  Не знаю, правда или нет,  но, говорят,  именно с той поры пошла примета, что просыпать соль – это не к добру.

9.2
Сказка о голове с кнопкой
http://www.proza.ru/2013/03/18/1251

                Жил да был человек с кнопкой на голове. А для чего кнопка,  спросите вы? А для того, чтобы голову можно было включать и выключать. Захотелось, например,  подумать о чем – нибудь…Ррраазз!... И включил голову. Мозги заработали, мысли задвигались туда-сюда. А потом, допустим, расхотелось думать…. Ррааззз! И выключил голову. Мозги встали, мысли испарились, как будто бы их и не было. Очень удобно.

                А человек этот был лодырь. Лентяй,  каких свет не видывал. Никогда не хотел ни о чем долго думать, не хотел напрягать свои мозги. Так и жил постоянно с выключенной головой. Никаких забот, никаких хлопот. Жил в свое удовольствие. Жил -  не тужил. Ел да спал, спал да ел. А если брался за какую  работу – все у него в руках портилось, ломалось, разбивалось и горело. Конечно! Голова – то ведь выключена, мозги не работают. А как можно что-то делать без мозгов? Правильно, нельзя! Но он делал. Портил, ломал,  но делал. И ни за что не переживал. Переживать нечем было.
 
                Потом за него все приходилось переделывать, исправлять, ремонтировать. Все ругали этого бездельника, называли его Раздолбаевым, наказывали, заставляли переделывать,  а ему было все равно. Хоть кол на голове чеши! Не было у Раздолбаева ни друзей, ни семьи, ни  работы. А откуда это  может быть у человека, который никогда ни о чем не задумывается, не чувствует, не переживает? Да и фамилия у него была другая. Просто все его так прозвали за его безграничное головотяпство.

                Как-то сидел этот Раздолбаев на скамеечке возле своего дома. Пригрелся на солнышке, да задремал. Вдруг видит, спускается медленно на облачке старичок. В белой одежде, весь такой седой, с бородой и клюкой в руках.  Опустился пониже к Раздолбаеву и говорит: « Я  за тобой пришел. Садись на облако, сейчас полетим». - «Куда?» - удивленно спрашивает Раздолбаев. «Наверх»,  - отвечает старичок. «Куда наверх?» - еще больше удивляется Раздолбаев. «На небо», - спокойно молвит дед. «А зачем?» - заволновался Раздолбаев. « А затем, что здесь тебе не место. Нечего тебе на земле делать. Люди приходят на землю, чтобы жить, трудиться и приносить пользу. А от тебя никакого толку нет – так что и жить тебе незачем. Собирайся!» -  «А если я не хочу!» - возмутился Раздолбаев. «А тебя никто и не спрашивает, - рассердился дед. – И давай поживей. У меня еще много дел. Таких как ты с десяток забрать нужно».

                Испугался тут Раздолбаев. « Погоди, дедушка, не забирай меня. Я сейчас включу кнопку на голове, заживу совсем по- другому и стану приносить пользу». - « Нет у меня времени тебя ждать, - сердито отвечает дед. - И так из-за тебя очень много его потерял». - «Сейчас – сейчас», - умоляет Раздолбаев. Нажимает на кнопку…, а она не включается. Он еще раз. Без толку. Молчит, проклятая. Испортилась за долгое время. Весь холодным потом покрылся Раздолбаев. Не хочет он с дедом на небо, хочет на земле остаться. «Ну, все. Терпение мое лопнуло», - сказал старичок, протянул к Раздолбаеву свои старческие костлявые руки, крепко ухватил его, посадил на облако и взмыл ввысь. «Не хочуууу!!!» - в ужасе закричал Раздолбаев, рванулся изо всех сил, вырвался из стальных объятий старика, оттолкнулся посильнее от облака, полетел вниз... и проснулся.

                Глядь! Лежит он земле возле своего дома. Оказывается, задремал да и упал со скамеечки. Потрогал голову, голова цела. Только шишка небольшая. «Ну, вот и хорошо. Жив! А раз жив – надо начинать новую жизнь. Неспроста ведь этот дед ко мне прилетал. Не хочу больше с ним встречаться. Надо все исправлять и новую жизнь начинать. А для начала включу-ка я кнопку». Нажимает..., а она не включается. Он и так ее и эдак. Ничего не происходит. Испугался тут пуще прежнего Раздолбаев, заревел белугой. Лихорадочно задвигал кнопкой туда – сюда … и включил – таки. Ооп! Заработала голова, мозги зашевелились, мысли задвигались.  Вспомнил тут мужик, что никакой он не Раздолбаев, а Иван Петров. И что когда - то он был неплохим работником. И что руки, наверняка, еще помнят ремесло. А  впереди у него целая жизнь, и много важных дел, которые кроме него никто не решит и не переделает. Встал тут Иван, да пошел в дом, чтобы умыться, переодеться  да рукава засучить. А кнопку эту, проклятую,  он с головы убрал, чтобы она ему впредь  не мешала и не напоминала о прошлом.