Липочка

Анатолий Комаристов
Прошло уже много лет, но отдельные события далёких детских лет остались в памяти на всю жизнь. Я учился тогда, наверное, в третьем, а может быть в четвёртом классе. Однажды летом я впервые увидел женщину, одетую в тряпье. Она с трудом пыталась пролезть из соседнего сада в довольно узкую щель в плетне. Я не сразу сообразил, кто предо мною: человек или «баба-яга». Перед тем, как вороху тряпья появиться на тротуаре, в небольшую дырку пролезла черная от грязи маленькая лохматая дворняжка. Для приличия тявкнула несколько раз на меня, возможно, с целью знакомства и замолчала. Терпеливо дождалась хозяйку, которая окончательно запуталась в своих лохмотьях и хворосте.

Некоторое время женщина стояла около плетня, поправляя свою необычную «одежду», затем медленно пошла в сторону детского дома, рядом с которым мы жили. Невысокого роста, вся в каких-то тряпках, драных платьях, с растрепанными волосами. На голове у неё было несколько старых ярких платков, из-под которых выбивались пряди, свалявшихся волос. На ногах большие резиновые галоши, подвязанные веревками и цветными шнурками. Непонятного цвета куртка, фартук цветочками. На руках она держала сверток, похожий на спящего ребенка, закутанного в порванное цветное стеганное одеяло, и что-то тихо и нежно напевала ему.

Увидев это оборванное «чудо», я даже немного испугался и быстро метнулся в свой двор. Но калитку плотно закрывать не стал, оставив небольшую щель для наблюдения за «оборвашкой». Бабушка, работавшая во дворе, заметив мой неподдельный испуг, тяжело и грустно вздохнула, потом улыбнулась и сказала мне:
— Не бойся эту тётю. Ох-хо-хо-хо… Господи! Прости нас грешных, - и перекрестилась. — Запомни. Эту тётю зовут Липочка. Точнее Олимпиада Андреевна. Когда-нибудь я расскажу тебе о ней.

Бабушка открыла калитку, и мы вышли на улицу. Липочка посмотрела на меня и улыбнулась.
— А как тебя зовут, детка? - обратилась она ко мне.
— Анатолий, - ответил я. — Толик…
— Красивое имя. В переводе с греческого означает Восток. Наверное, будешь жить на Дальнем Востоке.
«Откуда она знает греческий язык?», - подумал я. Это уже потом бабушка рассказала мне, что Липочка окончила педагогический институт.
— И кем он тебе доводится, Антониха? - обратилась она к бабушке.
Никто из соседей и знакомых не называл мою бабушку Ирина Антоновна. Для всех она была просто Антониха. Городок наш был небольшой, но, как потом мне сказали, Липочка знала многих по имени, а некоторых, кто постарше, и по отчеству.
— Внук, - ответила бабушка и погладила меня по голове.
— Ну, Слава Богу! Пусть растет. Вижу умным человеком будет. Глазенки любопытные у него. Спокойный он у тебя, не нервный и смелый. Хороший человек вырастет. Дай Бог ему здоровья. Правда, в жизни у его будет много несчастливых дней, но он справится с ними.  Ты знаешь, Антониха, в людях я ошибаюсь редко…
Липочка достала из кармана фартука грязный пряник, подала его мне и побрела в сторону детского дома, откуда навстречу ей уже бежала большая группа детворы с криками:
— Липочка пришла! Липочка! Липа-а-а...

Дети окружили её плотным кольцом, бесцеремонно лазили по карманам, доставая фрукты и лакомства. Я обратил внимание, что каждый ребенок, получив что-то вкусное, кланялся Липочке. Она гладила их по головам и плакала. Причем, каждого ребенка она называла по имени. За все время встречи с ними ни на кого не прикрикнула, не повысила голос. Получив подарки, дети тут же отходили от неё. Она доставала из своих многочисленных карманов конфеты, груши, пряники, яблоки и раздавала их детям. Кстати, как потом, гораздо позже, я узнал, что горожане разрешали Липочке свободно ходить по садам и собирать упавшие спелые фрукты.

...Шло время. Я стал старше. Мне часто доводилось встречать Липочку на базаре или просто на улице. Меня никто не учил, но какое-то внутреннее чувство, заставляло, не знаю почему, обязательно поздороваться с нею, поклониться ей, дать конфету, пряник или несколько копеек. Она отлично до сих пор помнила, что меня зовут Толик. Говорила мне спасибо, низко кланялась и осеняла крестным знамением.

Однажды бабушка, вдруг, ни с того ни с сего, сказала мне:
— Я обещала тебе рассказать о Липочке. Будешь слушать или пойдешь гулять с ребятами?
— Конечно, буду слушать, - ответил я.
— Ну тогда, слушай...
Бабушка на несколько секунд задумалась, тяжело вздохнула, почему-то перекрестилась и начала свой рассказ.

— Липочка, вернее Олимпиада Андреевна и её муж Николай Павлович, после окончания Курского пединститута получили назначение в село Пушкарное, где должны были открыть начальную школу. Ты знаешь где находится это село?
— Да, знаю. Это как идти по дороге в Пушкарский лес, в конце нашей улицы.
— Правильно… К этому времени они уже были мужем и женой. Липочка родила девочку. Назвали её Аня. Жители села обрадовались, что, наконец-то в селе откроется начальная школа. Под школу колхоз выделил большой пустующий дом, где в одной половине хотели оборудовать класс, а другую использовать, как квартиру. Общими усилиями дом довольно быстро привели в порядок. До этого дети ходили в ближайшую городскую школу. Все работы были закончены вечером в последний день августа и уставший народ разошелся по домам. Охраняла дом маленькая дворняжка, бегавшая на цепи по проволоке от дома до сарая.

Липочка проснулась от громкого лая собаки. В доме ничего не было видно из-за дыма, а за окном полыхала соломенная крыша. Кто-то на улице громко закричал:
— Пожар! Люди! Пожар...
На крики сбежались жители села, но жаркий август и небольшой ветер быстро сделали своё дело. Вынести из дома практически ничего не успели. Телефон был только в сельсовете, на краю села. Пока бегали в сельсовет звонить - шло время. Приехали на лошадях пожарники, с двумя бочками воды. Вскоре появился дежурный наряд милиции и увез с собой Николая на допрос, как будущего директора школы. Он успел только крикнуть: «Люди! Ищите Липу и Анечку».

В общей суматохе все забыли о Липочке и девочке. Искали их в соседних садах, вокруг пожарища, но их нигде не было. Наконец, кто-то услышал в кустарнике плач и крики Липы. Она сидела в ночной рубашке, держала на руках, завернутый в одеяльце труп дочери и жутко кричала. Девочка не подавала признаков жизни. Она задохнулась в дыму. Многие жители почувствовали запах бензина. Все понимали, что дом подожгли. А вот кто и зачем это сделал - не знали…

Бабушка замолчала, задумалась и потом сказала:
— Кто-то очень не хотел, чтобы в селе появилась школа и учителя. Время было очень сложное. Любили тогда «пускать петуха». Сейчас тебе не понять этого... Когда рассвело, на месте школы догорали бревна и сиротливо стояла, как памятник дикости и варварству, одинокая печная труба. Из милиции вернулся Николай. Долго рыдал над трупом дочери, а потом ушел в соседний сад и покончил с собой. Липочка в одну ночь потеряла дочь и мужа.

...Бабушка надолго замолчала, вытерла концом платка слезы и, немного успокоившись, продолжила свой рассказ. Я жалел бабушку, которая расстроилась, но и очень хотел услышать конец этой печальной истории. Дальше бабушка рассказала, что Липочку уговорили поехать на осмотр в больницу и там попытаться забрать у неё труп дочери. Она никому не отдавала его.

Липа сошла с ума. Шли дни. Надо было думать о похоронах дочери и мужа. В нашей больнице психиатра никогда не было и Липочку положили в отдельную маленькую палату. Напоили снотворными лекарствами, и медсестра заменила труп её дочери на большую гуттаперчевую куклу, закутав в те же обгоревшие тряпки. Тронутая умом мать возилась с куклой, как с дочерью… С живой дочерью... А Николая и Аню похоронили в одной могиле.

Липочка лежала в больнице очень долго. С трудом удерживалась в палате. Рвалась к Ане и мужу. Приезжал психиатр из Белгорода. Когда врачи убедились, что она не представляет опасности для себя и окружающих её из больницы выписали. Идти ей было некуда. Родителей или близких родственников в городке не было, и она блуждала по улицам города, по базару. Какая-то богомольная старушка в селе Пушкарное приютила её у себя.

Сейчас уже трудно сказать, кто из горожан впервые заметил, что Липочка обладает даром предвидения, предсказания. Она не останавливала прохожих, как это делают цыгане, предлагая погадать. Липочка, обратив внимание на кого-либо из прохожих, могла идти за ним какое-то время и что-то шептать, иногда размахивая свободной рукой и осеняя человека крестным знамением. Кому-то она предсказала неприятности в семье, кому-то тяжелую травму, неизлечимую болезнь, неприятности на работе. И как ни странно её предсказания, как правило, сбывались.

...Бабушка снова замолчала, как бы вспоминая что-то очень важное. Долго молчала, а потом продолжила свое повествование.

...В 1948 году я окончил школу, поступил в институт. После окончания учебы был призван в армию и направлен на Дальний Восток (предсказание Липочки сбылось!). Когда через два года мы с женой приехали в отпуск, Липочка, увидев меня около дома, воскликнула:
— Толик приехал!

Через несколько лет мы снова приехали в Корочу. Я хотел увидеть Липочку и поговорить с ней. Но оказалось, что несколько лет назад Липочка умерла. Бабушка рассказала мне, что однажды кто-то из сельчан на сельском кладбище увидел на могиле Николая и Ани труп Липочки. Люди пришли на кладбище. Никто не хотел верить, что Липочки уже нет. Многим казалось, что ещё несколько минут и она встанет с могилы мужа и дочери. Она лежала на животе, обняв крест, фотографию и куклу двумя руками. Кто-то из местных жителей, ещё тогда на пожарище нашел в железном сундучке небольшую фотографию Николая, Липы, Ани и прикрепил её к кресту. Рассказывали, что хоронили Липу всем селом. А старенькая бабушка, у которой жила Липочка, якобы потихоньку без конца повторяла, как бы разговаривая сама с собой: «Господи! Неужели вы не видите? Она же была святой женщиной».