Был ли Иисус Человеком?

Юрий Шибаловский
                ХИЗЕР  УИППС
               
                Был ли Иисус Человеком?
   
История Иисуса, возможно, является самой известной на Земле.
  Однако, насколько мы обладаем  действительно достоверной информацией о человеке, вокруг образа которого сформировалось Христианство, остаётся предметом многочисленных дискуссий между учёными, согласившимися относительно некоторых элементов жизни Иисуса из Назарета, и учёными, горячо оспаривающими их.
    Мы не располагаем письменными свидетельствами современников Иисуса,  непосредственно наблюдавших его при жизни, и поэтому историкам приходится полагаться на интерпретации четырёх основных канонических текстов Евангелия, которые в основном были написаны несколько десятилетий после его смерти.
  Как сказал Тобиас Хэгэрлэнд, докторант Университета Гетеборга в Швеции, отделить реальную личность от мифа дело очень непростое, но представляет интерес для людей всех вероисповеданий,
   " Я думаю, что для человека является вполне естественным вопрос "почему" произошло то то и то то, и это не совсем те вопросы, которые призвано решать Евангелие, - говорит Хэгэрлэнд. - Как верующим Христианам, так и критикам этой религии интересно узнать, какие аспекты Христианства коренятся в исторических фактах, а какие происходят  из религиозных убеждений  и знаний, которые, на самом деле, нельзя оценивать с исторической точки зрения."
    Иисус не представляет собой абсолютную тайну.  «Иисус» истории не является полной загадкой для исследователей Библии, которые часто делают различие между человеком и религиозной фигурой, изображенной в Священных Писаниях.
     " Мы знаем кое-что об историческом Иисусе - меньше, чем думают некоторые Христиане, но больше, чем думают некоторые скептики.   Хотя несколько книг недавно утверждали, что Иисус никогда не существовал,  свидетельства того, что он реальная личность,  являются убедительными для подавляющего большинства ученых, будь то христиане или не христиане, - сказал Маркус Борг, профессор религии и культуры в Университете штата Орегон и сотрудник Семинара Иисуса, группы выдающихся ученых, ведущих дебаты о достоверности  жизни Иисуса, изображаемой в Библии.
  Профессор Борг перечислил те факты об Иисусе, которые были приняты как достоверные большинством учёных:
 
  1)  Иисус родился  приблизительно перед 4 г. до Н. Э..   Он вырос в Назарете,  маленькой деревне в Галилее среди крестьянского сословия. Отец Иисуса был плотником, и сам Иисус приобщился к этому ремеслу, а это означает, что они, вероятно, в какой то момент потеряли свою сельскохозяйственную землю.
   
2)  Иисус был воспитан и идентифицирован как  еврей, и он оставался полностью евреем по духу и воспитанию всю свою жизнь. В  его намерения не входило создание новой религии.  Скорее всего, он видел себя  как последовательный апологет иудаизма.

3)  Повзрослев, он покинул Назарет, встретил пророка  Иоана, который крестил его.
Во время крещения, вероятно, у Иисуса было некое  божественное видение.

4) Вскоре после этого Иисус начал проповедовать послание о том, что мир может быть преобразован в "Царство Божие."
 
5) Он стал знаменитым врачевателем, учителем и пророком.  Рассказы о  Его достижениях как целителя занимают большую часть еврейской традиции.

6) Он был казнён Римскими властями.
     Его последователи познали Его после его смерти. Ясно, что у них были видения Иисуса, каким они знали его во время его исторической жизни. Только после его смерти они объявили Иисуса "Господом" или "Сыном Божьим". 
            "В промежутке между этими точками, исторические детали трудно проверить," - говорит Борг, который считает, что значение менее "правдоподобных" историй  Библии - такие, как воскресение - заключается не в том, произошли ли они на самом деле, но в том, что они значили для последователей Иисуса.
    "Если мы понимаем эти истории как притчи об Иисусе - как метафорические истории о нём - тогда вопрос об их достоверности снимается сам собой или становится не актуальным, - сказал Борг. - С этой точки зрения, не имеет значения, родился ли Иисус от девственницы и превращал ли он воду в вино или шёл по воде. Тем кто настаивает на достоверности этих свидетельств, я бы сказал : " Не будем спорить о них, давайте поговорим о том, что они означают.""
 Хэгэрлэнд допускает, что  некоторые части Библии, вероятно, отклоняются от истории для усиления эффекта и негативная реакция общественности на проповедь Иисуса о прощении является одним из примеров. 
"Реакции, изображённые в Евангелие, должно быть, преувеличены, потому что, насколько мы можем знать из исторических исследований, ни один еврей первого века не считал бы провозглашение прощения кощунством, - говорит Хэгэрлэнд. -  Гораздо более вероятно то, что полемика по поводу провозглашения Иисуса о прощении не опирается на исторический опыт, но был вставлена для риторических целей."
   Хотя наказание распятием находилось в соответствии с римским правом во времена Иисуса, как говорят историки, обстоятельства распятия Иисуса, конечно, стёрлись в памяти за десятилетия после его смерти.
"Исторически сложилось, что Иисус был казнён  римской императорской властью при поддержке еврейских высокопоставленных священников.  "С точки зрения истории, - сказал Борг, -  Иисус не умер "за грехи мира", но был убит силами, которые правили этим миром."

"Его последователи нашли смысл в его смерти, - говорит Борг, -  и хотя Иисус, вероятно, считал себя пророком, названия приписываемые ему, как Мессия, Сын Божий, Господь, и так далее, скорее всего,  являются пост-пасхальными утверждениями его последователей [и] свидетельствами того значения, которое он приобрёл в их  жизни. Как свидетельства, они являются мощным подтверждением существования Иисуса,  а для Христиан, к тому же абсолютно истинными, хотя они, вероятно, не относятся  непосредственно к Иисусу. "

                НАТАЛИ  УОЛЛХЕР 

 ПОДДЕРЖИВАЮТ ЛИ ФИЗИЧЕСКИЕ  СВИДЕТЕЛЬСТВА СУЩЕСТВОВАНИЕ  ИИСУСА?
          

Большинство историков и теологов, как христианских так и не христианских, полагают, что Иисус в действительности ходил по Земле.  Они пришли к этому выводу, более основываясь на свидетельствах библейского текста, чем  на странной коллекции реликвий, представляющей  физические  свидетельства в церквях по всей Европе. 
  От фрагментов текста, написанного на кусочках пергамента до чрезмерно многочисленных щепок, якобы оставшихся от распятия Христа, ни одно из вещественных доказательств жизни и смерти Иисуса не выдерживает научной проверки.
  В документальном фильме "Гвозди из Креста", показанном по историческому каналу, продюсер, Симха Якубович рассказывает историю о двух гвоздях, якобы обнаруженных в Иерусалимской гробнице две тысячелетней давности.   Он приводит обстоятельное свидетельство того  что этим ныне ржавым реликтом Иисус некогда был приколочен ко кресту.
Могила, в которой были найдены гвозди, как полагают некоторые, принадлежала еврейскому первосвященнику Каиафе, который председательствовал на суде над Иисусом, согласно  Новому Завету.
"Если вы посмотрите на всю историю - историческую, текстовую, археологическую, - все они, кажется, указывают на причастность этих двух гвоздей к распятию, - говорит Якубович в фильме. - А так как Каиафа в нашем понимании связан только с распятием Иисуса, то первое что приходит зрителю в голову  так это то что они имеют в виду те самые гвозди."
  В освещении нового фильма агентство Рейтер заявило, что большинство экспертов и ученых, с которыми они связались, отвергли претензии режиссера как надуманные и назвали это рекламным трюком.
   Святой антураж  является очень привлекательной темой для рекламных  фальсификаций.
    В 1911 английский учёный Герберт Турстон подсчитал количество гвоздей, требуемое, по тем понятиям,  для распятия Христа.   
  Хотя только три или четыре гвоздя (точное число не установлено), как предполагалось, использовались для распятия Христа на кресте около 30 г. н.э.,  в 1911 году, 30 святых гвоздей хранились в святых сокровищницах  Европы.
В записи в Католической Энциклопедии, Терстон, иезуит, предложил объяснение такого избытка святого реквизита: "Вероятно, большинство начало с утверждения об обладании факсимиле, которого коснулась или  наполняла стружка от некоторых других более древних гвоздей.  Без сознательного обмана достаточно легко таким способом достичь в очень короткое время репутации оригиналов. "
   Аналогичным образом,   щепы от "истинного креста" - креста, на котором был распят Иисус, -  разбросаны по всей Европе в таком изобилии, что ими можно заполнить корабль, в соответствии с этим известным замечанием, богослов  16 века Жан Кальвин говорит: " Нет ни одного аббатства, даже самого бедного, которое бы не имело реликт.  В некоторых местах есть большие фрагменты, как например, в  Святой Часовня в Париже, в Пуатье и в Риме, где довольно большое распятие, как говорят, было сделано из реликтов.   Короче говоря , если все образцы, которые приписываются к распятию Христа, собрать вместе, то  они бы  наполнили большое грузовое судно. Тем не менее, Евангелие свидетельствует, что один человек был в состоянии нести его. "
       Пожалуй, самой известной религиозной реликвией в мире является Туринская плащаница, которая, как полагают многие, является погребальной тканью Иисуса.
 Одеялу размером 14-на-4 фута, имеющего на себе призрачный отпечаток мужского тела, поклоняются миллионы паломников в соборе в Турине.  Но с научной точки зрения, Туринская плащаница является подделкой.
Радиоуглеродная экспертиза плащаницы показала, что она не относится ко временам Христа, но как ни странно к 14 веку, именно к тому времени, когда Туринская плащаница впервые была упомянута в исторических записях.
В документе, написанном в 1390 году епископом  Франции Пьером Д'Арси утверждалось, что лик Иисуса на ткани был " искусно изображён" , и этот факт " подтверждает тот художник, который нарисовал его."
Сегодня, католическая церковь официально не подтверждает подлинности Туринской плащаницы, хотя многие из верующих, в том числе Папа Бенедикт, заявляют, что они лично верят в ее святость.
Существует также окровавленная ткань, которой предположительно была обернута голова  Христа, когда он умер и которая с 718 г. занимает почётное место в соборе в Испании.  Тип крови на этой ткани является очень распространённым на Ближнем Востоке, но не в Европе, в результате чего многие считают, что это кровь Христа. Однако, как пишет Джо Никкел в своей книге «Реликвии Христа" (University Press Кентукки, 2007 г.), ткань  неоднократно подвергалась углеродной экспертизе, которая датировала этот реликт примерно 695  н.э.,годом - тем временем, незадолго до которого появилось упоминание о нём.
    Семьдесят металлических книг, якобы обнаруженных в пещере в Иордании, были объявлены самыми ранними христианскими документами.  Датируя их буквально  несколькими десятилетиями после смерти Иисуса, ученые называют их "свинцовым кодексом" (они написаны в виде кодекса и отлиты из свинца) и считают эту находку самым важным открытием археологии.
 Даже BBC News заявил: "Никогда еще не было найдено реликта  такого масштаба, свидетельствующего о раннем христианском движении на его родине  в  самом начале его истории."
Христиане принимают книги  как доказательство существования Иисуса, потому что на одной из страниц имеется его изображение.  Рядом с ним расположен фрагмент текста "Я пойду путём праведника", который многими интерпретировался как ссылка на воскресение Иисуса - убедительно свежее свидетельство того что это действительно произошло.
Но как сообщили  "Маленькие Тайны Жизни", свинцовые кодексы являются подделками - нагромождением анахронизмов,  диалектов и заемных изображений, вероятно, кованых в течение последних 50ти лет.  "Образ, который они приняли за Христа, является богом солнца Гелиосом, отчеканенным на монете с острова Родос," -  сообщил прессе археолог Оксфорда Питер  Тонеманн.   "Есть также некоторые нелепые надписи на иврите и греческом языках."
 Основной ученый, который поддерживал их подлинность, оказался, как  позже выяснилось, посредственным мыслителем без реальных полномочий.
    Поддельные христианские реликвии, такие как кодексы, являются довольно распространенным явлением, говорит Кимберли Боуиз,  археолог из Университета Пенсильвании. "Стремление современных людей найти вещественные  свидетельства из первых двух веков христианства намного сильнее, чем сами фактические свидетельства, - говорит  Боуиз. "Это потому, что число христиан в этот период было невероятно мало - вероятно, менее 7000 на период 100 г. н.э.  - и потому что они не отличались существенным образом от своих еврейских собратьев."
Одна из наиболее важных археологических находок,  которая на самом деле восходит ко временам Иисуса, может служить или не служить доказательством его существования, в зависимости от того кому вы зададите этот вопрос.  Свитки Мертвого моря, документы в виде пергаментов и папирусов, найденные в пещере в Израиле в 1940х годах, были написаны в период между 150 г. до н.э. и 70 н.э.
В одном месте свитка упоминается "Учитель праведности".   Некоторые говорят, что учитель это Иисус.   Другие утверждают, что он мог быть кем угодно.
Один из свитков Мертвого моря, Заповеди Торы, предоставляет собой религиозные инструкции членам еврейской веры, и включает еврейский календарь, религиозные законы (так называемый halakhot) и информацию о храме и его ритуалах.
До того как Иисус был распят,  говорится в Евангелие, римские солдаты надели терновый венец на его голову в качестве издевательской насмешки над его царством. Многие христиане считают, что тернистые орудия пытки сохранились  до сих пор, хотя и частично разбросаны по всей Европе. Один почти целый венец находится в соборе Нотр-Дам в Париже.  Документированная история венца Нотр-Дама восходит, по крайней мере, к 16 веку - впечатляющее происхождение - но это не дотягивает до 30 г. н.э.. Кроме того, венец в Нотр-Даме полностью лишен шипов.
    Лучшим аргументом в пользу Иисуса, как некогда жившего человека, является, конечно, сама Библия. Синоптические Евангелия от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, как считают ученые, были написаны четырьмя последователями Христа спустя  десятилетия после его распятия.
Есть еще и другие Евангелия, хотя не канонизированные, но написанные почти современниками Иисуса.    Многие детали их отличаются в описаниях его жизни и смерти, но есть также много общего, и в результате многовековых исследований учёные пришли к выводу, что такой человек по имени Иисус действительно существовал.
  " Мы знаем некоторые вещи об историческом Иисусе - меньше, чем думают некоторые Христиане, но больше, чем полагают некоторые скептики, - говорит Маркус Борг. - Хотя несколько книг утверждали, что Христос никогда не существовал в действительности, основная часть учёных, как Христиан, так и не Христиан, считает , что свидетельства позволяют признать Иисуса  исторической личностью."