Экспедиция

Геннадий Серов
    В этом, 2005 году, с началом навигации, наша группа вновь полетела в командировку на север, в порт Тикси, который находится в устье реки Лены. В Тикси начинает работать новый передатчик на международной частоте 518 кГц. После развала Советского Союза Россия практически осталась без торгового флота. Сейчас постепенно начинает всё возрождаться, и для передачи информации по безопасности мореплавания в море Лаптевых построена станция Навтекс.

   Станции этой системы уже работают в северных широтах, Баренцевом и Чукотском морях. Но на самом Севере пока их нет. Дело в том, что информацию MSI (maritime safety information – информация по безопасности мореплавания) суда также получают через спутники Инмарсат (Inmarsat – international maritime satellite). Но спутники находятся на геостационарной орбите над экватором, и уверенный приём осуществляется до семидесятого градуса северной и южной широт, а севернее и южнее информация проходит с искажениями. Кроме того, порт Тикси находится как раз между зон охвата индийского (IOR – Indian ocean region) и тихоокеанского (POR – Pacific ocean region) спутников. Вот наша станция и обязана будет заполнить этот информационный пробел в море Лаптевых.


   В прошлом году, правда, мы добирались до Тикси на гидрографическом судне, а сейчас летим из Санкт-Петербурга на самолёте. Вначале нас посадили в Новосибирске, затем завернули в Иркутск, а уже потом приземлили в Якутске, где и застряли, потому что Тикси не принимал. 12 июля там выпал снег и засыпал всю взлётную полосу в аэропорту. Два дня жили в гостинице, благо гостиница в Якутске рядом с аэровокзалом, но рейс постоянно задерживали, а мы рвались к месту работы. Больше всего всегда гнетёт бездействие. Так как время от времени  нам приходилось обращаться в справочное аэропорта, сами собой появились вот такие строчки.

В аэропорту

На вас смотрю в который раз:
Отправьте нас, отправьте нас.
Но вы задержку вновь даёте,
А главное, совсем не врёте.
На риф мы сели? - Нет, на дно,
Приду ещё взглянуть в окно.
Мы ждём, скажите, что летим,
И это лучше, чем интим

  13 июля, наконец, дали добро на вылет, и мы добрались до Тикси. Прохладно, залив ещё покрыт льдом, и вокруг белеют верхушки сопок.
 

    Из Архангельска вышли наши гидрографические суда:  “Яков Смирницкий” и  “Сергей Кравков”, на которые будут погружены отработанные РИТЭГи (радиоизотопные тепловые электрогенераторы, работающие на распаде стронция 90). Далее их доставят в Мурманск на утилизацию. Старые генераторы уже отработали более двадцати лет, и теперь их будут заменять более экологически чистыми источниками питания.

   Меня направляют на г/с “Я.Смирницкий” с единственной целью: определить дальность действия передатчиков нашей станции Навтекс. Почти через месяц долгожданный теплоход дошёл до порта Тикси, а Тикси в переводе с местного языка – это место встречи.
18 августа отошли от причала. Вышли из порта, прошли маяк Бруснёв, обогнули мыс Муостах, и дальше наш маршрут будет следовать через губу Буор – Хая в море Лаптевых.

Мы вышли как всегда, под вечер,
Успеть на место подойти.
Расставить сети, ночку встретить,
Ненастье чтобы обойти.
Бруснёв прошли - маяк весь в дымке,
На горизонте ждёт коса.
Муостах мыс, бало;к с подпоркой,
Здесь наше место не спроста.
Поставим сети для начала,
Работа требует затрат.
Вот туча зубы показала,
Ей каждый, точно, уж не рад.
Внизу вода и сверху мочит,
А через тройку там часов
Проверить сети не захочешь,
Уже весь мокрый до концов.
Но все невзгоды отдыхают,
Когда ты видишь, что к тебе
Прям к сетке Омуль подплывает,
Муксун и Чир -  в почёте все.
Бывает, Ряпушка прорвётся,
Осётр заденет усом сеть,
А если Нельма в вас упрётся,
Захочешь песни тогда петь.
Торпеда эта, как акула,
На Севере идёт гурьбой.
Не та, конечно, у ней шкура,
Но попотеешь с ней, друг мой.
За двадцать килограммов будет,
Набьёшь ей лодку дорогой.
На берегу костёр раздуют,
Нас ждут с уловом, "Боже мой!".
Пятиминуточку сварганят,
Сто граммов здесь совсем не грех,
И снова лодку протаранят
На сети в бой, какой тут смех.
Работа хуже здесь “укола”,
Не любит море слабаков.
И вновь уходят все от мола -
Рыбалка - счастье рыбаков!

P.S.   Бало;к – это специальный домик зимовщиков на больших полозьях, который тягачи на буксире перемещают с места на место.

   На мысе Муостах находится старое кладбище репрессированных из Прибалтики, когда-то здесь был лагерь-поселение. Берег в этом месте крутой. Кладбище расположено высоко над водой, где свободно гуляет только ветер. На кладбище сейчас установлен памятник бывшим ссыльным. Родственники, которые специально приезжали для возведения этого монумента, изготовленного в Прибалтике. Деревянные кресты на кладбище покосились, но ещё стоят -  в вечной мерзлоте всё долго сохраняется. “Микробы мёрзнут на корню”, как я уже писал.
У этого мыса мы однажды как-то были на рыбалке и это забыть никак нельзя.

   Наш маршрут лежит  в  Хатангский залив, где предстоит погрузить на борт девятнадцать РИТЭГов, в это же время должен подойти и г/с “С.Кравков”, который также возьмёт одиннадцать штук и направится в Мурманск, а затем уйдёт в другие районы Северного Морского пути. Работать мы будем не только в этом районе, но и в районе острова Котельный, в проливе Санникова.

   Войти кратчайшим путём в Хатангский залив мимо острова Большой Бегичев не удалось, нас встретило огромное ледяное поле до горизонта с десятибалльным паковым льдом, потому что почти три недели дули ветра северных направлений. Капитан принял решение двигаться дальше на север вдоль кромки ледяного поля, чтобы обогнуть остров с севера. Так мы поднялись до семьдесят пятого градуса северной широты и спустились в Хатангский залив, следуя с одной стороны вдоль берега, а с другой - вдоль кромки ледяного поля.

      В мою задачу, как уже было сказано, входит определение дальности действия береговой станции Навтекс, находящейся в порту Тикси. Постоянно веду приём сообщений, по прибору определяю напряжённость электромагнитного поля на частоте 518 кГц, всё регистрирую в журнале.

   Природа вокруг какая-то однообразная, но самое главное – облака здесь висят очень низко. Но так оно и есть, наш “шарик” приплющен с полюсов. Это я заметил, ещё находясь по ту сторону экватора в районе Новой Каледонии, островов Фиджи. Здесь, в принципе, та же картина, только океан другого цвета, и небо не такое прозрачное, как на юге.





Льдины, словно облака,
Летом в море бродят,
Упираются в борта,
Закрывают ворота,
Перемычки сводят.

Дунет ветер с северов,
Поле в берег мчится,
Хуже всех оно врагов,
Здесь закон всегда таков,
На кого молиться?

Перемычки в пресс берут,
Сквозь них не продраться;
К берегу у нас маршрут,
Мы берём их как редут,
Будем упираться.

Старый теплоход уже,
 "Рёбра" под обшивкой
Вылезли на вираже,
Как бугры на той меже,
Где бурьян с крапивкой.

"Жалко стало старика?” -
Капитан смеётся -
 “В лёд не лезем мы пока,
Чуем воду с далека,
К полынье прорвёмся".

Теплоход наш, в общем, друг,
Тридцать лет на службе;
В трудные года от мук,
Перестроек, разных штук
Он спасал нас в дружбе.

И сейчас - российский флаг,
А не иностранный,
Он несёт, как факел, маг,
Кореш и простой чудак,
Труженик наш странный.

= = = = = = = = = = = = =

Облака, проплывая, за мачты цепляют,
Сейчас дотянусь и потрогаю их.
Рукой разведу, по звёздам узнаю...
Твоё отраженье найду среди них.

Та звёздочка, что далеко в поднебесье,
Гори постоянно, со мной говори.
Внизу только лёд, не наше полесье...
Звезда - передай о моей к ней любви.

Да, сверху видней, мы все на ладони…
Ты светом её поцелуй от меня.
Не добежать, “не помогут и кони”...
Знай, что люблю только очень тебя.

= = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = =

“Облака, облака” - пел так Галич давненько.
Облака, облака, где моя деревенька?
Время быстро бежит, небо нас накрывает,
Наша память живёт, о былом вспоминает.

И сейчас облака зацепились за сопку,
Миражи разгляжу и увижу я тропку.
Вдаль уводит она, в пелену из тумана.
На верху хорошо, там вся жизнь без обмана.

  Наконец, 21 августа пришли на наше место, спустились на широту 74 градуса 01 минуты. На берегу уже ждёт “воздушная лошадка” -  вертолёт МИ-8, который должен снять РИТЭГи с объектов и подтащить их на берег. А с берега они на судовой барже будут доставлены к борту теплохода. На каждом гидрографическом судне имеется рабочая баржа с носовой рампой, которая опускается, и через этот проём втаскивается груз, будь это бочки с горючим или, как в этот раз, генераторы, вес их, однако, более 800 кг. Работа спорилась, экипаж на судне постоянный, все специалисты своего дела. Вертолёт таскал генераторы, команда грузила на борт. Мы спешили ещё и потому, что должен подойти в наш район атомный ледокол “Советский Союз”, который поможет нам выбраться из Хатангского залива на чистую воду.
 

   Напротив нас, как раз на траверзе, находится бывшая воздушная воинская часть. Брошен целый посёлок с трёхэтажными домами, с аэродромом, замороженными радиолокационными установками. Конечно, только с внешней стороны они выглядят как рабочие, а на самом деле  всё ценное давно уже сдано в металлолом.

   Работа на судне кипела круглые сутки, благо ночи белые. Баржа от судна на берег шла не в балласте, а везла керосин вертолёту в двадцатипяти литровых канистрах. На корме у нас закреплена цистерна диаметром три метра, в которой мы привезли топливо для “воздушной лошадки”.

   После погрузки всех РИТЭГов этого района вертолёт улетел в Тикси, а мы вечером 22 августа снялись с якоря и подошли к кромке припая, где уже ждал ледокола теплоход типа “река-море”, полностью загруженный металлоломом. Мы сейчас говорим о новых технологиях, а у этих моряков, кроме станции УКВ, больше ничего нет, у них даже нет гирокомпаса. Ходят они, оказывается, по карманному GPS.

Чайки в море, словно гномы,
Что хохочете сейчас?
Вы же птицы, не вороны,
Спойте что-нибудь про нас.

Наш маршрут - от точки к точке,
Между - кучи островов.
Лёд на море - это кочки,
Что в полях и меж холмов.

Чайки, лучше передайте
Вы привет в мой край родной.
Вы со мною поиграйте,
Корку брошу вам рукой.

Расскажите, что тут, в далях,
Лето кончилось давно,
Прокричите о печалях
И о мелях заодно.

Лёд не тает здесь и летом,
И на сердце льдинка есть.
Вы добавьте, что при этом
Мы про дом бормочем песнь.

    В два часа ночи появился плавучий город: атомный ледокол “Советский Союз”. Глядя на него, невольно подумаешь, что крепкий всё же был наш Советский Союз. У него только над главной палубой ещё шесть, а сколько внизу, сам Бог знает. На корме - ангар для вертолета. Выкрашен ледокол  красным суриком, так что виден на фоне льда почти с горизонта. Караван, состоящий из двух судов, он повёл к чистой воде. Через двенадцать часов распрощались с ледоколом гудками и направились на восток к острову Котельный. Сопровождали нас чайки, море покачивало зыбью и 26 августа подошли к проливу Санникова.
 

   Вечером встали на якорь напротив полярной станции “Бунге”, находящейся на юго-востоке  острова Котельный, на земле Бунге.
Сейчас мы находимся на месте пути следования полярной историко-мемориальной экспедиции “БЕННЕТТА-2003”, научным руководителем которой был А.Першин, проходившей на теплоходе “Дионисий Хитров” Ленского объединённого речного пароходства. Экспедиция была посвящена 100-летию похода А.В.Колчака на остров Беннетта.

   В прошлом году генераторы в этом районе снимали силами военной авиации, военные лётчики, ребята очень резкие и быстрые, поэтому с ними было много заморочек. А самая главная беда состояла в том, что они потеряли два генератора, был произведён аварийный сброс. Генераторы радиоактивные работающие, так как процесс распада не останавливается, поэтому из Москвы прилетала целая комиссия, чтобы оценить обстановку на месте. Но в прошлом году их так вывезти и не смогли. В этом году эта задача поставлена перед нами -г/с “Я.Смирницким”, который привёз специальные датские минитрактора с гидравлической подъёмной стрелой.

   По плану эти трактора и должны вывезти повреждённые генераторы с тундры к берегу, а далее на барже их доставят на борт судна. Пикантность вопроса состояла в том, что трактор управляется только, если к нему подсоединена задняя грузовая платформа с краном-стрелой, а без неё он не управляем, а на судовую баржу можно уместить только по отдельности трактор или прицеп. Выкатить груз на берег, возможно, только при условии идеальной стыковки рампы баржи с наклоном береговой черты при штилевой погоде.


   Неожиданно, здесь всё происходит неожиданно, поднялся ветер, разыгралась волна, и два дня мы никак не могли начать операцию по доставке тракторов на берег. После того, как стих ветер, и после многочисленных попыток, при помощи рацпредложений и крепких слов, в конце концов, команде удалось выгрузить два трактора и два прицепа на берег.

   30 августа десант, состоящий из пятнадцати человек, также был доставлен на берег. Команда состояла из нескольких групп специалистов: архангельского лоцотряда, четырёх человек из Москвы (из института, который занимается проектированием, изготовлением и утилизацией таких генераторов), представителя экологи республики Якутия, прибывшего из Якутска, из механиков и матросов судна. Руководил данной операцией главный инженер тиксинской гидробазы, участник прошлогодней эпопеи.

   В полдень тракторный поезд ушёл в тундру, пройти им предстояло 25 километров по пересечённой местности, минуя речки и озёра.
Мы стоим на рейде, поддерживаем связь с экспедицией. Я принимаю сообщения по Безопасности мореплавания, фиксирую в журнале.

               


Ветер - пастух

Ветер - пастух пасёт волны на море,
Вместо лужайки, кругом океан.
Ты не гони их, они же на воле,
Ветер - пастух, неужели ты пьян?

С севера гонишь, бывает, с востока,
А то и совсем с другой стороны.
Остров один стоит у истока,
В дымке он словно у белой стены.

На западе моря Бегичев крышкой,
Ха;танга где-то у нас за кормой.
Может, шмыгнём в полынью просто мышкой,
Ждёт нас Котельный, а здесь хоть завой.

Ветер - пастух, помоги нам продраться,
Сквозь перемычку, на нашем пути.
Пусть ледокол громко будет смеяться,
Помощи лучшей нам и не найти.

Пройдём Столбовой, в море застрявший,
Шторм разыгрался и "лаптем" нас бьёт.
Ждёт вертолёт наш, совсем не уставший,
Рвётся в работу он и в срочный полёт.

Воображенье оазис шевелит,
Санникова где волшебный есть мир.
Каждый, наверное, в это всё ж верит:
В сказку, которая в душах кумир.

Ветер - пастух, принеси миражи нам,
И горизонт приоткроет экран.
Кто не бывал здесь, тогда и увидит
Сказку, что спрятал давно океан.

P.S. – Бегичев и Столбовой – это острова в море Лаптевых.

   Сама полярная станция Бунге состояла из добротного дома, это раньше он был добротный, пока работала станция. Сейчас всё заброшено, станция закрыта. Охотники и копатели мамонтовых костей испортили единственное здание: зачем-то побили всё оборудование, разбили ртутные градусники, а ртуть разлили по всему помещению. Теперь там находиться не безопасно, воздух пропитан парами ртути, а саму ртуть можно найти во всех углах.
 
   Недалеко от метеоплощадки расположен жилой кунг – небольшое помещение, где есть буржуйка, также здесь сохранились продукты, в этом помещении закон Севера ещё существует. В такой теплушке спокойно можно пересидеть несколько недель, в ожидании благоприятной погоды.


Эта станция в прошлые времена была действующей обитаемой и современной: рядом с главным зданием находится ветряк, который вырабатывал электроэнергию от ветра. Чего-чего, а этого добра здесь достаточно. Вот что нам рассказала эта “ветреная станция”.


п/с "Бунге"

Старый ветряк, возвышаясь на горке,
Он словно живой, и нам говорит:
"Смажьте суставы, пожалуйста, дольки
Слушайте, сердце моё как скрипит.

Ветер старается сделать дыханье
И развернуть поудобней меня.
Брошенный я и к чему наказанье?
Я же послушный, не нужно ремня".

Станция Бунге “скончалась, истлела”,.
Ветер хозяин в суровых краях,
Между строений он ходит умело;
И чайки орут, как птицы в полях.

Крепкая станция, что с нею стало?
Да и не только с нею одной...
Нет нас нигде и осталось так мало,
Кто управляет нашей страной?

Ржавый строй бочек угрюмый на вахте.
Старый ветряк просит помощи всех.
Нет никого. “Привет гауптвахте!”.
Снег гонит ветер, в краях только тех.


    В 15:00 по местному времени 30 августа повалил снег такой силы, что с судна не стало видно берега. Пришла информация с береговой экспедиции, что один трактор еле тянет пустую телегу, люди идут пешком. Первый трактор идёт по  GPS (global position system) в точку  падения РИТЭГов, второй следует за ним, но отстаёт, а след первого заметает.
 
   Трактора изготовлены на гусеничном ходу, траки сделаны из резины, но посадка у трактора очень низкая. Поэтому было принято решение: слабый трактор отправить назад, на берег, но и первый трактор увяз в болоте. После героических усилий трактор вытащили, но решили вернуться домой. Пешком сходили к месту падения генераторов, убедились в наличии последних. Вся экспедиция так же пешком вернулась на берег.

   Непогода разыгралась не на шутку, поднялась крутая волна. Судовую баржу подняли на борт, а люди на берегу спрятались в кунге с печкой, но там, к сожалению, есть только одна широкая кровать, а в отряде - пятнадцать человек.

   Стихия бушевала всю ночь и следующий день. Через день, во второй половине, непогода стала утихать. На совещании было принято окончательное решение: вызвать вертолёт с Тикси и с его помощью доставить повреждённые РИТЭГи на берег, то есть повторить операцию, которая была произведена в Хатангском заливе.
 

   Пилотировал вертолёт ас - командир тиксинского звена Хачатуров В.В.. От Тикси до нашего места ему три часа лёта. К его прибытию на берег уже была доставлена для него закуска в виде авиационного керосина. Заправившись, он успешно справился с поставленной задачей.

   Трактора, закупленные на Западе за бешеные деньги (каждый стоит около 120.000 долларов), оказались не дееспособные для работы в тундре. По плотному снежному насту они, может, и могут ползать, но по сырой проваливающейся тундре они не смогли пройти и пустыми. Погрузив генераторы в трюма, мы двинулись в обратный путь.

   Радиационный фон в лобовых каютах у переборки (трюм находится перед надстройкой) составил семьдесят микрорентген в час при норме двадцать, после этого все жители лобовых кают со своих коек перебрались спать на диванчики соседних кают, так как койки расположены как раз у лобовой переборки.


   3 сентября ошвартовались в Тикси. Экспедиция была завершена, и теплоход взял курс на Мурманск. Так закончилось моё маленькое последнее путешествие на борту г/с “Яков Смирницкий”.


Чайка

Чайка спит, качаясь на волне,
Клювом воду черпая “в отключке”.
Старая она и - в стороне,
А подальше - молодёжь и в кучке.

Чайка дремлет, глаз закрыт совсем.
Только клюв чуть-чуть воды коснётся,
Веком дёрнет, мыслит: "Что же съем?
Может, счастье мне и улыбнётся?"

Хитрая старушка за бортом,
Знает, когда камбуз убирают.
И, заметим, что при том, при всём
Моряки же чаек не пугают.

Молодёжь на страже, вдалеке,
Учатся у старой расслабляться.
Их желудки просто налегке,
Опыта приплыли набираться.

Опыт к нам приходит не спеша,
Как мозоль, растёт он постепенно.
Кто за опыт не платил гроша,
Тот голодный ходит - это верно.