Очень важно разобраться в процессах развития общества. Иначе элементарно запутаться, например, почему те кто ратуют за мультикультурность, как-то очень неприветливо относятся к понятию интернационализм, хотя общий семный анализ обоих слов показывает, что это типа синонимы.
Но на деле мульткультурность и интернационализм обращаются к разным феноменам, которые, впрочем, иногда одинаково или почти одинаково называются. Есть этнос, а есть нация. Есть национальность, а есть «многонациональный народ». Если учесть, что народ – это русский эквивалент слова нация, то логику вообще можно потерять.
Есть то, что давайте назовём «этнос». То есть, то что возникает естественно оттого, что люди живут на одной территории и их язык либо один и тот же, либо разнится незначительными диалектными особенностями. А есть государство, политическая социальность, которая уже минимум не спонтанна, а имеет специальный аппарат для своего сохранений и процветания, который есть государственная машина. Это разные уровни социальностей или общностей. В государстве могут жить граждане, отождествляющие себя к разным этносам, говорящие минимум в быту на разных языках, но они одинаково подданные этого государства.
Этносы возникают с глубокой древности, ещё даже до появления государств, хотя есть мнение, что появления этносов или племенных союзов это уже генезис государства. Но на далеких островах, где нет никакого государства, а на пальмах растут бананы и кокосы, также люди говорят на каком-то языке, и стало быть, путешественник отнесёт этих к иному этносу, чем свой, или каких-то иных островов, где языки – совсем другие. В Новой Гвинее, когда её открыли европейцы и стали её в частности изучать (включая нашего соотечественника Миклухо-Маклая), не было государства, и скорее всего не было и даже особых зачатков племенных союзов, так что папуасы чуть ли не в каждой деревне говорили на своём языке. Конечно же, у этих разных и стремящихся разнится языках было и сходство, так что лингвисты так или иначе папуасские языки определяли в общую группу.
Мультикультурность выступает за то, чтобы разные этносы фиксировались представителями культуры и культурные учреждения разных государств их стремились сохранить. Интернационализм есть политическое сотрудничество в первую очередь разных наций. Конечно, интернационализм – это также плотная интеграция и разных этносов внутри нации, иначе нация просто не состоится и начнется её распад. Мультикультурность политические аспекты интересуют мало и частенько даже наоборот: мультикультурность настаивает на том, что бы малые народы (этносы) становились вровень с уровнем нации (государственного целого), так что такая мультикультурность или раскалывает нацию-государство , или создает напряжение.
Эту путаницу между нацией, национальностью, народом, мультикультурностью, интернационализмом, очень часто специально и ещё чаще нечаянно общество не может распутать. Хотя ведь не так уж это и сложно. Одно дело язык и обычаи, на котором говорят или говорили наши родители или деды, и другое дело политическое образование. Конечно, русские о также имеют родителей и дедов, и они говорят на определенном языке, и те обычаи, те слова и выражения, те привычки, которые спонтанно достаются по наследству – это этническое. Но также государство Россия (или СССР) есть государство, граждан или подданных которого называют также русскими. В этом смысле все граждане России, СССР, Российской империи есть русские или россияне. Сложность размежевание терминов «русские» и «россияне» в наше время в том, что очень многие русские живут за пределами России, так что термин «россияне», особенно после распада СССР, выглядит относительно термина «русские ущербным. Но современное «россиянство» ущербно и относительно термина «советский» и термина « Российская империя». А в СССР и в Российской империи нередко всех подданных называли русскими. Само происхождение «этнонима», являющегося существительным, произошедшим от прилагательного, показывает, что «русский» означало «подданный государства Русь», ведь русскими были и мордва, скандинавы новгородской дружины.